Белорусская партия «Зеленые»

Появилась в 1994 г. под названием «Зеленый мир», в 1999 г. была переименована в Белорусскую партию «Зеленые».

Главными целями партии являются создание здоровой жизненной среды для человека, социальные и природные параметры которой обеспечивают максимум возможностей для его развития. Особое внимание партией уделяется формированию и распространению экологического мышления на все сферы жизни людей.

Белорусская социально-спортивная партияобразована в ноябре 1994 года. Основными целями партии являются: создание демократического, экономически сильного, независимого и гуманного государства через совершенствование общественных форм; объединение прогрессивных сил Беларуси для социальной защиты всех слоев населения при переходе к рыночным отношениям; улучшение системы физического воспитания и здравоохранения в республике.

Задачи: усиление борьбы с преступностью и коррупцией; утверждение законности, соблюдение прав человека; приоритетное финансирование здравоохранения, спорта, образования; создание сильной социальной защиты спортсменов; содействие реализации закона о молодежи; изменение системы налогообложения; внедрение альтернативных форм образования и физического воспитания; возрождение национальной культуры и т.д.

Лозунг партии: «Здоровье народа – сила государства!».

Председатель Белорусской социально-спортивной партии – В. Александрович.

Таким образом, можно отметить, что белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.

Во-первых, в республике пока отсутствует полноценная социальная база для многопартийности, общество не структурировано, не дифференцировано в социально-политическом плане, социальные слои и группы со своими специфическими интересами только начинают складываться. Поэтому существующие в стране политические общественные организации, объединения, партии и движения, претендующие на выражение и представительство в структурах власти интересов социальных групп, внешне характеризуются чрезвычайным идейно-политическим разнообразием.

Во-вторых, формирование политических партий опережает психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно более 30% населения республики не поддерживают ни одной партии. Так, например, в результате выборов в Палату Представителей Национального Собрания Республики Беларусь 2012 года сократилось число избранных представителей партий. В парламент прошло всего пять членов партий, в том числе Коммунистической, Аграрной и РПТС. На предыдущих выборах их было семь – шесть коммунистов и один аграрий. Падение партийного представительства в парламенте отражает общую тенденцию, характерную для белорусского общества. Как показал опрос, проведенный Институтом социологии НАН Беларуси, политическим партиям в настоящее время доверяют 14,8 % населения Беларуси, не доверяют – 35,9 %. Если бы в ближайшее время в нашей стране происходили выборы по партийным спискам, то 23,6 % избирателей проголосовали бы против всех политических партий. Половина респондентов вполне вероятно вообще бы не пошли на выборы, так как они ничего не знают о партиях. Тем не менее лидеры тех партий, что попали в парламент, полны оптимизма.

В-третьих, по количественному составу большинство политических партий малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 1000 человек.

Ряд политологов отмечает, что почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия.

В-четвертых, между отдельными политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий.

Несомненно, каждая из партий имеет право на свою социальную нишу, на свои предпочтения и особенности. Но нередко это лишь амбициозные устремления лидеров партий, которые оборачиваются недоверием избирателей на выборах. Понятно, это – болезнь роста, развития. К сожалению, она пока прогрессирует.

 

4.Общественные организации и объединения Республики Беларусь.

Общественные организации играют важную роль в формировании современного гражданского общества в Беларуси, становлении демократии, защите прав и свобод граждан. Все более заметным становится их вклад в решение общенациональных и региональных задач, связанных с социальной защитой населения. На сегодняшний день в мировой практике общепризнанным обозначением общественных организаций является термин «третий сектор» (первый сектор – государственный, второй сектор – коммерческий).

В соответствии с Законом Республики Беларусьот 4октября 1994г. № 3254-ХII «Об общественных объединениях» общественным объединением «является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав».

В Республике Беларусь создание и деятельность общественных объединений регулируется следующими основными нормативными правовыми актами:Конституцией Республики Беларусь,Декретом Президента Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях» (в редакции от 19 июля 2005 г.), Законом Республики Беларусь «О политических партиях» (в редакции от 19 июля 2005 г.),а также Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах», Избирательным кодексом Республики Беларусь.

В Беларуси особое значение придается развитию молодежного движения, которое является главным ресурсом в реализации молодежной политики государства. Молодежное движение в стране регламентируется Законами: «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» от 24 апреля 1992 г., «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г.

В республике зарегистрировано 36 профессиональных союзов, 2 221 общественное объединение (224 международных, 702 республиканских и 1 295 местных), 22 союза (ассоциации) общественных объединений, а также 75 фондов (8 международных, 3 республиканских и 64 местных).

По направлениям деятельности на территории Республики Беларусь зарегистрированы следующие общественные объединения: физкультурно-спортивные – 521, благотворительные – 350, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные – 289, молодежные – 168 (в том числе детские – 23), инвалидов войны и труда, ветеранов – 138, национальных меньшинств – 103, научно-технические – 98, сторонников природы, памятников истории, культуры – 71, творческие – 42, женские – 33 и прочие – 408.

Ядро белорусского гражданского общества составляют самые крупные и мощные по своей деятельности общественные объединения: профсоюзы, входящие в Федерацию профсоюзов Беларуси, молодежные, женские, ветеранские.

ФПБ (численность – более 4 миллионов членов, 21 500 первичных профсоюзных организаций); ОО «БРСМ» (численность – 492 612 человек, 12 864 первичных организации); ОО «Белорусский союз женщин» (173 000 членов, 6 094 первичных организации); РОО «Белая Русь» (84 565 человек, 5 015 первичных организаций); Белорусское общественное объединение ветеранов (численность – 2 453 000 человек, 5 905 ветеранских организаций).

Общественные объединения оказывают существенное влияние на рост конструктивной социально-политической активности населения, осуществляя такие важные функции, как:

участие в подготовке и проведении акций и кампаний, имеющих важное общественно-политическое значение для региона и государства в целом;

проведение агитационно-пропагандистской работы среди населения, направленной на разъяснение политического курса нашего государства;

взаимодействие между собой с целью эффективной практической реализации социальных программ.

Важную роль в структуре гражданского общества Республики Беларусь играют государственно-общественные объединения. Это общественные организации, основной целью деятельности которых является выполнение возложенных на них государственно значимых задач, направленных на реализацию жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах общественной деятельности.

В республике функционируют 7 государственно-общественных объединений: Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь (ДОСААФ), Белорусское добровольное пожарное общество (БДПО), Президентский спортивный клуб, Белорусское физкультурно-спортивное общество «Динамо», Белорусское республиканское общество спасания на водах (ОСВОД), Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), Белорусское общество «Знание».

Республиканские государственно-общественные объединения сочетают в себе все признаки общественных объединений, но в то же время создаются, реорганизуются или ликвидируются исключительно Президентом Республики Беларусь или с его согласия. Это обусловлено выполнением задач, имеющих государственную значимость, а также имущественным участием государства в их деятельности.

Показателями возросшей инициативности общественных организаций в обществе являются выработка и реализация единой стратегии поддержки конструктивными силами политического курса государства, а также повышение общественного самосознания и гражданской активности населения. Убедительным примером служит деятельность Республиканского координационного совета руководителей политических партий и общественных объединений, который включает в себя представителей от 42 общественных структур.

Такая мощная концентрация сил политических единомышленников способствует принятию конструктивных решений по политическим и социально-экономическим вопросам в государстве.

Цель консолидации белорусского общества и объединения всех конструктивных сил, оказания поддержки власти на всех уровнях ставит перед собой Республиканское общественное объединение «Белая Русь».

РОО «Белая Русь» день ото дня играет все большую роль в жизни общества. Для реализации поставленных задач в организации обозначен ряд направлений деятельности: укрепление общественного согласия, реализация социальных проектов, содействие развитию реального сектора экономики, поддержка молодежи, общественный контроль и международное сотрудничество.

В сфере деятельности этого общественного объединения находятся самые различные вопросы и проблемы.

Разработана Программа РОО «Белая Русь», которая включает в себя широкий спектр задач. Согласно Программе, «Белая Русь» взаимодействует с государством в решении таких важных задач, как инициирование, поддержка и участие в реализации важнейших социально-экономических и инновационных проектов, направленных на реализацию государственной программы по модернизации экономики. Под девизом «Белая Русь – с любовью к детям» проходит акция по укреплению и поддержке института семьи, воспитанию у подрастающего поколения семейных ценностей. Оказывается помощь детям-инвалидам, сиротам, детям из малообеспеченных и неблагополучных семей, детским домам семейного типа.

С целью установления обратной связи с населением в РОО «Белая Русь» практически во всех регионах страны созданы и работают 45 общественных приемных, куда люди могут прийти не только с жалобами, но и с идеями и конструктивными предложениями, интересными проектами, которые могут способствовать развитию региона и государства в целом.

Защитная функция профсоюзов сегодня определяется следующими направлениями их работы: нормотворческая деятельность; совершенствование системы социального партнерства; коллективно-договорное регулирование трудовых отношений; осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда; оказание правовой помощи трудящимся.

Цель нормотворческой деятельности – инициирование и поддержка принятия законов, отвечающих интересам трудящихся, и недопущение вступления в силу законодательств, ущемляющих их интересы. Предложения и замечания профсоюзов были учтены при внесении изменений и дополнений в Жилищный кодекс Республики Беларусь, в проекты нормативных правовых актов, касающихся организации труда и социальной защиты работников.

Активное участие ФПБ принимала в разработке Закона Республики Беларусь «Об охране труда». С его принятием урегулированы общественные отношения в области охраны труда и расширены полномочия профсоюзов в области защиты прав граждан на здоровье и безопасные условия труда.

Федерация профсоюзов представила свои предложения по проектам государственных и национальных программ. В их числе проекты: Соглашения о правовом статусе трудящихся – мигрантов и членов их семей (в рамках ЕврАзЭс), Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 гг., Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на 2011–2025 гг., Национального плана действий по обеспечению гендерного равенства на 2008–2010 гг.

Другим не менее важным направлением деятельности профсоюзов стало совершенствование системы социального партнерства, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений.

В рамках социального партнерства Федерация профсоюзов Беларуси проводит мониторинг экономической ситуации на производственных предприятиях страны, ведет постоянные консультации с Правительством, оказывает материальную поддержку профкомам предприятий. Совместно с социальными партнерами она последовательно осуществляет поддержку курса построения белорусского государства. Создан и эффективно работает Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, где представители Правительства, нанимателей и профсоюзов договариваются по всем возникающим проблемам и вопросам.

Третьим направлением деятельности профсоюзов является работа по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, норм охраны труда, а также оказание правовой помощи трудящимся.

Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси имеет право проверки любого предприятия (учреждения), независимо от формы собственности и наличия на нем профсоюзной организации, на предмет соблюдения законодательства о труде.

Важной функцией профсоюзов является создание благоприятного морально-психологического климата в трудовых коллективах.С этой целью профсоюзами проводится широкая культурно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Сегодня в ведении профсоюзов находятся 164 клубных учреждения, в которых функционируют 1 200кружков и коллективов художественного самодеятельного творчества. Число занимающихся в них составляет 25 тыс. человек. В ведении и пользовании профсоюзов находятся также 290 библиотек. В последние годы Федерацией профсоюзов Беларуси проведен ряд акций по пополнению книжного фонда библиотек республики, особенно сельской глубинки.

Федерация профсоюзов Беларуси сегодня вносит свой вклад в осуществление государственных социальных программ и проектов. Так, ею проводится постоянная благотворительная акция «Профсоюзы – детям», которая имеет целью заботу о воспитанниках детских интернатных учреждениях, детях-сиротах, а также детях, оставленных без попечения родителей.

ФПБ разработана программа работы с ветеранскими организациями. На базе учреждения Республиканский Дворец культуры ветеранов, являющегося собственностью ФПБ, функционируют республиканский, минский городской и областной Советы общественных объединений ветеранов. Федерация профсоюзов взяла на себя затраты на их содержание: коммунально-эксплуатационные расходы, зарплата штатным работникам, финансирование организационных и досуговых мероприятий ветеранов.

Деятельность ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» направлена на создание условий для всестороннего развития молодежи, раскрытие ее творческого потенциала, подготовку молодежи к решению актуальных общественно значимых задач, стоящих перед страной.

