Аспекта личности в работах Э.Берна.
Эрику Берну принадлежит идея сложного строения личности, наличие в ее структуре трех составляющих – «частей», которые обуславливают характер общения между людьми.
Cтруктурный анализ поведения, мыслей, чувств основан на том, что каждый человек:
1. был когда-то ребенком;
2. имел родителей или заменявших их взрослых;
3. способен адекватно оценивать окружающую действительность, если он здоров.
Отсюда – личность состоит из трех составляющих, которые также обозначаются как состояния Я:
1. Родительское (Родитель), которое разделяется на: заботливое родительское состояние Я (утешает, исправляет, помогает), критическое родительское состояние Я (грозит, критикует, оценивает, приказывает).
Родительское Я, состоит из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, включает проверенные стереотипы, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, принятые нами самими как собственные, тогда как на самом деле они внесены извне принятием значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик.
Родитель осуществляет 2 основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая выживание человеческого рода.
2. Взрослое (Взрослый) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность.
Взрослое Я способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а необычных, требующих размышлений, дающих и свободу выбора, и необходимость осознания последствий, и ответственного принятия решений.
Взрослое Я проверяет то, что заложено в Родительском и Детском Я, сопоставляет факты, проверяя их реальностью. Взрослый управляет действиями Родителя и Ребенка, является посредником между ними.
3. Детское (Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств.На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства.
Детское Я отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых» впечатлений, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Детское Я выходит в личности вперед, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения вопросов: не способен преодолеть трудности и(ИЛИ) противостоять давлению другого человека.
Это состояние Я разделяется на:
· Естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д., проявление творческого порыва).
· Приспосабливающееся детское Я (прислушивающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.д.) Изменяет свое поведение под влиянием Родителя. Ведет себя так, как этого хотели бы отец или мать: зависимо или не по годам самостоятельно. «Нытье» или «уход в себя» это тоже способы адаптации. Таким образом, влияние Родителя как причина, а приспосабливающийся ребенок – следствие.
Возражающее детское Я(бунтующий ребенок, непослушный, протестующий, бросающий вызов).
·
Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости. Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь : радость, творчество и очарование.
Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма. Опыт естественным образом запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Суть состояний Я не роли, а психологическая реальность. Изменения этих состояний необходимы в том случае, когда один из них нарушает здоровое равновесие.
С позиции:
1. родителя – действуем в образе начальника, педагога, родителей, старшей сестры;
2. взрослого – в образе соседа, случайного попутчика, специалиста – профессионала;
3. ребенка – в образе молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.
В процессе жизни личность может деформироваться так, что одна из составляющих начинает подавлять другие, что обуславливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.
Часто встречающаяся проблема – ослабление Взрослого Я. Действие Взрослым Я требует волевого и физического усилия.
Способы укрепления Взрослого:
научиться распознавать своего Ребенка и Родителя;
быть чутким к Ребенку в других;
давать Взрослому время на обдумывание;
выработать свою систему ценностей.