Каким должен быть Музыкальный Алфавит?

 

Музыкальный Алавит отличается от Алфавита тем, что он отражает логику музыкального языка. Многие думают, что это 7 нот по порядку: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля и Си. Однако это не так, потому что

- во-первых, в музыке нет одного направления музыкального движения и Музыкальный Алфавит – это До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

- во-вторых, потому что в музыке каждая из семи нот может являться первой и поэтому мы должны знать 7 Музыкальных последовательностей, а не одну и все эти последовательности в комплексе являются Музыкальным Алфавитом.

 

Таким образом, музыкальный Алфавит в музыке должен выглядеть так:

(Круг1)

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми – Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа – Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа Соль– Соль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля – Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си – Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

 

 

Мне удается проговорить весь Круг от каждой ноты вперед и назад за 14 секунд и мои ученики любят устраивать соревнования на скороговорку Музыкального Алфавита, чтобы добиться такого же результата. В музыкальном прочтении громадное значение имеет скорость реакции, поэтому умение быстро проговаривать Музыкальный Алфавит – это насущная необходимость для приобретения навыка скоростного чтения нот с листа.

 

Музыкальная Азбука - совокупность нот, принятых в музыкальной письменности. При неисчислимом количестве комбинаций музыкальных звуков и интонаций, в музыкальной Азбуке можно вычленить основополагающие закономерности

 

1. Ноты могут располагаться через ступень и знание этих последовательностей должно основываться по такой схеме: (Круг2)

 

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль – Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль Си– Си Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре – Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа – Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля – Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

 

 

Последовательности через ступень помогут учащимся в прочтении нотного стана, в котором как известно, все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Также эти последовательности помогут значительно ускорить прочтение трезвучий и септаккордов в музыкальном тексте.

 

 

2. Ноты могут располагаться через 2 ступени и знание этих последствий необходимо для умения читать скачкообразные мелодии, обращения аккордов, а также запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей вместе с расположением бемолей и диезов. (Круг 3)

 

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа

Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си – Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си

Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми – Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми

Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля – Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля

Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре – Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре

Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль – Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

 

 

3. Все остальные сочетания звуков являются производными от уже сложившихся последовательностей или их обращениями.

 

Как видите, простое запоминание Музыкального Алфавита вне его пропевания может стать важной точкой опоры как в развитии музыкального голоса и слуха, так и в зрительном прочтении нот с листа, а также и в осноении теории музыки. В знании Музыкального Алфавита, как в маленьком зернышке заложена вся музыкальная система, без которой невозможно фундаментальное изучение музыкального языка. Музыкальный Алфавит нужно знать, как таблицу умножения и уметь проговорить от любой ступени в очень быстром темпе.

 

Разучивание Музыкального Алфавита можно проводить в виде увлекательной игры – выкладывать в виде карточек на полу, составлять в виде тетриса с помощью компьютерной графики, пропевать в стиле РЭП под ритмический аккомпанемент электронного фортепиано или метронома. Как результат, дети должны назвать любую ноту от данной вами вверх или вниз, поступенно, через ступень или две ступени в быстром темпе.

 

Знание Музыкального Алфавита поставит восприятие музыкальных звуков на прочную основу человеческой речи, постепенно приучая его не просто слышать музыкальные звуки, но и угадывать их «имена». Тогда звуки, которые мы слышим, постепенно начнут «декодироваться» в их названия и графические образы – ноты, которые можно пропеть, проиграть и записать по слуху.

 

Как незнание музыкального Алфавита мешает развитию чтения нот и координации рук.

 

Знание последовательности музыкальных звуков в любом направлении, поступенно, через ступень и через две ступени является основой для музыкального развитии человека. Прочтение музыкальных звуков основывается на понимании их организации в системе и знание этой системы так же необходимо, как необходимо умение читать по слогам в обучении чтению или знание таблицы умножения в обучении математике.

 

Обучение последовательности музыкальной звуков с помощью артикуляции делает речь человека точкой опоры в понимании мира музыкальных звуков. Закрепляя за каждым звуком фонетическое имя, мы опираемся на речь и артикуляцию, чтобы «поднять» новый пласт информции - звуко-высотных соотношений звуков. Проще говоря, сначала мы должны запомнить имена звуков. Исполняя их голосом и-или проигрывая на инструменте, мы «наращиваем» к уже имеющейся информации «недостающее» звено – их абсолютную высоту.