ОО «БРСМ» – организатор патриотических акций «Квiтней, Беларусь!», «Мы – граждане Беларуси!», «Я – гражданин Беларуси». В рамках проведения торжественных отправок в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь в Союзе молодежи проводится акция «Призывник».

БРСМ – инициатор привлечения молодежи к активному и здоровому образу жизни через организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Благодаря работе, проведенной активистами БРСМ, популярными среди молодежи стали такие игровые виды спорта как бильярд, боулинг, пейнтбол, страйкбол, мини-футбол.

Ежегодно Союз молодежи совместно с Министерством спорта и туризма, Министерством образования, РГОО «Президентский спортивный клуб», фондом социальной поддержки детей и подростков «Мы – детям» и клубом «Золотая шайба» проводят республиканские соревнования по хоккею среди подростков «Золотая шайба» на призы Президента Республики Беларусь.

В канун Международного дня отказа от курения БРСМ организует и проводит кампанию «Нет курению!». В рамках кампании проводятся лекции, диспуты, тематические акции «День без сигарет», «Бал здоровья», «Меняй сигарету на конфету», «Молодежь – за крепкие здоровые семьи и здоровое будущее!», «Не валяй дурака – книга лучше табака!», «Предупрежден – значит вооружен» и др.

Важным направлением является развитие рационализаторства и изобретательства в молодежной среде. По инициативе Республиканского центра творческой и научной молодежи при ЦК ОО «БРСМ» был проведен семинар на тему «Активизация участия творческой и научной молодежи в реализации инновационной политики Республики Беларусь» совместно с Управлением Белорусской железной дороги и Национальной академией наук Беларуси. В рамках данного мероприятия прошла презентация технических разработок молодых ученых, были обсуждены вопросы дальнейшего сотрудничества трех организаций в области реализации инновационной политики государства.

Много внимания уделяется развитию стройотрядовского движения. Целью работы студенческих строительных отрядов, помимо заработка денег, является воспитание молодежи в духе коллективизма, творческого отношения к труду, высокой нравственности. В текущем году в Беларуси организована работа стройотрядов на 848 объектах (2008 год – 837 объектов) в области строительства, сельского хозяйства, образования, охраны окружающей среды, в сфере оказания услуг.

Основная цель работы с молодежью в трудовых коллективах – создание условий для ее активного включения в процесс социально-экономического развития страны. Приоритетность направлений государственной молодежной политики определяется первоочередными задачами государства. Одной из таких задач является обеспечение качественно нового уровня жизни на селе.

В этой связи реализуется комплекс мер по активизации работы БРСМ с молодежью на селе.

Традиционным стало проведение в сельской местности республиканского конкурса «Лучшее сельское подворье» и семейного сельскохозяйственного проекта «Властелин села».

Динамично развивается в БРСМ волонтерское движение «Доброе сердце», которое включает следующие направления:

индивидуальная благотворительная помощь детям из неблагополучных и опекунских семей, сиротам, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, пожилым, одиноко проживающим людям, лицам, находящимся на лечении в медицинских учреждениях;

организация творческих концертов, выставок, конкурсов, спартакиад в детских домах, школах-интернатах, воспитательных колониях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних, летних оздоровительных лагерях.

Волонтерские отряды созданы во всех регионах страны. Например, в Минской области действуют 17 отрядов, в состав которых входит 427 молодых людей, в Могилевской области – 119 волонтерских отрядов численностью 2 406 человек. В целом же по республике количество волонтеров составляет более 10 000 человек.

Волонтеры БРСМ постоянно проводят разнообразные акции для детей, находящихся в сложной социальной ситуации. Самыми масштабными из них являются: «Студенты – детям», «Сердцем к сердцу», «От улыбки станет мир светлей», «Наши сердца – детям» и др.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое гражданское общество и каковы его основные элементы в Республике Беларусь?

2. Каковы политико-правовые основы деятельности политических партий?

3. Назовите функции политической партии.

4. Охарактеризуйте типы политических партий.

5. Проанализируйте политические платформы партий в РБ.

6. Проанализируйте степень эффективности деятельности общественные организации и объединения Республики Беларусь.