Другие модели рекламной коммуникации
Со временем, однако, исследователям стало ясно, что иерархические модели не могут адекватно и исчерпывающе отражать весь диапазон возможных реакций потребителей на рекламу, которые нередко просто «пропускают» те или иные ступени иерархии. Так, начали появляться модели другого типа: гетерархические, когнитивные, интегрированные и т. д.
В середине 70-х годов прошлого века, благодаря работам М. Кинга, появились модели, свободные от иерархии, – гетерархические модели. В основе гетерархического подхода лежит исключение промежуточных «убеждающих» элементов. Ставка делается на то, что реклама является частью лояльности к бренду. Однако на сегодняшний день гетерархические модели еще недостаточно проработаны.
Когнитивные модели базируются на предположении о том, потребительское поведение исключительно рационально и эмоциональные факторы не подлежат рассмотрению. Однако такой подход в большей степени оказался применим к товарам, продающимся по каталогам.
Интегрированные модели также нередко называют «комплексными иерархическими моделями». Они отличаются от иерархических и гетерархических моделей тем, что когнитивные (познавательные, рациональные), аффективные (эмоциональные) и конативные (поведенческие) эффекты или интегрированы друг в друга, или поставлены в зависимость от конкретных обстоятельств. Так, в классической интегрированной модели коммуникативного рекламного эффекта – модели FCB (Фута–Коуна–Белдинга)[xviii] – последовательность иерархии представлена в виде матрицы. Она образована двумя осями и четырьмя квадрантами. По горизонтали – рациональное против эмоционального (думать – чувствовать). По вертикали – степень вовлеченности по шкале «высокая – низкая». В каждом из квадрантов, представляющих подход потребителя к принятию решения о покупке, возникает собственная иерархия эффектов. Матрица позволяет подбирать объем и вид информации для принятия решения о покупке определенного продукта в определенной конкретной ситуации.
Думать | Чувствовать | |
Высокая Вовлеченность | Когнитивный (Думать) Аффективный (Чувствовать) Конативный (Делать) | Аффективный (Чувствовать) Когнитивный (Думать) Конативный (Делать) |
Низкая Вовлеченность | Конативный (Делать) Когнитивный (Думать) Аффективный (Чувствовать) | Конативный (Делать) Аффективный (Чувствовать) Когнитивный (Думать) |
Модель Росситера–Перси. В 1985 году Дж. Росситер и Л. Перси усовершенствовали модель FCB, включив в нее такие важные коммуникативные эффекты, как знание марки и отношение к марке.
Основные этапы рекламного процесса стали выглядеть следующим образом[xix]:
1. | Показ | Достижимость целевой аудитории, эффективная частота показа |
2. | Обработка | Внимание, вызываемые эмоции, научение, принятие |
3. | Коммуникативный эффект | Потребность в товарной категории, знание марки, отношение к марке, намерение покупки, возможность покупки |
4. | Действие целевой аудитории | Новые пользователи категории (заставить совершить пробную покупку), лояльные (заставить потреблять больше), переключающиеся (заставить покупать чаще), лояльные к другим маркам (заставить переключиться на марку) |
5. | Продажи/доля рынка | Продажи на устоявшемся или сужающемся рынке, доля рынка на растущем рынке |
6. | Прибыль | Более высокие цены, больше объем продаж, более низкие издержки |
Последовательность рекламных эффектов по Росситеру–Перси: потребность в категории – знание марки – отношение к марке – намерение покупки марки – поддержка покупки.
В 1982 году Р. Смит и В. Суинярд предложили модельIIRM(Integrated Information Response Model), в которой все эффекты были разделены на фиксированные и свободные. Это позволяло показать, как в конкретной ситуации изменяется воздействие рекламы на каждого конкретного человека. «Согласно модели IIRM, для дешевых и не представляющих трудностей в использовании товаров с низким уровнем вовлеченности… реклама в большей степени действует в свободном порядке. Эффективность в данном случае управляется, главным образом, повышением осведомленности и... неопределенности. Подобное воздействие неизбежно уменьшается после совершения покупки: опыт ликвидирует неопределенность, подтверждая или опровергая первоначальные предположения и принимая или отторгая рекламируемые бренды. Жесткий порядок эффектов формируется, согласно этой модели, после многочисленных покупок»[xx].
В 1984–1986 годах суть этой модели была конкретизирована: «Все рекламное воздействие было разбито на два основных этапа: на первом этапе рекламе предписывается обеспечить эмоциональный толчок и помочь вероятному потребителю сформировать ожидания от рекламируемого товара. Второй этап представляет опыт использования товара, во время которого ожидания либо оправдываются, либо нет. В связи с тем, что оправдание ожиданий может произойти не сразу (не после разового использования товара), эти два этапа, постоянно взаимодействуя с опытом, корректируют ожидания»[xxi].
В модели двух процессов[xxii] решающим является вопрос, уделяют реципиенты внимание рекламной информации или нет. При высокой вовлеченности коммуникативное влияние зависит исключительно от качества аргументов. Если аргументы сильные, можно ожидать изменения установок и, как следствие, изменения поведения. Если аргументы слабые, этого не происходит. При низкой вовлеченности для достижения эффекта, кроме качества аргументов, имеют значение и другие переменные, такие как симпатия к предложению, частота его предъявления и т. д.
Разнообразие моделей позволяет рассматривать влияние разных факторов рекламы в разных условиях. Однако практики неоднозначно относятся в принципе ко всем коммуникативным моделям. Так, Ф. Джоунс отмечает: «Теории рекламы, особенно те, в которых анализируются стадии психологического восприятия, глубоко изучены, в частности на факультетах журналистики и общественных связей американских университетов. Но, по моему мнению, применимость этих теорий к профессиональной практике не столь значительна, как полагают многие академические комментаторы. Причина моего скепсиса в следующем: все выдвинутые теории, несмотря на потенциальный интерес к ним практиков и студентов, изучающих рекламу, имеют тот недостаток, что их нельзя проверить на опыте с участием масштабных выборок потребителей, хотя некоторые небольшие лабораторные эксперименты и были проведены, а их результаты опубликованы»[xxiii].
Структура современного рекламного процессаОсновные субъекты рекламного рынка1. Рекламодатель2. Рекламные посредники (организации)3. Средства распространения рекламной информации4. ПотребителиВторостепенные субъекты рекламного рынка
- Производители рекламной продукции: кино-, видео-, звукозаписывающие студии, типографии.
- Фирмы, оказывающие техническое содействие (телестанции).
- Маркетинговые, исследовательские фирмы.
Иные участники
- Государство (антимонопольная служба)
- Союзы рекламодателей, союзы рекламных агентств, союзы распространителей рекламной информации, союзы потребителей.
2) По ассортименту используемых средств рекламы и средств ее распространения рекламодателей также можно разделить на типы: а) традиционный рекламодатель, использующий рекламу ATL, т.е. в традиционных средствах распространения - в прессе, на радио, на телевидении, в кинотеатрах, а также наружную рекламу;б) неортодоксальный рекламодатель, использующий BTL рекламу - рекламу в Интернете, рекламно-сопроводительную литературу (листовки, брошюры, буклеты, катало-ги, проспекты и т.д.), рекламу в местах продаж, упаковку, сувенирную рекламу и т.д.; в) прогрессивный рекламодатель, использующий для достижения целей рекламной кампании ATL и BTL рекламу, и такие коммуникации как sales promotion, direct marketing, on-line marketing в различных сочетаниях между собой и с различными видами рекламы. 3) Иногда рекламодателей группируют по видам осуществляемой ими рекламы:
1. Рекламодатель товаров широкого потребления (consumer\consumer goods advertiser), предлагаемых конечному потребителю для непосредственного использования или потребления. Сюда же относятся – рекламодатель ходовых товаров широкого потребления, или Fast Moving Consumer Goods (FMCG advertiser), рекламодатель пищевых\фасованных пищевых продуктов (food\packed food advertiser). Это самые активные рекламодатели, именно они заказывают и оплачивают основной объем мировой рекламы, задают новые тенденции, в значительной степени стимулируют развитие рекламы. 2. Рекламодатель товаров промышленного назначения, услуг и товаров, адресованных предприятиям и организациям (industrial\business-to-business advertiser).
