Методы воздействия консультанта и их функции во время консультации
Таблица 3
Если клиент оказывает сопротивление воздействию психолога и не реагирует на мягкие формы воздействия психолога-консультанта, то последний анализирует возможные причины сопротивления и работает с ними. Это может быть предварено словами: “Вам трудно принять...”, “Вам не хочется согласиться...”
Важный момент воздействия в том, что обычно беседа идет на фоне негативной информации о человеке, позитивную информацию самому человеку создать трудно. Поэтому психологу очень важно проговорить с клиентом возможные позитивные варианты поведения. Вербальное проговаривание проблем, их идентификация, а еще важнее, проговаривание возможных позитивных вариантов решения настраивает человека на подсознательном уровне на последующее воплощение избранного для этого плана действий в его реальной жизни.
На этом фаза воздействия закончена, по длительности она равна примерно 15 минутам.
Четвертая стадия беседы представляет собой выработку альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы.
Консультант, работая с альтернативными решениями, должен помнить о том, что “правильное” для него решение не обязательно является таковым для клиента. Кроме того, важной особенностью психологического консультирования является то, что терапевтические задачи могут решаться лишь с участием самого клиента. От того, насколько он сумеет стать субъектом решения своих психологических проблем, зависит результативность помощи. Однако это не преуменьшает вклада консультанта, ибо ему принадлежит инициатива в выборе и формулировании консультативных задач и роль активного помощника в решении клиентом своих психологических проблем.
Первым вариантом терапевтической задачи является запрос клиента. Однако объективно для человека не всегда необходимо именно то, с чем он обращается в консультацию. Поэтому задача в процессе консультирования постепенно уточняется и изменяется. Формулирование задачи консультант осуществляет, как правило, вместе с клиентом. Мало того, задача считается сформулированной лишь тогда, когда она принята клиентом. Это не исключает возможности своего видения ситуации психологом и своих задач, которые он формулирует для себя.
Что значит сформулировать терапевтическую задачу? Фактически это значит определить, какую помощь следует оказать в данном случае, т.е. что мы хотим получить как результат консультирования. Терапевтическая задача определяется психологическими проблемами человека, точнее их деструктивным действием. В самом общем случае формулировкой задачи может быть такая: “Какие способы эффективного решения своих психологических проблем следует найти человеку, чтобы он мог устранить, уменьшить или компенсировать их деструктивное и патогенное влияние?” Это не означает, что существуют некие стандартные формулировки, подходящие для многих случаев. В каждой конкретной ситуации формулировка терапевтической задачи будет своя, не похожая на другие. По сути, это наиболее творческий момент деятельности психолога-консультанта. Однако существуют определенные общие стратегии, учитывая которые можно избежать типичных ошибок.
Во-первых, терапевтическая задача, как правило, должна быть направлена не на устранение психологических проблем клиента, а на их разрешение. Решение терапевтической задачи должно быть ориентировано на изменение качества этой проблемы.
Во-вторых, формулирование задачи должно быть ориентировано на причины психологических проблем, потому что всегда более эффективно воздействовать на причины явлений, чем на их следствия. В этом плане некоторые техники психотерапии позволяют сделать “временную регрессию”, позволяющую клиенту добиться повторения переживаний и осуществить значимую корректировку прошлых событий с целью снижения их психотравмирующего влияния.
В-третьих, нужно ставить только такие задачи, которые имеют решение. Нельзя задаваться целью изменить природу человека, даже если она - источник серьезных проблем. Следует понимать, что не всегда можно добиться тех изменений, которых вы хотите, даже если они очень желательны в данной ситуации. Попытки решить неразрешимую задачу более вредны, чем полезны.
Технологически процесс выдвижения альтернативных решений связан с некоторыми логическими шагами, снижающими исходную неопределенность ситуации. То есть исходная проблема должна быть разделена на множество промежуточных задач, последовательное решение которых представляет некий план преодоления общей (исходной) проблемы. Причем на каждом шаге в преодолении проблемы существует и, соответственно, выдвигается несколько возможных вариантов действий.
Если клиент затрудняется сам предложить вариант действий, консультант, обобщая информацию клиента, может, например, сказать: “Насколько я понял, Вы хотите возобновить отношения с ним (с ней), но сомневаетесь, стоит ли это делать?”. И далее: “А что будет, если Вы встретитесь с ним? А если не встретитесь?”. Вопросы могут быть и такие: “Как Вам кажется, а можно ли было вести себя в этой ситуации как-то по-другому?”. Цель консультанта при этом - помочь клиенту сформулировать как можно большее число возможных вариантов поведения, а затем, внимательно анализируяих, выбрать, что является наиболее подходящим для данного человека в его ситуации. Чем более конкретным, разработанным будет вариант позитивного реагирования клиента, тем больше шансов, что он действительно изменит свое поведение и отношение к ситуации.
Таким образом, с учетом принятия или непринятия клиентом некоторых из обсуждаемых вариантов складывается общий замысел действий, представляющий решение терапевтической задачи. Причем этот вариант принят самим клиентом, и это самое главное в плане вероятности достижения позитивного результата.
К сожалению, такая тщательная проработка позитивных вариантов поведения происходит не так часто. Для этого либо не хватает времени на приеме, либо сама по себе возможность иного отношения к сложившейся ситуации для клиента настолько нова и непривычна, что требует длительного осмысления и привыкания к ней. В этом случае не стоит настаивать на немедленной проработке позитивных поведенческих паттернов. Данная тема может быть предложена как материал для следующей встречи, о желательности которой стоит специально в этом случае сказать. Конечно, часто в силу различных причин человеку приходится самому обдумывать и решать, как ему быть дальше. Но, даже отпуская его для такого самостоятельного осмысления, консультанту следует подчеркнуть, что реальные изменения необходимы, понимание себя и ситуации без проявления этого вовне может не привести к желаемым изменениям в отношениях.
Содержание пятой стадии психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.
Данная стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие:
1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);
2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантомили другими необходимыми специалистами;
3) прощание консультанта с клиентом.
Остановимся последовательно на каждом из этих пунктов.
1. В консультировании важно, чтобы консультант и клиент не просто пришли к некоему совместному выводуили решению, но и то, как этот выводили точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента является одним из основных механизмов сопротивления психологическому воздействию, когда казавшиеся замечательными идеяилипуть изменения взаимоотношений вдруг начинают восприниматься клиентом как необоснованное, непонятно откуда возникшее решение. Бывает также, что у самого клиента после посещения психолога возникает желание обсудить с кем-то происходящее, поделиться новыми идеями и переживаниями. И тут оказывается, что вместо подробного и логичного рассказа человек, активно работавший во время приема, с трудом может вспомнить, о чем вообще был разговор.
Таких проблем можно с легкостью избежать, если в конце беседы консультант подведет ее итог, обобщит, о чем и зачем говорилось во время приема, выстроит основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким. Клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длиннее трех-четырех предложений. Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и именно теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах. Такой краткий пересказ содержания беседы может звучать, например, следующим образом: “Наш сегодняшний с Вами разговор был посвящен Вашим отношениям с дочерью. Мы говорили о том, что Ваши конфликты с ней в основном связаны с тем, что ей кажется, что Вы постоянно учите ее. Вы же хотите ей выразить свое беспокойство за нее, помочь советом. В ходе нашего разговора мы с Вами пришли к выводу, что если бы Вы смогли по-другому выразить свои чувства, рассказали бы ей о своих тревогах и переживаниях, Ваши отношения с ней, вероятно, изменились бы к лучшему. Ну что же, дело за Вами!”.
Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту возможность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.
2. Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающихся за психологической помощью, ориентированы на разовый прием. Безусловно, реально за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если на то нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью существует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психологом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координаты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан.
Таким образом, заключительная реплика психолога может иметь следующий вид: “Я считаю, что мы с Вами сегодня неплохо поработали. Если у Вас возникнет желание обсудить со мной еще раз ту илилюбую другую ситуацию, я буду рад встретиться с Вами снова”.
