Всемирная торговая организация (ВТО)/Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

ГАТТ, предшественник ВТО, было создано в 1947 г. ГАТТ – это международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути – это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.

Основнаяцель ГАТТ – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ/ВТО основывает своюдеятельность на следующих принципах:

1. торговля должна быть недискриминационной (применение режима наибольшего благоприятствования и национального режима);

2. национальная промышленность должна быть защищена только с помощью таможенных тарифов, использование количественных ограничений не допускается, все меры количественных ограничений должны трансформироваться в тарифные пошлины;

3. тарифы должны сокращаться посредство мировых переговоров и не могут быть впоследствии повышены;

4. страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних действий.

5. разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

6. транспарентность торговой политики;

7. развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

8. предоставление льготного режима для развивающихся стран;

9. заключение региональных торговых соглашений;

10. установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Несмотря на то, что ГАТТ эффективно действовало на протяжении ряда десятилетий, в 80-е гг., в связи с резким скачком в развитии торговли в 60-80-е гг., возникла необходимость реформирования системы ГАТТ. Был проведен ряд раундов переговоров по этому вопросу. Наиболее значимым явился Уругвайский раунд переговоров (1986-1994). По его результатам было принято решение о создании ВТО.

С 1 января 1995 г. начала свою деятельность ВТО.

Несмотря на то, что ГАТТ и ВТО имеют сходные цели, данные структуры различаются между собой:

Ø ГАТТ – это система торговых соглашений, а ВТО является как системой соглашений, так и международной организацией;

Ø ВТО имеет более совершенную структуру управления;

Ø в ВТО усилен контроль за соблюдением странами торговых соглашений;

Ø ГАТТ являлось неформальным объединением, «клубом» стран, ВТО – официальная международная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН.

Правовой основой ВТО являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому ВТО часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят еще несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, имеющих одинаковую силу для стран-членов.

Главная цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Сейчас в ВТО входят 150 государств (с января 2007 г. – Вьетнам); еще 31 государство, включая Россию и Украину, имеют статус наблюдателей и ведут переговоры о присоединении.

Страны, желающие вступить в ВТО, должны:

- начать процесс сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток времени.

- пойти на торговые уступки.

- выполнять уставы ВТО (особенно принцип недискриминации).

Высшим органом ВТО, принимающим стратегические решения, является Конференция министров, состоящая из представителей государств-членов. Она созывается не менее одного раза каждые два года. Исполнительным органом ВТО является Генеральный Совет,также состоящий из представителей государств-членов. Высшим должностным лицом ВТО, представляющим данную организацию как в отношениях между ее членами, так и на международной арене, является Генеральный директор ВТО. Генеральный Совет делегирует функции Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Организационную работу по обеспечению деятельности ВТО осуществляет Секретариат ВТО.

Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.

Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:

- получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Цели России при присоединении к ВТО:

- получение лучших по сравнению с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательства в соответствии с нормами ВТО;

- расширение возможностей стран-членов ВТО, в частности в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире в качестве полноправного участника международной торговли.

По оценке Всемирного банка, присоединение к ВТО поможет России увеличить свой ВВП на 3 % в ближайшее время и на 11 % в будущем.

Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. После создания ВТО России пришлось в 1994 г. обновить свою заявку. Переговоры о вступлении России в ВТО идут по двум основным направлениям. Одно – это серьезный экзамен российского внешнеторгового законодательства на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на которых страны – участницы ВТО одобрят присоединение России к ГАТТ и другим договоренностям этой организации. Другое – это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

Требования, предъявляемые к России при вступлении в ВТО:

1. Либерализация доступа иностранной рабочей силы на российский рынок труда.

2. Либерализация доступа иностранных фирм на российский рынок услуг.

3. Снижение ставок импортных пошлин до уровня, значительно более низкого, чем в странах ЕС, США и некоторых других странах-членах ВТО.

4. Отмена мер нетарифного регулирования импорта.

5. Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители.

6. Полная либерализация экспорта.

7. Предоставление нерезидентам национального налогового режима.

8. Распространение на страны СНГ принципа взимания НДС в стране назначения, в том числе в отношении экспорта газа и нефти.

9. Отказ от различных субсидий производителям на федеральном и региональном уровнях, а также от других мер поддержки, составляющих основу российской системы.

10. Отказ от поддержки сельского хозяйства.

11. Присоединение к необязательным соглашениям и инициативам в области импорта, гражданской авиатехники и к соглашениям о правительственных закупках.

12. Следование нормам ВТО при участии в торговых соглашениях, зонах свободной торговли и таможенных союзах (СНГ и союз России и Беларуси этим нормам не соответствуют).

13. Приведение порядка лицензирования алкогольной и фармацевтической продукции в соответствие с положениями соглашения по импортному лицензированию (это еще больше сузит возможности государства по пресечению нелегального вида оборота этой продукции и реализации недоброкачественной продукции).

14. Либерализация режима валютного регулирования.

15. Исключение возможности применения фиксированных цен.

16. Следование нормам ВТО о технических барьерах в торговле, о санитарных и фитосанитарных мерах, о торговых аспектах инвестиционной деятельности, о правах интеллектуальной собственности.

От российской стороны требуется выполнение этих норм и вытекающих из них обязательств с момента присоединения.

В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам.Их цель определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень “связывания” таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем. Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.