Гуманистическая теория личности маслоу

 

Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, поступки и слова, которой расходятся между собой, суждения о самом себе и о других людях часто диаметрально противоположны, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины личностного развития, вершины "самоактуализации". Такие "самоактуализирующие" личности, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего количества людей, а остальные из нас находятся на той или иной ступени развития.

Абрахам Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации, разработал "иерархию потребностей". Она состоит из следующих ступеней:
Ступень 1 физиологические потребности - это низшие, управляемые органами тела потребности, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите.
Ступень 2 потребность в надежности - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости.
Ступень 3 - социальные потребности. Удовлетворение этой потрбности не объективно и трудно описуемо. Одного человека удовлетворяют очень немногие контакты с другими людьми, в другом человеке эта потребность в общении выражается очень сильно.
Ступень 4 - потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идет речь о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
Ступень 5 - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
1) мотивы имеют иерархическую структуру;
2) чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности, тем дольше можно задержать их реализацию;
3) пока не удовлетворены нижние потребности, высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т.е. они теряют мотивирующую силу;
4) с повышением потребностей повышается готовность к большей активности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими ("Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба"). Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потреб-ности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

"Самоактуализирующейся личности" присущи следующие особенности:
1) полное принятие реальности и комфортное отношение к ней;
2) принятие других и себя;
3) профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на дело;
4) самостоятельность суждений;
5) способность к пониманию других людей, доброжелательность к людям;
6) постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту;
7) различение цели и средств, зла и добра;
8) естественность поведения;
9) юмор;
10) саморазвитие, проявление потенциальных возможностей в работе, любви, жизни;
11) готовность к решению новых проблем, к осознанию проблем и трудностей, к подлинному пониманию своих возможностей, к повышению конгруэнтности.

Конгруэнтность - это соответствие переживания, сознавания опыта его настоящему содержанию. Преодоление защитных механизмов помогает достичь конгруэнтные, истинные переживания. Защитные механизмы мешают правильно осознать свои проблемы. Развитие личности - это повышение конгруэнтности, повышение понимания своего "реального Я", своих возможностей, особенностей, это самоактуализация как тенденция к пониманию своего "реального Я".

Принадлежность к группе и чувство самоуважения - необходимые условия для самоактуализации, т.к. человек может понять себя только получая информацию о себе от других людей.

И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты "Я" в угоду внутреннему равновесию и спокойствию. Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы.