Нормативное и индивидуальное правовое регулирование
На стадии правотворчества его результаты являются исключительно нормативными, т.к. выражаются в установлении, изменении или прекращении действия норм права, имеющих общеобязательный характер и официально рассчитанных на неоднократность их реализации, неопределенный круг лиц (субъектов-адресатов). Соответственно правовое регулирование на этой его стадии называется нормативным правовым регулированием.
На стадиях же правореализации и правозащиты правовое регулирование является главным образом индивидуализирующим. Установленные на стадии правотворчества общие нормы права уточняются, конкретизируются применительно к специфике регулируемого ими отдельного отношения. Такое правовое регулирование в теории права получило название индивидуального правового регулирования. Оно является продолжением и реальным воплощением в действительности нормативного правового регулирования на основе логической связи с ним в форме движения «от общего к частному» и «от частного к общему».
Из сказанного следует, что правовое регулирование подразделяется на нормативное правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование, имеющие различное функциональное значение в осуществлении правового регулирования в целом[270]. Их можно считать и определенными формами правового регулирования в целом. Взаимосвязь между названными видами правового регулирования зависит во многом от принадлежности национальной системы права к соответствующему типу правовой семьи – англосаксонскому или романо-германскому, мусульманскому.
В романо-германской правовой системе индивидуальное правовое регулирование не является дополнением нормативного правового регулирования. Здесь субъекты индивидуального правового регулирования не могут устанавливать новые правила, которые равнозначно по своей юридической силе дополняют правила реализуемых ими законов, иных нормативных правовых актов или изменяют, либо прекращают их действие. Они могут лишь дедуктивно конкретизировать общие правила законов (в их широком смысле) применительно к определенным лицам (индивидам) и конкретным условиям и обстоятельствам их взаимоотношений, тем самым не выходя за рамки правореализации и не допуская правотворчества, внешне скрытого этой правореализацией.
В логико-философском плане это означает, что индивидуальное правовое регулирование есть регулятивно-познавательное движение только «от общего к частному, единичному», но не есть движение от «общего к особенному», характерное для подзаконного правотворчества в рамках соотношения «общее - особенное - частное».
В этом случае встречающееся в юридической литературе выражение «индивидуальное правовое регулирование дополняет нормативное правовое регулирование» следует понимать только как дедуктивную конкретизацию абстрактно-общих норм права, реализуемых применительно к конкретным субъектам в их соответствующих конкретных отношениях, т.е. в рамках соотношения «общее – частное, единичное» или «особенное – частное, единичное». Это значит, что здесь речь идет о логическом дополнении, но не о правотворческом дополнении нормативного правового регулирования индивидуальным правовым регулированием (теоретически - в рамках системы правового регулирования[271]).
В англосаксонской правовой системе, наоборот, индивидуальное правовое регулирование способно правотворчески дополнять нормативное правовое регулирование, являясь равнозначным ему по своей юридической силе. Главным образом это проявляется в судебном правоприменении, вырабатывающем и новые правила судебного прецедента как источника права, исходя из типовых особенностей конкретных обстоятельств разрешаемых судами индивидуальных дел.
С учетом дискуссий российских правоведов в отношении нормативности судебной практики и, в частности, правовых позиций Конституционного Суда РФ, разъяснений Верховного Суда РФ,[272] можно полагать, что индивидуальное правовое регулирование получает в лице судебного правоприменения двойное значение: дедуктивной конкретизации абстрактно-общих норм права, реализуемых в регулируемых им конкретных общественных отношениях и подзаконного правотворческого их дополнения, особенно на уровне высших судебных органов.[273] Этот вывод, однако, противоречит принципу разделения властей, в соответствии с которым органы судебной власти не наделены правотворческим полномочием. Таким образом, здесь обнаруживается проблема теории права и государства, которая не имеет своего однозначного решения с учетом проявляющейся тенденции в эволюции современных правовых систем.
В итоге можно сказать, что правовое регулирование проявляется в двух основных своих видах:- нормативном правовом регулировании и индивидуальном правовом регулировании. Но их, в свою очередь, также можно подразделить на подвиды в зависимости от статуса субъектов их осуществления. Например, нормативное правовое регулирование в федерации подразделяется на федеральное нормативное правовое регулирование (осуществляемое федеральными органами власти и управления), нормативное правовое регулирование субъектов Федерации (осуществляемое их органами власти и управления), муниципальное правовое регулирование (осуществляемое органами местного самоуправления) и локальное нормативное правовое регулирование (осуществляемое органами управления коммерческих и некоммерческих организаций). Кроме того, данный вид правового регулирования можно подразделить на законодательное правовое регулирование (осуществляемое органами только законодательной власти, самим народом) и подзаконное нормативное правовое регулирование (осуществляемое органами только исполнительной власти и иными органами и лицами, например, президентом).
Индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое третьими лицами, не являющимися непосредственно участниками регулируемых отношений, можно подразделить на: 1) индивидуальное судебно-правовое регулирование, 2) индивидуальное административно-правовое регулирование. Эти подвиды носят властный характер, придаваемый им их соответствующими властными субъектами – судами и административными государственными органами.[274]
Однако в правовом регулировании существует и индивидуальное правовое регулирование, осуществляемое самими участниками регулируемых общими нормами права отношений. Оно получило в теории права название «саморегулирование».[275] - регулирование отношений их участников посредством заключения ими различных, в первую очередь, гражданско-правовых договоров (купли-продажи, аренды, дарения, перевозки, хранения, страхования, брачных договоров и т.д.), а также трудовых договоров, контрактов, мировых соглашений, в т.ч. в судебном процессе.
Данные договоры, соглашения и контракты основаны на нормах права и собственном усмотрении сторон, разрешенном им законом. Они также индивидуализируют (дедуктивно конкретизируют) соответствующие нормы права применительно к конкретным отношениям и их индивидуально определенным субъектам. В силу этого они относятся к индивидуальному правовому регулированию в качестве его третьей разновидности – индивидуальному правовому саморегулированию.
В философском аспекте индивидуальное правовое регулирование характеризует переход от абстрактной неопределенности реализуемых норм права к их индивидуализированной, практической определенности. И этот переход осуществляется, как отмечено, посредством дедуктивной конкретизации норм права как в правотворчестве (подзаконном), так и в правореализации, включая судебное правоприменение. В целом правовое регулирование должно обеспечивать реализацию общих и специальных связываемых с ним целей, т.е. быть эффективным.