Дополнительная.
Бурдон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения'. - М.,1998,
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма, //Избранные произведения - М., 1990
Герменевтика и современность. - М., 1985.
Гулька А.В. Гердер И.- М., 1975.
Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. Гл. 25. - М., 1992.
Подумайте и ответьте
1. Какой взгляд на историю человечества существовал у античных греков?
2. В чем, заключается натуралистический взгляд на историю?
3. В чем состоит различие и единство естествознания и истории?
4. В чем заключается ограниченность герменевтического взгляда на историю?
5. Что понимают под интерпретацией и как она применяется в истории?
6. Почему гегелевский взгляд на философию истории несостоятелен?
7. В чем ошибочность экономического детерминизма?
8. Назовите основные точки зрения по вопросу о сущности исторического процесса.
9. В чем состоит формационный подход к истории?
10. Что нового вносит в историю, цивилизационный подход к обществу?
Глава 2. Метод философии истории
Поскольку историки занимаются изучением отдельных событий и процессов прошлого во всей их конкретности и индивидуальности, постольку зачастую они противопоставляют свою науку естествознанию как науке об общих закономерностях природы, имеющих универсальный характер. Среди историков всегда была распространена иллюзия, описывать события прошлого такими, какими они были в действительности. Поэтому они почти все внимание обращали именно на поиск, накопление и тщательное описание фактов. Обобщения же и гипотезы рассматривались ими как простые спекуляции и умозрения. Укреплению такого взгляда на историческое познание способствовали попытки позитивистов, стремившихся распространить методы естественнонаучного познания на гуманитарные науки, в том числе и на историю.