Современные социологические теории
Начиная с 20-ых гг. ХХ в. социология вступает в новый этап своего развития, который продолжается до настоящего времени и называется, пока, современным этапом развития социологии.
Если на первом, классическом этапе центром мировой социологии являлись три европейские страны: Франция, Германия, Англия, то на новом этапе центр мировой социологии перемещается в США. Здесь эта наука сразу же получила немалую помощь государства и поддержку большинства университетов. Первый в мире социологический факультет, присваивающий докторские степени, возник в 1892 г. в чикагском университете. Уже к 1910 г. большинство американских университетов и колледжей предлагали желающим курсы социологии.
Важным событием в развитии социологии явилось создание в 20-ые гг. XX в. Чикагской школы, развившей «экологическое» направление в трактовке социальных процессов и феноменов. Один из лидеров этого направления Роберт Парк (1864-1944 гг.) исследовал поведение людей в тесной взаимосвязи со средой, анализировал взаимодействие биологических и социальных факторов, детерминирующих структуру общества.
После Второй мировой войны формируется школа структурно-функционального анализа, представленная прежде всего такими американскими социологами, как Толкотт Парсонс(1902 – 1979 гг.) и Ричард Кинг Мертон(1910 – 2003 гг.). В ней осуществляется систематизация результатов конкретно-социологических исследований на основе разработки общей теории человеческого поведения как адекватного принципам функционирования каждого элемента общественной структуры. Социология рассматривается как наука, призванная анализировать те реальные и повторяющиеся последствия, которые вытекают из взаимодействия элементов социальной структуры. В этих последствиях проявляют себя функции. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения – политическая, функцию интеграции – правовые институты, обычаи и традиции, функцию воспроизводства социальной системы – органы социализации (включая семью, институты образования), а также система верований и морали. Взаимодействие между подсистемами происходит на основе общих эквивалентов, таких, как деньги, власть, влияние, ценности, культура.
Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т.п.). Однако по своим методологическим основаниям теории конфликта более родственны школе структурного функционализма, чем отличны от нее. Если «ортодоксальные» функционалисты главный вектор взаимодействия элементов социальной структуры видят в их сближении, то конфликтологи – в отталкивании, которое в конечном итоге ведет к изменению, разрушению или, что проявляется чаще, к укреплению социальных связей, поддержанию все того же социального равновесия. Среди конфликтологических теорий наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Льюиса Козера(США), «конфликтной модели общества» Ральфа Дарендорфа(Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга(США).
Реальной оппозицией структурному функционализму в современной западной социологии выступает направление символического интеракционизма. Возникшее еще в 20-ые гг. ХХ в., это направление постепенно преодолевает свою элитарную замкнутость, сосредоточивает анализ на выявлении смысла взаимодействий (интеракций) социальных субъектов, на расшифровке внутреннего содержания социальных действий, того, что они символизируют. При этом большое внимание уделяется главному символическому средству взаимодействия – языку.
В основу символического интеракционизма легла теория выдающегося американского социолога и социального мыслителя Джорджа Герберта Мида(1863 – 1931 гг.), исходившего в своих теоретических построениях из того, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. В США возникли два направления разработки символического интеракционизма – чикагское (Г. Блумер, А. Стросс) и айовское (Т. Кун, Т. Партленд). В рамках первого направления особое внимание уделяется анализу самого процесса интеракций, во втором – акцент делается на изучение стабильных, «ставших» символических структур. Социальный процесс социологами-интеракционистами рассматривается как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками, социальными субъектами.
Наряду с символическим интеракционизмом среди школ гуманистического, субъективистского направления на развитие современной социологии оказали влияние феноменологическая школа (Альфред Шюц(1899 – 1959 гг.),«аналитическая » школа (Флориан Знанецкий(1882 – 1958 гг.), этнометодологическая школа (Гарольд Гарфинкель(род. 1917 г.) и др.
Для развития социологии в конце ХХ в. – начале XXI в. характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма (и всякого другого социологического объективизма) и символического интеракционизма (вместе с другими разновидностями социологического субъективизма). Современная социология, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия. Выход их этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм.
Таким образом, современное состояние западного социологического знания определяется наличием нескольких направлений (с точки зрения "классического" анализа науки) и парадигм. Имея в виду дифференциацию социологии по направлениям, можно выделить три основных - неомарксистское, неопозитивистское, понимающую социологию. К первому направлению относят Франкфуртскую школу и радикально-критическую социологию в США, ко второму - структурализм, структурный функционализм, постпозитивизм, неоэволюционизм, к третьему - этнометодологию, символический интеракционизм, феноменологическую социологию.