 

Выучив последовательность названий звуков в прямом и обратном движении и усвоив его поступенно, через ступень и через две ступени, мы смотрим на нотный стан совершенно другими глазами. Он представляется нам не как масса разрозненных нотных значков, каждый из которых необходимо заучить по отдельности в зависимости от расположения на линейке или между линейками, но как общая система, в которой каждую ноту можно легко найти, опираясь на знание простых правил этой системы. Знание музыкального алфавита в прямом и обратном движении позволяет восприятию находить каждой ноте ее фонетический эквивалент в считанные доли секунды, независимо от направления движения музыки или того, движется ли мелодия плавно или скачкообразно.

 

Это чрезвычайно комфортно для восприятия человека, так же комфортно, как и проживание в собственном доме, где даже в потемках знаешь, где находится каждый предмет. Знание системы расположения музыкальных звуков в комплексе – это единственный путь приобретения свободы в прочтении музыкальной грамоты, дающий учащемуся фундаментальное понимание «как все устроено» с помощью закрепления этого знания голосом и постепенного превращения его в часть музыкального сознания.

 

Особенно важно знать музыкальный алфавит при игре на фортепиано. Вне системы последовательностей звуков клавиши инструмента превращаются в «непознанное пространство», общение с которым несет элемент «опасности» и непредсказуемости. Я помню это ощущение напряжения и внутреннего страха нажать не ту клавишу, которое мешало мне не только чувствовать себя свободно, но и думать о музыке вообще. Многим из вас это покажется преувеличением, но вдумайтесь в мои слова: страх сделать неверный шаг сковывает движения человека. Игра на фортепиано – это взаимодействие наших пальцев со звучащим пространством, поделенным на небольшие равные отрезки. Страх «не туда попасть» и есть – самая главная причина зажатости рук. Пространство будет «завоеванным» только в том случае, когда точно знаешь, где ты находишься и что тебя окружает.

 

Фонетическое запоминание музыкльного Алфавита также помогает начинающему соединить название звука с его звучанием в абсолютной высоте. Проигрывая клавищу за клавишей при одновременном пропевании звуков голосом, мы соединяем речевое восприятие музыкального звука с его высотой и развиваем одновременно и голос, и слух.

 

Как правило, многие профессиональные музыканты, играя много музыки и упражнений, в особенности гамм, изучая гармонию и сольфеджио постепенно приходят к знанию музыкального Алфавита. Однако, мне кажется именно с этого следует начинать музыкальное обучение, тогда больше людей поймут, как устроена музыкальная система и научатся музыкальному языку.

 

 

ГОЛОС ЧЕЛОВЕКА – КОЛЫБЕЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА

 

«Человеческая гортань также воспринимает звуки, как и слух человека» Д.Е. Огороднов

 

Вначале было слово…

 

Речь была и остается главным условием и способом осуществления мышления человека. Называя вещи и явления своими именами, мы учимся мыслить. Проговаривая то или иное слово, мы не просто «пробуем на вкус» его суть, но и делаем его частью нашего сознания. Гортань человека – это один из самых важных органов восприятия. «Как вас зовут?» - спрашиваем мы незнакомца при встрече, и чтобы запомнить это имя мы повторяем его вслух. Для запоминания все на свете должно иметь свое имя и быть озвучено (проговорено) нами. Вначале было слово, с него началось мышление. Будучи маленькими, мы постоянно говорим вслух, чтобы услышать собственный голос и определить, насколько точно он иммитирует голос матери. Потом мы говорим «громко про себя» – то есть в уме пытаемся формулировать мысли. И только потом учимся мыслить на уровне неуловимых образов.

 

Речь родилась из гортани человека, а потом из речи стал вырисовываться музыкальный язык. Это случилось так: сначала человек научился составлять слова из согласных и гласных, причем согласные сразу стали носителями смысла речи, а гласные – его эмоциональной или если хотите музыкальной стороной.

 

Вы сами можете убедиться в правдивости моих слов, проведя такой эксперимент: попробуйте написать любое предложение без гласных букв