Физическое распределение
Физическое распределение включает в себя все мероприятия по физическому перемещению товара от производителя к потребителю:
· внутрифирменная транспортировка;
· формирование запасов у производителя;
· административная деятельность по управлению запасами и внутренней транспортировкой;
· внешняя транспортировка;
· управление запасами у потребителя.
Затраты на физическое распределение достаточно высоки. Их среднестатистический уровень составляет 13,6% от розничной цены у производителей товаров и 25,6% - у торговли.
Распределение этих затрат следующее:
· 44% - затраты на создание запасов (неполученная прибыль за омертвевший в запасах капитал);
· 16% - затраты на складирование (арендная плата, разгрузка, сортировка, размещение, погрузка товара);
· 23% - затраты на внешнюю транспортировку;
· 9% - затраты на внутреннюю транспортировку;
· 8% - затраты на административную деятельность и накладные расходы.
Целью материального распределения является обеспечение доставки товара в нужное место, в нужное время и с минимальными затратами. Однако, высокий уровень сервиса, обеспечивающий быструю доставку в нужное место требует и высокий уровень издержек на поддержание больших товарных запасов на многочисленных складах, на быстрый транспорт. Поэтому процесс физического распределения оптимизируют. При этом определяют потребности в уровне сервиса покупателей, предложения конкурентов и вырабатывают свой определённый уровень обслуживания потребителей. Критериями уровня обслуживания являются:
· желательное время доставки;
· желательное количество;
· желательный уровень надёжности доставки;
· возможности дополнительных доставок в экстремальных случаях;
· допустимый процент повреждения товара.
Примером высокого уровня обслуживания является работа компании XEROX, которая гарантирует покупателям устранение неисправностей в работе их продукции в течение трёх часов в любой точке США.
Одним из наиболее затратных элементов физического распределения является транспортировка. При выборе средств транспорта учитывают вес кубического метра груза и его цену. При высоком весе и низкой цене (руды, строительные материалы и т.п.) используют медленный, дешёвый транспорт: водный, железнодорожный. При противоположной ситуации - лёгкий, дорогой товар (одежда, украшения и т.п.) - быстрый и дорогой транспорт, т.к. затраты на него составляют малую часть от продажной цены. Требованиями к транспорту являются:
· скорость;
· частота поставок;
· надёжность;
· универсальность по перевозимым продуктам;
· доступность транспорту любой точки назначения;
· издержки в тоннах на км.
На основе приведённых критериев Ф.Котлер предложил следующую оценку видов транспорта (табл.5):
Таблица 5
Оценка видов транспорта:
Пятибалльная система. 1 - высший ранг, 5 - низший ранг.
вид транспорта | скорость | частота | надёж-ность | универсальность | доступ-ность | стоимость |
ж/д | ||||||
водный | ||||||
автомобил. | ||||||
трубопров. | ||||||
воздушный |
8.6. Розничная торговля
Розничная торговля - это последнее звено в процессе перемещения продукта от производителя до конечного потребителя, это деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям для личного использования.
О масштабе этого типа бизнеса говорят следующие цифры: 25% коммерческих предприятий Запада - это розничная торговля; в США в ней занято 16 млн. служащих. Американцы доминируют среди 100 крупнейших компаний розничной торговли. В 1994 году 36 из этих 100 были американскими (с совокупным оборотом 1200 млрд. долларов и 39% общего оборота). Их догоняет Германия, Франция, Япония, Великобритания.
В розничной торговле в настоящий момент происходят быстрые и значительные изменения. По всему миру энергично внедряются всё новые методы торговли и сервиса. Особенно это заметно в Европе.
Таблица 6
Крупнейшие мировые концерны розничной торговли по объёмам продаж 1994 г. в млрд. долларов.
Уолл-Март | США | 82,5 | |
Метро (включая Кауфхоф и Аско) | Германия | ||
Кей-Март | США | ||
Эдека Централе (включая АВА) | Германия | 32,4 | |
Тенгельманн | Германия | 31,7 | |
Сирз Робак | США | 29,5 | |
Реве Централе | Германия | 26,3 | |
Альди | Германия | ||
Дайэй | Япония | 24,9 | |
Каррефур | Франция | 24,6 |