Молодёжь в системе социологического знания. Объект, предмет социологии молодёжи

ЛЕКЦИЯ 1.

1. Социология молодёжи как отрасль социологии. Объект и предмет изучения социологии молодёжи. Молодёжь в системе социологического знания.

2. Структура социологии молодёжи. Подходы к исследованию проблем развития молодёжи.

3. Функции социологии молодёжи. Место социологии молодёжи в системе гуманитарных наук.

 

1. Социология молодёжи как отрасль социологии. Объект и предмет изучения социологии молодёжи. Молодёжь в системе
социологического знания

Социология в качестве объекта своего исследования рассматривает общество, его отдельные элементы в виде социальных институтов, социальных процессов и групп. Общество как сложная система настолько масштабно и дифференцировано, что изучение его в пределах одной теоретической концепции невозможно. По этой причине в социологической науке выделяются отдельные теории или отрасли, у каждой из которых свой объект и предмет исследования. К настоящему времени структура социологической науки включает несколько десятков и даже сотен отраслевых социологий, различающихся в отношении объекта исследования. В их число входит социология молодёжи.

Социология молодёжи – отрасль социологии, изучающая молодёжь как социально-демографическую группу, её роль в общественном воспроизводстве, статус в обществе и взаимодействие с другими социальными группами, а также особенности сознания и поведения молодёжи.

Объектом социологии молодёжи, таким образом, является молодёжь как социально-демографическая группа и субъект социальных отношений.

Предметом социологии молодёжи являются молодёжные проблемы, социальные функции молодёжи, специфические формы социального поведения и сознания данной социально-демографической группы.

Специалисты, работающие в области социологии молодёжи, в качестве главной составляющей предмета социологии молодёжи обычно выделяют молодёжные проблемы. В частности, авторы энциклопедического словаря «Социология молодёжи» пишут: «Молодёжные проблемы, являющиеся предметом социологии молодёжи, подразделяются на две большие группы. К первой относится изучение специфически молодёжных проблем, возникающих в процессе её функционирования как относительно самостоятельной социальной группы, ко второй – проблемы общесоциологические, затрагивающие молодёжь, как часть общества, и в то же время, либо преимущественно её касающиеся (проблемы образования, семьи, брака), либо специфически проявляющиеся в молодёжной среде (особенности воспитания, развитие социальной и политической активности молодёжи, её роль и место в структурах власти, специфика социальных противоречий и конфликтов и т.д.).

Анализ современных проблем молодёжи необходимо начинать с уточнения понятия «молодёжь».

Молодёжь – особая социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями: переход от детства и юности к социальной ответственности.

С точки зрения структурно-функционального подхода, молодёжь в обществе выполняет две главных социально значимых функции:

- транслирует ценности и практики, способствует воспроизводству социального порядка, сохранению идентичности общества, преемственности его последовательных состояний;

- реализует инновации и тем самым способствует развитию и изменению общества.

Вместе с тем, в определённых условиях молодёжь может реализовывать и дисфункции, на которые обращал внимание ещё Роберт Мертон. В частности, она может дестабилизировать общество посредством повышенной активности деструктивного типа. Либо, напротив, своей пассивностью способствовать закреплению несправедливого социального порядка, неэффективных форм управления.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу являются: возраст, статус, ролевые функции. (Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это «Лето жизни».)

На международном симпозиуме, проведённым в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 – 21 год для юношей и 16 – 20 лет для девушек. Под молодёжью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно.

Молодёжь принято делить на четыре возрастные группы:

1. 14–16 лет – подростки. Это возраст продолжения полового созревания, параллельно которому происходит становление других биологических систем организма. Для этого возраста характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах физиологического и психологического развития. Это в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

2.17–19 лет – юношество. Биологически это период завершения физического созревания, возраст самоопределения – начала самостоятельной профессиональной деятельности или выбора и осуществления качественно новой профессиональной учёбы. Начинается разделение жизненных путей юношей и девушек, что в последующем приводит к более глубокой экономической, политической и культурной дифференциации среди них. В этом возрасте начинается процесс социализации – происходит приобретение почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

3. 20–24 года – собственно молодежь. Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.

4. 25–30 лет – старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного опыта производственной и семейной жизни, а также участия молодёжи в политических отношениях завершается процесс формирования зрелой личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

Каждый из этих временных отрезков ставит перед молодым человеком определённые задачи.

В качестве структурных элементов также можно выделять следующие группы молодёжи:

- демографические (пол, возраст, семейное положение);

- национально-этнические;

- целевые и контактные (например, все молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; все молодые люди, работающие в данной организации);

- по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

- по месту жительства (городская и сельская молодёжь);

- по степени общественно-политической активности (например, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);

- по роду любительских занятий (например, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);

- по профессиональной принадлежности.

Применение этих и других типологических критериев позволяет построить многомерное личное пространство молодёжи.

В 70-е годы XX века была сформулирована идея о необходимости формирования новой науки о молодёжи – ювенологии (юнологии, ювентологии).

Ювенология – комплекс наук, изучающих молодёжь; различия между ними определяются характером рассматриваемых проблем, углом зрения –социологическим, психологическим, культурологическим, историко-этнографическим, педагогическим, демографическим, медико-физиологическим, правовым.

Таким образом, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определении социальных позиций молодёжи, её различных групп необходимо исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социальный состав и происхождение, материальное положение родителей, мировоззрение и религиозная принадлежность, образование, профессиональная деятельность, политические взгляды и т.п.