Личность консультанта и его позиции в процессе консультирования
Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании. Когда нет такой ясности, консультант в своей работе будет руководствоваться не определенными теоретическими принципами, а лишь ожиданиями и потребностями клиента, другими словами, будет делать лишь то, на что надеется и чего хочет клиент. Клиенты же чаще всего ожидают, что консультант возьмет на себя ответственность за успех их дальнейшей жизни и разрешит насущные проблемы - где учиться, как уладить конфликты на работе, разводиться ли с супругом и т.д.
Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Руководствуясь таким пониманием роли консультанта, обозначим некоторые основные ролевые функции (или позиции) психолога по мере усиления директивности в его поведении:
· специалист по рефлексии (поднимает вопросы для размышления);
· специалист по процессам (наблюдает за процессами решения проблем и затрагивает вопросы, отражающие обратную связь);
· ищущий факты (собирает данные и стимулирует мышление);
· выявляющий альтернативы (находит альтернативы самопонимания, ресурсов и способов деятельности клиента);
· помощник в решении проблем (предлагает альтернативы и участвует в решениях);
· инструктор и преподаватель (обучает клиента, предлагает программы совершенствования);
· пропагандист (настоятельно предлагает пути решения, направляет процесс решения проблем).
Кроме этого, консультант создает вокруг клиента здоровый психологический климат, строя и поддерживая отношения доверия, совершенствуя сам процесс консультирования. Личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования. Отсюда вопрос: “Что представляет собой консультант как человек, какие требования предъявляются к нему как к личности и профессионалу?”.
Хотя исследований в этой области достаточно много, однако однозначного ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Очень часто при описании преуспевающего консультанта как профессионалы, так и клиенты употребляют бытовые понятия: “открытый”, “теплый”, “внимательный”, “искренний”, “гибкий”, “терпимый”. Предпринимались попытки выделить свойства личности, необходимые консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности:
- проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними;
- чувствительность к установкам и поведению других людей;
- эмоциональная стабильность и объективность;
- способность вызывать доверие других людей;
- уважение прав других людей.
В плане обобщения имеющихся в литературе описаний требований к личности консультанта целесообразно остановиться на некоторых, наиболее типичных качествах, рассматриваемых как базовые для определения “модели личности” эффективного консультанта. Рассмотрим факторы, способные составить остов такой модели1 .
Аутентичность. Выделяются три основных признака аутентичного существования:
- полное осознание настоящего момента;
- выбор способа жизни в данный момент;
- принятие ответственности за свой выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего, это выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек является самим собой в поведении, он не играет роль. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не лицемерит и не заигрывает, пытаясь выставить себя в более выгодном свете. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми, естественными людьми. Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт, мнение окружающих очень часто учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в таком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Толерантность к неопределенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют “ткань” консультирования. Каждая ситуация, клиент, проблема – это всегда неизвестное, неопределенное, уникальное. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности. Поскольку многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования — соглашаться с доводами клиента или вступать в продуктивное противостояние. Способность к принятию личной ответственности основано на постоянной рефлексии своей профессиональной компетентности, ограниченности своих возможностей.
Эмпатия, как способность к сопереживанию другим людям, является одним из наиболее важных качеств личности психолога. От умения и желания “вжиться” в субъективный мир клиента зависит возможность точной идентификации проблемы.
Эффективный консультант – это, прежде всего, зрелый человек. Личная зрелость консультанта подразумевает, что он успешно решает свои жизненные проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к себе. Социальная зрелость консультанта подразумевает, что психолог способен помочь другим людям эффективно решать их проблемы, откровенен, терпим и искренен по отношению к клиентам. Имея собственную систему ценностей, он должен, руководствуясь ей в понимании смысла и содержания своей деятельности, одновременно признавать право каждого человека на собственную систему ценностей.
Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта.Профессия психолога-консультанта дает немало полезного самому консультанту. Однако, несмотря на полезность профессии, зачастую она стоит занимающимся ею людям довольно дорого. Воздействие не всегда заметно со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. Выделяются следующие аспекты этой “платы”:
- угроза утратить идентичность и “раствориться” в клиентах;
- отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);
- угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни и психической патологией (Карл Юнг называет это “подсознательной инфекцией”).
Излишняя вовлеченность в профессиональную деятельность нередко заставляет страдать семью консультанта. Консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.
Психологическое консультирование и психотерапия отнесены к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха. Представителям этих профессий грозит опасность т.н. “синдрома сгорания”. “Синдром сгорания” - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, стремлении ограничить круг и число контактов, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.
Наиболее типичными причинами “синдрома сгорания” являются:
- большая интенсивность контактов с другими людьми;
- монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
- напряженность и конфликты в профессиональной среде;
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
- работа с “немотивированными” клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
- нехватка условий для самовыражения личности на работе;
- отсутствие служебной, профессиональной перспективы;
- неразрешенные личностные конфликты консультанта.
Существует также немало конкретных способов преградить путь “синдрому сгорания”:
- культивирование других интересов, не связанных с консультированием;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания;
- разнообразная культурная жизнь;
- постановка реальных целей, умение проигрывать без ненужного самоуничижения;
- открытость новому опыту;
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- хобби, доставляющее удовольствие, и т.п.