Существует точка зрения, что одним из самых удачных вариантов завершения первой беседы является принятие решения о том, что контакты клиента с консультантом продолжатся, и они встретятся еще один или несколько раз. Как показывают исследования, для того, чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него. Не стоит откладывать в долгий ящик и решение вопроса о том, когда именно будет следующая встреча, об этом не стоит созваниваться дополнительно и т.п., поскольку после перерыва или в ожидании дополнительной договоренности желание прийти может угаснуть. Лучше, если сразу будет назван день и час следующей встречи, удобный и консультанту и клиенту.
Планируемая встреча - часто хороший повод для клиента, чтобы начать более активно работать над собой самостоятельно, размышлять о себе и других. Помочь ему в этом могут домашние задания, предлагаемые клиенту консультантом в конце встречи, обычно в качестве домашнего задания выбирается нечто, что уже обсуждалось в ходе беседы и что, как считают оба собеседника, полезно было бы скорректировать, изменитьили глубже понять в результате наблюдения или тренировки.
Для первой встречи характерна большая активность консультанта. Следующая встреча должна нагляднее показать клиенту характер разделения ответственности. Нередко клиент не знает, что делать во время следующей встречи, особенно если чувствует, что достаточно рассказал о себе на предыдущей встрече. На представленном ниже примере показывается вариант того, как консультанту следует вести себя в подобных случаях1 .
Если клиент с самого начала встречи молчит, ожидая высказывания консультанта, можно сказать: “В прошлый раз я задал много вопросов о Ваших проблемах и о том, с чем они могут быть связаны. С сегодняшнего дня я хотел бы, чтобы Вы взяли на себя инициативу в выборе дальнейшей тематики, а не ждали новых вопросов. Ведь только Вы знаете, что в действительности происходит с Вами. Итак, в данный момент Ваши чувства подскажут, о чем мы должны говорить сейчас”.
Если клиент продолжает молчать, консультант может спросить его: “О чем Вы думали, направляясь на сегодняшнюю встречу?” Напряженный, беспокойный, ожидающий помощи лишь от консультанта клиент часто склонен ответить: “Ничего”.
На это можно сказать: “Мне кажется, что трудно ни о чем не думать. А точнее, я считаю это невозможным. Всегда в голове бродят разные мысли. Вы все-таки размышляли о сегодняшнем визите. Вероятно, у Вас были какие-то надежды в отношении нашей встречи. Что Вы хотели бы?”
Если клиент ответит, что хотел бы услышать новые вопросы (а так часто и случается), консультант должен спросить:
“А каких вопросов Вы ждете?”
Если клиент ничего не хочет уточнять, можно ему сказать:
“Я чувствую, что Вы сегодня не расположены к разговору. Возможно, Вас кто-то заставил прийти сюда, сказал, что Вы обязаны?”
Как правило, в течение первой встречи удается пройти все стадии консультирования. Однако в некоторых случаях возможны (а порой и необходимы) и повторные консультации. Это происходит в нескольких случаях:
а) на первой консультации были пройдены только первая и вторая стадии консультативного процесса;
б) оказалось, что клиент первоначально говорил не о тех проблемах, которые его волнуют на самом деле, и начал открываться только на второй - третьей консультации;
в) стадия перебора гипотез потребовала длительных раздумий, а иногда и консультаций с другими специалистами (сексологом, невропатологом, юристом и т.п.).
Во всех этих случаях развитие консультативного процесса считается адекватным, но существуют и иные причины ряда повторных консультаций:
а) клиент упорно “сопротивляется”;
б) начинает “играть” с консультантом, а консультант втягивается в “игру”, не замечая этого;
в) развивается положительный перенос (часто эротический). Клиент “липнет” к консультанту;
г) клиент является “пограничным” (или настоящим психопатом), а консультант питает иллюзии о том, что сможет ему помочь как адекватной личности.
3. Прощание с клиентом - во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание.
Следует избегать ситуации, когда в дверь, открытую для уходящего клиента, врывается другой. Такой поток может оттолкнуть тех, кому важны личные, доверительные отношения с профессионалом.
