Автономный подход.

Данный подход предполагает наделение регионов определенной автономией, которая дает им возможности для самостоятельного развития в рамках предоставленных им полномочий. В отличие от адресного подхода, который также оперирует конкретными регионами, речь идет не о помощи или вмешательстве центра, а о противоположном действии — предоставлении автономии и невмешательстве.

Наряду с указанными выше принципиальными подходами необходимо определить основные способы воздействия региональной политики на региональную среду. По этому признакув некоторых источниках выделяются следующие виды региональной политики:

 стимулирующая;

 компенсирующая;

 адаптирующая;

 противодействующая.

Региональное участие и региональный политический процесс

Баланс отношений "центр — регионы" предполагает конкуренцию двух политических институтов — централизованного контроля и регионального участия. Ситуация должна быть относительно симметричной, тогда можно говорить о поддержании баланса.

В отличие от региональной политики региональное участие нуждается в большей концептуализации, поскольку эта тема слабо разработана в научной литературе. Ее разработка затруднена по объективным причинам. Во-первых, иерархичность государственного устройства не позволяет развиваться многообразию форм регионального участия. Во-вторых, сами эти формы обычно устанавливает центр, делая их строго ограниченными. В-третьих, в большинстве государств институты регионального участия имеют сугубо неформальный характер, и только в децентрализованных странах, как правило, в федерациях происходит их формализация.