3. Рекламодатель, ведущий рекламу имиджа\престижа своего предприятия (institutional\corporate advertiser). 4. Рекламодатель общественно значимой рекламы (public awareness\public service advertiser) – как правило, некоммерческие организации, благотворительные, гуманитарные и т.п. фонды, обращающие внимание на проблемы затрагивающие общественные интересы (подобная реклама оплачивается спонсорами на условиях анонимности).5. Рекламодатель, представитель государственного сектора (public sector advertiser), осуществляющий рекламу за счет бюджетных средств в целях решения отраслевых или общенациональных проблем, привлечения к ним внимания, изменения отношения, поведения широких слоев общества. 4) По географическому признаку выделяются рекламодатели: локальный(local)- размещающий рекламу в одной определенной зоне маркетинга рекламируемого продукта, национальный(national)- рекламирующий свой продукт на всей или большей части территории страны, региональный(regional) – рекламирующийся в определенном географическом районе, международный(international) – продвигающий товары\услуги на зарубежные рынки сбыта. 5) По размеру рекламного бюджета выделяют три типа рекламодателей:
мелкий, средний, крупный. Подобное деление также носит достаточно условный характер и зависит от различных критериев: • группы рекламируемых товаров и\или услуг• вида рекламы или средства ее распространения • страны проведения рекламы. Лидерами по размерам рекламных бюджетов являются фирмы, рекламирующие ходовые товары массового спроса. В России в «пятерку» лидеров рынка входят: PROCTER & GAMBLE, NESTLE, UNILEVER, WIMM-BILL-DANN, MARS-RUSSIA. В США лидируют рекламодатели - производители автомобилей, фармацевтики, косметики, розничные сети. Общемировой лидер на рынке средств распространения рекламы - реклама в прессе. В России лидирует реклама на телевидении.Ведущие мировые рекламодатели оперируют мультимиллиардными бюджетами. Крупнейшие рекламодатели США в 2003 г.: General Motors - $3,4 млрд., Procter & Gamble - $3,32 млрд. Весь мировой рынок рекламы в 2003 г. оценивался в 300 миллиардов долларов, а рынок США - в 150 миллиардов долларов. 2. Рекламный посредник (организация) – физическое или юридическое лицо, занимающееся по поручению рекламодателя или средств распространения рекламной информации деятельностью по разработке рекламной кампании, производством рекламной продукции и ее размещением в средствах распространения рекламной информации. Рекламное агентство – независимая юридическая организация, выполняющая по поручению рекламодателя ряд функций:1) Разработка и создание рекламного сообщения.2) Разработка рекламной стратегии и планирование: изучение рынка, его сегментирование, анализ товаров конкурентов и своих, исследование потребителей, определение цели, стратегии и бюджета РК, составление плана использования каналов распространения рекламной информации.3) Размещение – контракты на закупку времени и места, контроль за процессом размещения.4) Оценка эффективности РК – комплекс исследований по оценке результатов РК.Отличительные черты РА:· Независимость относительно остальных субъектов рынка.· Выполняет заказы от широкого спектра клиентов по широкому спектру задач.· Несет целый комплекс обязательств перед клиентами: финансовые, юридические, моральные.· Обеспечивает клиенту экономию средств. Основные причины обращения фирм к рекламным агентствам:1. РА ежедневно сталкивается с широким спектром маркетинговых ситуаций, что позволяет ему приобрести более глубокое понимание интересов аудитории, навыки и компетентность. Это определяет более высокое качество рекламы и соответствующий уровень ее эффективности.2. Агентство является независимой организацией, что позволяет взглянуть на проблемы рекламодателя со стороны, т.е. более объективно. Таким образом, снижается отрицательное воздействие таких субъективных факторов, как зависимость рекламы от вкусов отдельных руководителей, неверные установки относительно ожидаемой ответной реакции потребителей и т.д.3. РА, как правило, имеет налаженные взаимоотношения со СМИ, стабильно и заблаговременно закупая у них время и место для размещения рекламы. Сотрудничество с РА позволяет рекламодателю оперативно решать свои проблемы, помогает сэкономить средства и время.4. Обращение к РА (особенного полного цикла) позволяет обеспечить системный подход в рекламе, что значительно повышает ее эффективность.Исследования, проведенные в США по заказу издания «Advertising Age», назвали основные атрибуты агентства, которые в наибольшей степени важны для рекламодателей, и факторы, по которым агентства воспринимались как слабые.
