Земля же бе невидима и неустроена и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.

В качестве пояснения к нему он приводит модель Г. Гамова, связывающую космологию и физику элементарных частиц. Он отмечает, что по составу элементарных частиц развитие вселенной «можно разбить на несколько эр, которые характеризуются интервалами плотности, температур и времени» [65, с. 22–23].

Первую эру физики называют адронной. «Состав вселенной в начале этой эры очень сложный и представлен частицами столь высоких энергий (ввиду гигантской температуры), что экспериментально они еще не обнаружены» [65, с. 23]. В самом деле, адронное состояние материи – не экспериментальный факт, а гипотетическое предположение. Была ли такая «эра» на самом деле, утверждать не может никто. Тем не менее, согласно толкованию о. Глеба, эта адронная эра полностью отождествляется со вторым стихом книги Бытия: «Этот период развития материи в “модели Моисея” с полным основанием может быть описан словами: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» [65, с. 23]. Какое «полное основание» для такого заключения имеет в виду автор, для читателя остается непостижимой загадкой. Нельзя же всерьез считать основанием для отождествления следующее описание: «При огромных энергиях, процессах аннигиляции и рождения частиц, материю в адронную эру, в целом, можно охарактеризовать как некую адронную плазму, представляющую бесформенную, довольно однородную смесь частиц, античастиц и излучения» [65, с. 23].

Отец Глеб не затрудняется объяснением противоречия, почему пророк Моисей определенно говорит о земле, а сам он вслед за физиками – о некой «адронной плазме». С полным произволом о. Глеб Каледа отождествляет землю со сгустком «сосуществующих частиц и античастиц» [65, с. 23]. При этом он не предоставляет для таких смелых интерпретаций ни одного богословского или научного мотива.

Традиционное церковное понимание неустроенного состояния земли иное, его можно найти в толковании святителя Василия Великогона второй стих книги Бытия: «Совершенное устройство земли означает обилие ея произведений, прозябение всякого рода растений, ... и все то, что в скором времени должно было, по Божию повелению, произникнув на земле, украсить породившую все сие. А как ничего этого еще не было, то Писание справедливо именовало землю неустроенною» [19, с. 23]. Также сказано и в псалме: В началех Ты, Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26). Итак, под землей следует понимать землю, а вовсе никакую не «адронную плазму».

Дальнейшая интерпретация о. Глебом второго библейского стиха не менее неожиданна. Он пишет: «Слово “вода” может быть истолковано как однородная бесформенная жидкостная стихия, из которой впоследствии формируются различные формы материи» [65, с. 23]. Но с какой стати слово вода может быть так истолковано – совершенно не понятно. Нам представляется как раз напротив, что это библейское слово не может быть так истолковано. Святитель Василий Великийпонимает здесь под водою воду, а не что-то немыслимое: Дух Божий, носившийся над водами, «приуготовлял водное естество к рождению живых тварей» [19, с. 32]. Святитель Иоанн Златоустпро воды пишет, что они «покрывали лице земли» и были несомненно обычными водами, хотя это была «не просто стоячая и неподвижная вода, но движущаяся и имевшая некоторую жизненную силу» [52, с. 15].

Пожалуй самым убедительным подтверждением того, что под водами во втором стихе книги Бытия следует понимать именно воды, является дальнейшее упоминание этих самых вод пророком Моисеем в Шестодневе. Во второй день Бог сотворил твердь посреде воды (Быт. 1, 6), а в третий день Бог повелел: да соберется вода яже под небесем в собрание едино и да явится суша (Быт. 1, 9). Отметим, что в трактате «Библия и наука о сотворении мiра» о. Глеб последовательно приводит все стихи первой главы книги Бытия, но опускает и оставляет без комментария именно эти обличающие его стихи с 6 по 8, где говорится о водах, оказавшихся под небесной твердью.

Итак, протоиерей Глеб не прав, когда учит, будто упоминаемые в Шестодневе воды были особой стихией, из которой формировались «различные формы материи». Пророк Моисей писал про обычные воды.

Исходя из сказанного, есть все основания считать толкование о. Глебом первых двух стихов книги Бытия некорректным: никакой «адронной эры» Библия не описывает.

Далее о. Глеб рассматривает третий стих книги Бытия: