Счета бухгалтерского учёта, их назначение и строение.
Раздел 1.
Тема 1.3 «Система счетов бухгалтерского учёта и двойная запись»
Лекция 4
«Счета бухгалтерского учёта, как информационная база
бухгалтерского баланса»
Разработаны
на основании
рабочей программы
по учебной дисциплине
«Бухгалтерский учёт в
общественном питании»
преподаватель
Шеффер- Грузд Е.В.
План.
1. Счета бухгалтерского учёта, их назначение и строение.
2. Классификация счетов бухгалтерского учёта. Синтетический и аналитический учёт. Связь между синтетическими и аналитическими счетами.
3. Способ двойной записи, его сущность и значение.
4. План счетов бухгалтерского учёта.
5. Оборотные ведомости по синтетическим и аналитическим счетам, их назначение и порядок составления.
Счета бухгалтерского учёта, их назначение и строение.
В деятельности каждого экономического субъекта ежедневно совершается большое количество хозяйственных операций, которые в итоге отражаются в бухгалтерском балансе. Бухгалтерский баланс составляют на последний календарный день отчётного периода (месяца, квартала, года) поэтому с его помощью нельзя повседневно отслеживать изменения, происходящие в составе имущества, обязательств и источников их формирования. Для текущего учёта и контроля используется другой элемент метода бухгалтерского учёта– система счетов бухгалтерского учёта.
Каждый факт хозяйственной деятельности экономического субъекта попадает в сферу бухгалтерского учёта через бухгалтерские счета. Они обеспечивают единую систему бухгалтерского учёта для всех хозяйствующих субъектов и предназначены для получения в разной степени обобщённой учётно – экономической информации.
Бухгалтерские счета обеспечивают систему учёта путём персонального закрепления за каждым объектом экономической деятельности своего бухгалтерского счёта.
Счёт бухгалтерского учёта – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными операциями. Счёт – это также накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления различных сводных показателей и отчётности.
По внешнему виду счёт представляет собой таблицу, состоящую из двух частей и напоминающую букву «Т», поэтому счёт бухгалтерского учёта часто называют Т – модель.В начале таблицы даётся название счёта с заглавной буквы – наименование объекта учёта, например, «Основные средства», «Материалы». Левая часть Т – счёта носит название «дебет», правая часть - «кредит», следовательно дебет и кредит счёта соответствуют его сторонам. Деление счёта на две части объясняется движением хозяйственных средств и их источников – увеличением или уменьшением.
Т – модель счёта
Слова «дебет» и «кредит» - латинского происхождения. В переводе на русский язык «дебет» означает «он должен», отсюда дебитор – должник или заёмщик, «кредит» означает «он верит, доверяет», отсюда кредитор - заимодатель, то есть лицо, дающее деньги или другие ценности другому лицу. В настоящее время слова «дебет» и «кредит» превратились просто в термины, обозначающие стороны счёта.
Счет
№ | Сальдо начальное, руб. | Оборот по Дт, руб. | Оборот по Кт, руб. | Сальдо конечное, руб. | ||||
Дт | Кт | к/счет | Е | к/счет | Е | Дт | Кт | |
Для учёта материально – производственных запасов часто используют счёт другой формы, в котором помимо денежных измерителей присутствуют и натуральные показатели.
Для обозначения остатков на счетах бухгалтерского учёта используют термин «сальдо» - слово итальянского происхождения, означает «расчёт», применяется для обозначения разницы между дебетом и кредитом.
Изменение хозяйственных средств и источников их образования за анализируемый промежуток времени называется оборотом.
Представленная схема строения бухгалтерских счетов не является унифицированной (т.е. утверждённой на уровне нормативного документа). Тем не менее традиционно бухгалтерский счёт представляется именно в таком виде. На разговорном уровне используется сленговое (профессионально - упрощённое) название Т- модели счёта – «самолётик».
Открыть счёт означает записать в таблицу счёта сумму, характеризующую начальное состояние рассматриваемого объекта.
Запись на счетах начинают с указания начального сальдо имущества или источников его формирования.
Затем на счетах отражают все операции, вызывающие изменения начальных остатков. Суммы, увеличивающие начальный остаток, записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток, - на противоположной стороне. Следовательно, в активных счетах увеличение будет отражаться по дебету счёта, а уменьшение – по кредиту; в пассивных, наоборот, увеличение – по кредиту счёта, а уменьшение – по дебету. Если сложить сумму всех операций, записанных на сторонах счёта, то получаются обороты счёта. Итоговая сумма, записанная по дебету счёта, называется дебетовым оборотом, а по кредиту счёта – кредитовым. При подсчёте оборотов начальный остаток не учитывается.
Конечное сальдо по счёту определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счёта и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне, где начальный остаток.
Если начальное сальдо отсутствует, то сальдо конечное находят вычитанием из большего оборота меньшего. Записывают его на той же стороне счёта, на которой была отражена сумма большего оборота.
Таким образом, структура любого счёта предполагает:
· начальное сальдо;
· показатели, отражающие увеличение первоначального сальдо;
· показатели, приводящие к уменьшению первоначального сальдо;
· оборот (итоговый показатель) по всем записям на каждой стороне счёта;
· конечное сальдо.
В течение определённого промежутка времени хозяйственные операции записывают на тот или иной счёт, состояние которого они изменяют. В баланс же переносятся только начальные и конечные остатки по всем счетам имущества и источников его образования, таким образом, между счетами бухгалтерского учёта и балансом существует устойчивая информационная связь.
Из баланса в открываемые счета вносятся начальные остатки, а на основании итоговых данных, содержащихся на счетах, составляют в конце отчётного периода новый баланс. Следовательно, схематично связь между счетами бухгалтерского учёта и бухгалтерским балансом можно выразить следующим образом:
БАЛАНС на начало отчетного периода | |||
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Статьи | Статьи | ||
БАЛАНС | БАЛАНС |
Передача информации об остатках на начало отчетного периода |
Счета активные | Счета пассивные | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Сальдо начальное | Сальдо начальное | |||
Оборот (увеличение (+)) | Оборот (уменьшение (-)) | Оборот (уменьшение (-)) | Оборот (увеличение (+)) | |
Сальдо конечное | Сальдо конечное | |||
Передача информации об остатках на конец отчетного периода |
БАЛАНС на конец отчетного периода | |||
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Статьи | Статьи | ||
БАЛАНС | БАЛАНС |
Взаимосвязь системы счетов бухгалтерского учёта с бухгалтерским балансом
· по отношению к балансу счета подразделяют на активные и пассивные, название которых совпадает с названием статей баланса;
· разделение балансовой таблицы на левую сторону – актив и правую сторону – пассив и деление счетов на активные и пассивные обусловлены группировкой отражаемых объектов бухгалтерского учёта по своему экономическому содержанию;
· типы изменений в балансе и порядок регистрации хозяйственных операций, вызывающих эти изменения в балансе, на счетах основываются на концепции двойственности в учёте (двойной записи);
· сумма остатков (сальдо) на активных счетах, а также сумма остатков на пассивных счетах всегда равняется валюте баланса на конец данного отчётного периода.