Понятие сообщения.

 

Информация, зафиксированная в определенной форме, называется сообщением. Как и информация, сообщения бывают непрерывными и дискретными.

Непрерывное сообщение – это некоторая физическая, чаще всего электрическая величина, принимающая любые значения в заданном интервале и изменяющаяся в произвольные моменты времени.

Дискретное сообщение представляет собой последовательность отдельных элементов, разграниченных во времени и выбранных из некоторого набора. Физическая природа этих элементов безразлична; важно лишь, чтобы набор элементов был конечным и фиксированным.

Набор, из которого выбирают элементы, слагающие дискретное сообщение, называют алфавитом, а сами элементы – буквами, знаками или символами. Число различных букв в алфавите называют его объемом.

Дискретные сообщения часто разбивают на отдельные блоки конечной длины. Такие блоки, по аналогии с обычным языком, называют словами.

Длина блоков часто стандартизируется. В этих случаях представление информации называют однородным. Однородное представление информации имеет место в ЭВМ, где информация представляется в виде блоков равной длины, определяемой разрядностью ячеек памяти машины.

Процесс описания смыслового содержания информации с помощью символов (букв) называется кодирование. Обратный процесс, т.е. выявление смыслового содержания информации в принятых символах, называют декодированием.

При обработке информации часто возникает необходимость представлять буквы одного алфавита с большим объемом в другом алфавите с меньшим объемом. Операция перехода от первичного алфавита к вторичному также называется кодированием.

Поскольку объем вторичного алфавита меньше объема первичного, то каждому знаку первичного алфавита соответствует некоторая последовательность знаков вторичного алфавита, обычно называемая кодовой комбинацией. Число символов в кодовой комбинации называется ее значностью, а число ненулевых символов – весом. Операцию сопоставления кодовой комбинации соответствующего ей знака первичного алфавита также называют декодированием.

Для того чтобы потребитель информации мог распознать сообщение, т.е. отождествить символы с какими-либо объектами или процессами реального мира, он должен обладать определенными сведениями (алфавит, правило построения кода и т.п.).

Сведения, которыми располагает потребитель информации до ее получения и на знание которых рассчитывает отправитель, называют априорными (доопытными).

Сведения, которыми располагает потребитель после информационного обмена, называют апостериорными (послеопытными).