Карбюратор К-88А

На восьмицилиндровом двигателе автомобиля ЗИЛ-130 установлен карбюратор К-88А (см. рисунок 6.4), имеющий две смесительные камеры, каждая из которых питает четыре цилиндра. Поплавковая камера, ее корпус 18 с воздушной заслонкой 16, экономайзер и ускорительный насос - общие детали для обеих камер карбюратора.

Поплавковая камера соединяется каналом 6 с входным патрубком карбюратора, над которым расположен воздушный фильтр. Этим предотвращается обогащение горючей смеси (при загряз­нении воздушного фильтра) вследствие увеличения перепада разрежений в диффузорах и поплавковой камере. Такие поплавковые камеры называют балансированными.

В смесительной камере установлены малый 10 и большой 11 диффузоры. Двумя диффузорами достигается повышение скорости воздуха в малом диффузоре при сравнительно небольшом общем сопротивлении потоку воздуха.

Компенсация состава смеси в карбюраторе К-88А осуществляется пневматическим торможением топлива.

Дроссельные заслонки 30 обеих смесительных камер жестко закреплены на одной оси и открываются одновременно.

При пуске и прогреве холодного двигателя закрывают воздушную заслонку 16. Одновременно с помощью рычагов и тяг, соединяющих воздушную заслонку с валиком дроссельных заслонок, немного открываются дроссельные заслонки 30. В смесительных камерах создается большое разрежение. В результате будут подаваться большое количество топлива из кольцевых щелей малых диффузоров 10 и эмульсия из отверстий 32 и 33 системы холостого хода.

 

 

1 - главный жиклер; 2 - поплавок; 3 - корпус поплавковой камеры; 4 - игольчатый клапан; 5 - сетчатый фильтр;

6 - канал балансировки поплавковой камеры; 7 - жиклер холостого хода; 8 - воздушный жиклер главной дозирующей системы; 9 - распылитель главной дозирующей системы; 10 - малый диффузор; 11 - большой диффузор; 12 - нагнетательный клапан; 13 - полный винт; 14 - отверстие распылителя ускорительного насоса; 15 - отверстие в воздушной заслонке; 16 - воздушная заслонка; 17 - предохранительный клапан; 18 - корпус поплавковой камеры; 19 - шариковый клапан экономайзера; 20 - толкатель клапана экономайзера; 21 - шток клапана экономайзера; 22 - планка;

23 - шток поршня ускорительного насоса; 24 - тяга; 25 - поршень; 26 - обратный клапан; 27 - серьга; 28 - рычаг дроссельных заслонок; 29 - жиклер полной мощности; 30 - дроссельная заслонка; 31 - винты регулировки холостого хода; 32 - регулируемое круглое отверстие системы холостого хода; 33 - нерегулируемое прямоугольное отверстие системы холостого хода; 34 - корпус смесительных камер

Рисунок 6.4 - Схема карбюратора К-88А

 

В случае несвоевременного открытия воздушной заслонки после первых вспышек рабочей смеси в цилиндрах двигателя воздух, поступающий через предохранительный клапан 17 и отверстие 15 в воздушной заслонке, предотвратит чрезмерное обогащение смеси.

При малой частоте вращения коленчатого вала (режим холостого хода) дроссельные заслонки прикрыты, поэтому скорость воздуха и разрежение в диффузорах 10 незначительны и топливо не будет вытекать из кольцевых щелей малых диффузоров. За дроссельными же заслонками создается большое разрежение, которое передается через отверстия 32 в эмульсионные каналы, а из них к жиклерам 7 системы холостого хода. При этом топливо из поплавковой камеры поступает через главные жиклеры 1 к жиклерам холостого хода.

Воздух поступающий через верхние отверстия жиклеров системы холостого хода, перемешивается с топливом. Полученная эмульсия движется по эмульсионным каналам и через отверстия 32 выходит в задроссельное пространство обеих смесительных камер. При прикрытых дроссельных заслонках через отверстия 33 будет подсасываться воздух, что улучшит эмульсирование топлива. По мере открытия дроссельных заслонок будет возрастать разрежение у отверстий 33 и из них также будет поступать эмульсия, что обеспечит плавный переход работы двигателя с малой частоты вращения коленчатого вала к работе под нагрузкой.

Переход от холостого хода к малым и средним нагрузкам осуществляется увеличением открытия дроссельных заслонок. Система холостого хода плавно уменьшает подачу эмульсии. В это время возрастают скорость воздуха и разрежение в диффузорах, а следовательно, вступает в работу главное дозирующее устройство. Топливо из поплавковой камеры поступает через главные жиклеры 1 и жиклеры 29 полной мощности. По пути топливо смешивается с воздухом, попадающим через воздушные жиклеры 8, и в виде эмульсии выходит через кольцевые щели малых диффузоров. Воздух, поступающий в распылители 9 через воздушные жиклеры 8 и жиклеры 7 системы холостого хода, замедляет повышение разрежения у главных жиклеров 1 и жиклеров 29 полной мощности. Благодаря этому тормозится истечение топлива из главных жиклеров, и горючая смесь будет обедняться до необходимого состава.