№ ранга | Сильные стороны РА | Слабые стороны РА |
1. | Творческий потенциал (35,6%) | Незнание бизнеса клиента (27 %) |
2. | Знание бизнеса клиента (24,8%) | Неадекватная оценка сметы расходов (11,5%) |
3. | Высокий уровень профессионализма сотрудников (10,9%) | Недостаток творческого потенциала (8,3%) |
4. | Взаимоотношения с клиентом (5,9%) | Недоброкачественное выполнение заказов / очковтирательство и искажения (7,3%) |
5. | Организованность / последовательность (5,9%) | Непостоянство кадрового состава / непоследовательный сервис /слишком высокая концентрация внимания на творчестве (4,2 %) |
6. | Честность и искренность (4,0%) | Незавершение заказа в срок (3,1%) |
7. | Умение слушать (2,0%) | Неудачная покупка медиасредств (1%) |
8. | Не знаю и другое (10,9%) | Не знаю и другое (21,8%) |
· Комиссионная - эта система основана на определении вознаграждения агентства как процента от всего рекламного бюджета или его части.
Наиболее часто встречаются:
- полносервсиная комиссия – комиссия за оказание полного комплекса услуг;
- творческая комиссия – комиссия за оказание услуг по разработке рекламных материалов;
- медийная комиссия – комиссия за медиапланирование и размещение рекламы;
- производственная комиссия – комиссия за производство рекламных материалов.
· Гонорарная – оплата за проведение отдельных видов работ.
Информация на сайте http://www.akarussia.ru/standard/ - в разделе «Индустриальные стандарты»:
"Основные процессы рекламного агентства"
1. Стратегическое планирование в рекламном агентстве
2. Основные услуги медийных рекламных агентств
3. Творческий процесс в рекламном агентстве
Приложение 1: Бриф на стратегическое планирование/Strategic Planning Brief
Приложение 2: Бриф на разработку креативных материалов/Creative Brief
Приложение 3: Бриф на разработку медиа-плана/Media Brief
Приложение 4: Бриф на разработку BTL-коммуникаций/ BTL development Brief
"Взаимоотношения агентства с рекламодателями"
4. Условия проведения тендера. Руководство для рекламодателей и рекламных агентств / Terms and conditions of advertising budget tender. Guidelines for Advertisers and Agencies
5. Формы оплаты услуг агентства / Agency remuneration schemes
"Взаимоотношения агентства с подрядчиками"
6. Практика размещения наружной рекламы. Рекомендации по взаимоотношениям агентств с подрядчиками / Placement of OOH advertising. Recommendations on procedures of agencies with contractors
7. Практика производства аудио-визуальных материалов. Рекомендации по взаимоотношениям агентств с подрядчиками /Audio- and video- produciton. Recommendations on procedures of agencies with contractors
"Этические стандарты"
8. "Рекомендации АКАР по политике коммуникационных агентств в области интеллектуальных прав" /Recommended agency policy for copyright and authorship rights
3. Средства распространения рекламной информации- По специфике:§ Пресса§ Печатная реклама§ Электронные СМИ (ТВ, радио, Интернет)§ Наружная реклама§ Почтовая реклама (direct mail)§ Кино- и видеореклама§ Реклама на транспорте§ Реклама на местах продаж- По охвату:§ Традиционные медиа (для широких целевых аудиторий): пресса, вещательные медиа, наружная реклама, реклама на транспорте, кинореклама, интернет-реклама.§ Специализированные медиа (позволяют охватить относительно узкие сегменты аудитории): специализированные журналы, справочники, каталоги.§ Нетрадиционные медиа (предполагают оригинальный подход): реклама на воздушных шарах, на чеках, мусорных баках.К группе средств ATL (above the line) относится «прямая» реклама, т.е. реклама, которая размещается в СМИ, Интернете, на носителях наружной рекламы. В качестве одного из критериев рядом авторов называется возможность определения процента комиссии за размещение.
