Перцептивная сторона делового общения
Вопросы
1 Факторы формирование первого впечатления.
2 Механизмы взаимовосприятия.
3 Совершенствование социального восприятия.
Термины и понятия
Социальная перцепция, социальная стереотипизация, фактор превосходства, фактор привлекательности, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, эффект ореола.
Вопросы и задания для самоконтроля
1 Что такое социальная перцепция?
2 Какие внешние свойства человека влияют на формирование первого впечатления?
3 Под воздействием каких факторов формируется первое впечатление о человеке? Для чего нам нужно о них знать?
4 Почему иногда впечатление о человеке расходится с предварительным представлением о нем?
5 Какие психологические механизмы восприятия вам известны? Раскройте сущность каждого механизма.
6 Что такое стереотипы? Какова их отрицательная и положительная роль?
7 Расскажите об эффектах восприятия
8 Какие невербальные сигналы следует использовать для усиления аттракции?
Дополнительные вопросы и творческие задания
1 Вспомните уроки литературы. Как случилось, что Хлестаков был принят за ревизора? Какой фактор восприятия при этом преобладал?
2 Охарактеризуйте следующие понятия:
№ | Фактор общения | Его характеристика |
Фактор превосходства | ||
Фактор привлекательности | ||
Фактор «отношения к нам» |
3 Какие «виды» атрибуции вам известны?
4 Покажите на собственных примерах, как «работают» виды атрибуций.
5 С какими закономерностями и ошибками атрибуций вы сталкивались в повседневной жизни?
6 Проанализируйте представленные ниже отрывки, определите типовую схему перцепции, систематические ошибки социального восприятия:
Ø «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна».
Ø «Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице вместо того, чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны» .
Ø «На нем был черный фрак, побелевший уже по швам, панталоны летние... под истертым черным галстуком на желтоватой манишке блестел фальшивый алмаз, шершавая шляпа, казалось, видела и вёдро и ненастье. Встретясь с этим человеком в лесу, вы приняли бы его за разбойника; в обществе _ за политического заговорщика; в передней — за шарлатана, торгующего эликсирами или мышьяком» .
Ø «Что приличествует Юпитеру, то не приличествует быку».
7 Тест «Приятно ли с вами общаться?».
Темы докладов и сообщений
1 Этика служебных взаимоотношений мужчины и женщины.
2 Критика и ее этические аспекты.
Рекомендуемая литература
Основная
1 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 206 с.
2 Крижанская Ю.С., Третьяков В.Г. Грамматика общения. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. – 208 с.
3 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-544 с.
4 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110 с.
Дополнительная
1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–М.:ИНФРА –М, 2000.-224 с.
2 Панасюк А.Ю. А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 272 с.
3 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.
4 Шейнов В.П. Психотехнологии влияния / В.П. Шейнов. –М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2007. – 448 с.