Развитие представлений о движении
В науке исторически сложились две концепции в понимании движения | ||
Диалектическая концепция | Метафизическая концепция | |
Движение есть способ существования материи. Это означает, что вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте, в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений | Метафизический субстанциализм: Объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение – нечто внешнее, налагающееся на объект. Абсолютизация субстанции | Идеалистический релятивизм: Отрицание субстанции вообще. Провозглашение чистого движения, существующего без носителя. Абсолютизация движения |
Движение – Развитие
Движение | Развитие |
Любое изменение вообще, независимо от его характера, направления и результатов | Особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования |
Основные формы движения | Развитие характеризуется |
Механическая Физическая Химическая Биологическая социальная | Направленностью Поступательностью Преемственность Моментами повторяемости Отрицанием старого и проявлением нового Развитие есть процесс |
Взаимосвязь основных форм движения материи
Диалектический взгляд | Метафизические взгляды |
Низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество | Высшие формы сводимы к низшим При изучении высших форм движения не учитывают действия в них низших |
Развитие представлений о пространстве и времени
В науке исторически сложились две концепции в понимании пространства и времени | |
Субстанциональная концепция | Реляционная концепция |
Пространство и время - нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность. Время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит – И.Ньютон) | Пространство и время – не особые субстанциональные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов, время – последовательность их состояний (Аристотель-Лейбниц) |