Предмет психологии личности

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Психология личности изучает не отдельные аспекты психического функционирования (мотивация, эмоции, память, воля, способности и т.д.), а должна охватить всё многообразие проявлений психического функционирования человека и исследовать человека как целое.

В связи с этим можно указать, что объектом психологии личности является человек как целое.

Сложной исследовательской задачей является определение предмета психологии личности. Феномен личности очень многогранен. Он отражает многообразие проявлений жизни человека в истории развития общества и его собственной жизни.

Личность имеет самые различные проявления.

Психология личности как предмет оказалась расчлененной на психологию мотивации, эмоций, воли, индивидуальных различий. (деятельность - Леонтьев, отношения - Мясищев, установки - Узнадзе, влечения - Фрейд, мотивы и ценности Маслоу). Позиция исследователя определяет выбор фактов, расцениваемых им как проявления личности, и методики исследования этих проявлений. В психологии личности разработана масса теоретических концепций. Одни имеют много общего, другие несовместимы.

А.Г.Асмолов определяет содержание предмета психологии личности следующим образом:

взаимодействие биологических и средовых факторов, направляющих ход личностного развития;
психические процессы и механизмы, которые в течение всей жизни человека взаимодействуют с биологическими и социальными процессами, поддерживая непрерывное ощущение личной идентичности и индивидуальности;
межиндивидуальные различия, т.е. поведенческие тенденции и черты, характеризующие человека и отличающие его от других людей;внутриличностная согласованность, т. е. функционирование отдельных психических процессов как согласованных систем.

Предмет психологии личности - исследование согласованности индивидуального функционирования и индивидуальных различий.

Додонов указывает, что психология личности изучает:как формируется человеческая индивидуальность в данных конкретных условиях, как в этих условиях духовная жизнь ребенка превращается в духовную жизнь взрослого человека,как происходит дальнейшее развитие личности вместе с изменением человека в обществе и развитием его общественной практики.

В отечественной психологии человек рассматривается как субъект деятельности, играющий важную роль в формировании собственной личности. Отсюда личность рассматривается как саморегулирующаяся система, способная содействовать её развитию и совершенствованию.

Асмолов указывает, что область психологии личности включает:структуру личности, которая позволяет субъекту функционировать в качестве субъекта деятельности, а также формировать и поддерживать стабильное ощущение собственной идентичности;общие психические процессы, позволяющие человеку управлять личным и индивидуальным опытом;индивидуальные различия и индивидуальные качества, порождаемые этими процессами; способности к саморегулированию, к предвидению.

Многие исследователи придерживаются единых взглядов по психологии личности относительно функционирования личности. Они представляют собой обобщенные теоретические допущения, из которых исходит большинство современных исследователей личности.

На основе этого можно выделить три общих принципа функционирования личности:

1. Личность - это сложная система психических структур и процессов, организованность которой - это результат синергического взаимодействия множества подсистем. Врожденные нейрофизиологические механизмы предопределяемы генетически. Но каким именно будет онтогенетическое развитие структур нервной системы, зависит не только от генетической программы, но и от внешнего воздействия на организм. Т.е. развитие подразумевает взаимодействие организма и среды.

Личность как субъект деятельности и как конструкция развивается и функционирует при постоянном взаимодействии со средой. Взаимодействие с социальным миром закладывает основу для становления человека как субъекта деятельности.

Личность характеризуется согласованностью и непрерывностью, которые можно в полной мере оценить лишь в том случае, если рассматривать человека как нечто целое и анализировать структуру личности на протяжении всего жизненного пути.

Таким образом, вследствие уникальности и многогранности такого понятия как личность, в психологии не существует единого подхода при изучении психологии личности.

Первое направление - изложение общетеоретических основ по проблеме психологии личности в целом, как общенаучной и общеметодологической проблеме.

Второе направление - рассмотрение природы человека с точки зрения подходов и взглядов различных исследователей.

Асмолов А.Г. в качестве отправной точки для изучения предмета психологии личности предлагает следующие основные направления построения предмета психологии личности.

Первое направление - это разведение понятий «индивид» и «личность». «Личность ф индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Иначе говоря:
личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителями этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» (Леонтьев А.Н., 1983, с.385). Данное разграничение дает возможность подступиться к решению проблемы соотношения биологического и социального в личности.

Второе направление - выделение схемы детерминации развития личности.

Третье направление - это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.