Может случиться, что прием проведён не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность. Важно, чтобы и в этом случае психолог до конца оставался профессионалом – был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания, достойно и вежливо сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать визит в консультацию.
Иногда думают, что клиент каждый раз должен уходить от консультанта более счастливым, чем пришел. На самом деле он должен уйти от психолога более уверенным, но с пониманием того, что надо обязательно что-то менять в себе и своей жизни. Психолог в этом плане не освобождает мгновенно человека от страданий, а лишь придает его страданиям конструктивную направленность.
Рассмотрим вопрос, связанный с возможными случаями отказа от консультирования и необходимостью направления клиента к другим специалистам. Наиболее частыми причинами выступают следующие:
- консультант некомпетентен решать проблему, изложенную клиентом;
- различия личностей клиента и консультанта настолько велики, что мешают завязать и поддерживать консультативный контакт;
- клиент является другом или родственником консультанта, с ним трудно долгое время поддерживать консультативные отношения, и это делает невозможным серьезное психологическое консультирование;
- клиент по каким-либо причинам отказывается обсуждать свои проблемы с психологом;
- после нескольких встреч с клиентом напрашивается вывод, что консультативный контакт неэффективен и мала вероятность изменения его в продуктивном направлении.
Как и сам процесс консультирования, процесс направления клиента к другому специалисту должен основываться на уважении и доверии к клиенту. Консультант должен ознакомить его с возможными вариантами консультирования, а выбирать должен сам клиент. Лучше направлять клиента не вообще в какое-либо учреждение, а к конкретному специалисту. Для этого консультант должен быть знаком с профилем учреждений и возможностями тех специалистов, которые там работают. Иногда бывает лучше, если сам консультант позвонит и договорится о приеме для клиента, однако наиболее правильно будет возложить на самого клиента ответственность за обращение.
В заключении попытаемся структурировать все изложенное о процессе консультирования в специальной таблице (см. табл. 4)1 .
Содержание и задачи стадий психологического консультирования
Таблица 4
№ | Основные стадии и их содержание | Время | Решаемые задачи | |
Консультантом | Клиентом | |||
Установление контакта с клиентом | до 5 мин. | Установление раппорта | Достижение психологического | |
- встреча клиента (рукопожатие, знакомство) - усаживание, пауза молчания (20-60 сек.) | (достижение взаимопринятия и взаимопонимания) | комфорта, принятие личности психолога | ||
- вопрос о причине обращения |
№ | Основные стадии и их содержание | Время | Решаемые задачи | |
Консультантом | Клиентом | |||
Уяснение проблемы клиента | 10-15 мин. | Уяснение характера и содержания | Осознание контекста заказа и своей роли в происхождении | |
А | Анализ содержания жалобы клиента: | психологической | психологической информации | |
а-1 | Анализ локуса жалобы (объектный, субъектный) | проблемы | ||
а-2 | Анализ самодиагноза клиента | |||
а-3 | Анализ психологического запроса клиента | |||
а-4 | Анализ скрытого содержания жалобы и подтекста | |||
Б | Анализ психологической ситуации: | |||
б-1 | Определение обстоятельств, способствующих развитию психологической проблемы | |||
б-2 | Определение круга лиц, нуждающихся в психологической помощи | |||
б-3 | Прогнозирование возможного развития ситуации и нежелательных психологических последствий | |||
В | Анализ реальных психологических проблем: | |||
в-1 | Выдвижение первоначальных гипотез относительно содержания психологических проблем, их причин и механизмов возникновения и развития | |||
в-2 | Уяснение внутреннего мира клиента, его возможностей в решении проблемы (при необходимости – проведение мероприятий углубленной психодиагностики) | |||
в-3 | Проверка сделанных предположений, формулирование психологического диагноза и интерпретация его клиенту | |||
в-4 | Вывод о наличии проблем, выходящих за пределы компетенции психолога-консультанта | |||
Осознание желаемого результата | 10-15 мин. | Направленное воздействие на мысли и чувства клиента | Осознание возможности позитивного решения проблемы | |
А | Констатация наличия потребности в помощи | (подведение к инсайту) |