При полной нагрузке двигателя обогащение смеси обеспечивается экономайзером. Как только дроссельные заслонки 30 будут находиться в положении, близком к их полному открытию, шток 21 нажмет на толкатель 20 и откроет шариковый клапан экономайзера 19. Открытие клапана увеличит приток топлива к жиклерам 29 полной мощности, смесь обогатится, и двигатель разовьет полную мощность.

При резком открытии дроссельных заслонок кратковременное обогащение смеси, необходимое для быстрого разгона автомобиля, обеспечивается ускорительным насосом. Резкое открытие дроссельных заслонок сопровождается быстрым перемещением вниз рычага 28, серьги 27 и тяги 24, а вместе с ней планки 22, которая через пружину быстро опускает шток 23 с поршнем 25. Давление под поршнем возрастает, обратный клапан 26 закрывается и открывается нагнетательный клапан 12. Топливо под давлением проходит через отверстие полого винта 13, а затем в виде тонких струй впрыскивается через отверстия 14 в смесительные камеры. Нагнетательный клапан 12 предотвращает поступление воздуха в колодец ускорительного насоса при быстром подъеме поршня 25 насоса, а также подсос топлива из колодца ускорительного насоса в смесительные камеры при большой частоте вращения коленчатого вала и постоянном положении дроссельных заслонок.

Передача усилия от планки 22 на поршень 25 ускорительного насоса через пружину необходима для затяжного впрыскивания топлива и предохранения деталей привода от возможных поломок при резком открытии дроссельных заслонок.

На двигателе автомобиля ГАЗ-53А устанавливают двухкамерный карбюратор К-126Б с пневматическим торможением топлива. По устройству и принципу действия он подобен карбюратору К-88А.

 

 

1 - регулировочный винт; 2 - пружина; 5 - клапан; 4 - седло; 5 - ротор;

6 - диафрагменный механизм; 7 - тяга; 8 - дроссельная заслонка; 9 и 10 - жиклеры; 11 - пружина

Рисунок 6.5 - Схема ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130

 

Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130 (см. рисунок 6.5) состоит из центробежного датчика и исполнительного диафрагменного механизма 6. Центробежный датчик состоит из ротора 5, в котором устанавливаются седло 4 и клапан 3 на пружине. Датчик крепится к крышке распределительных шестерен. Ротор 5 датчика приводится во вращение от распределительного вала двигателя. Для этого в передней части распределительного вала закреплен валик привода, хвостовик которого входит в паз валика ротора 5. Исполнительный диафрагменный механизм 6 воздействует на дроссельные заслонки 8 карбюратора. Механизм крепится к карбюратору.

Трубопроводами датчик соединен с исполнительным механизмом 6 и входным патрубком карбюратора. При неработающем ограничителе усилием пружины 2, имеющей регулировочный винт 1,клапан 3 отжат от седла 4, а пружина 11 удерживает дроссельные заслонки 8 в открытом положении. При работе ограничителя вильчатое соединение позволяет дроссельным заслонкам карбюратора закрываться независимо от положения рычага, связанного с педалью управления дроссельными заслонками.

Пока частота вращения коленчатого вала двигателя не превышает максимального значения, клапан 3 датчика не закрывает отверстия седла 4 и верхняя полость исполнительного механизма сообщается с входным патрубком карбюратора. Нижняя полость исполнительного механизма также сообщается каналом с входным патрубком карбюратора. В это время давление воздуха снизу и сверху диафрагмы 6 одинаковое и исполнительный механизм не воздействует на дроссельные заслонки карбюратора. Усилием пружины 11 заслонки устанавливаются в открытое положение.

Если частота вращения коленчатого вала двигателя достигнет 3100 мин -1, клапан 3, перемещаясь вследствие увеличения центробежной силы, перекроет отверстие седла 4 и тем самым прекратит доступ воздуха в верхнюю полость исполнительного механизма. Эта полость через каналы и жиклеры 9 и 10 окажется сообщенной со смесительной камерой карбюратора, поэтому в ней будет создано большое разрежение.

В это же время нижняя полость сообщается с входным патрубком карбюратора. Следовательно, давление в нижней полости будет выше, чем в верхней. Под действием разности давлений диафрагма 6 переместится вверх, преодолевая натяжение пружины 11. Вместе с диафрагмой переместится вверх и шток 7, который через рычаг повернет валик дроссельных заслонок, и дроссельные заслонки прикроются, в результате чего частота вращения коленчатого вала не превысит заданного значения.