К группе средств коммуникации BTL (below the line) обычно относят все коммуникации, носителя которых не СМИ, т.е. мероприятия паблик рилейшенз, семплинги, конкурсы, участие в массовых акциях, паблисити и т.п.
Исследовательские организации1. Синдицированные исследования - крупномасштабный проект по исследованию рынка, предпринимаемый компаниями, занимающимися рыночными исследованиями, и впоследствии предлагаемый на продажу заинтересованным сторонам. Таким образом, подобные исследования проводятся не по заказу клиента и продаются по подписке.
- TNS Gallup Media (Russia) — одно из подразделений группы TNS Russia, российского офиса глобальной исследовательской сети TNS. Помимо прочего, TNS Gallup Media осуществляет общенациональные и региональные измерения ТВ-аудитории: http://www.tns-global.ru/
1. Измерение аудитории основных каналов СМИ (пресса, радио, ТВ, интернет)
2. Специальные медиа-исследования (media ad-hoc)
3. Изучение потребительского поведения
4. Мониторинг рекламы в средствах ее распространения
5. Мониторинг информации в СМИ, пресс-клипинг
6. Исследования на рынке товаров повседневного спроса (FMCG)
7. Исследования на автомобильном и сопутствующем рынках
8. Исследования в области финансов, страхования и инвестиций
9. Исследования в области IT и телекоммуникаций
10. Исследования в области изучения групп, заинтересованных в деятельности компании (stakeholder management)
11. Исследования в области создания и запуска новых продуктов
12. Исследования бренд- и маркетинговых коммуникаций
13. Онлайн-исследования
14. Качественные исследования
15. Исследования "Тайный покупатель" (Mystery Shopping)
§ КОМКОН - специализируется на проведении маркетинговых исследований любой степени сложности, собирая, систематизируя и анализируя данные, отражающие предпочтения и мотивацию целевых аудиторий: http://www.comcon-2.ru/
Виды исследований |
§ Исследование рыночных возможностей § Разработка идей для нового продукта и рекламы § Тестирование продукта, упаковки, концепции § Исследование мотиваций к покупке продукта § Позиционирование марки, поиск рыночных ниш § Определение оптимальной цены, эластичность спроса § Тестирование рекламных идей § Оценка эффективности рекламы § Метод "Таинственный покупатель" |
- РОМИР – крупнейший российский исследовательский холдинг, является эксклюзивным представителем международных исследовательских сетей Gallup International, GlobalNR и Worldwide Independent Network (WIN) в России и СНГ: http://www.romir.ru/products/spheres/
1. специализированные маркетинговые исследования (Ad-Hoc)
2. панельные исследования (исследовательская платформа SCIF)
3. исследования с использованием технологии "Таинственный покупатель" (Mystery Shopping)