Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но...»
д) другие не знают и этого.
14. Майевтика— это:
д) общение с собеседником с целью обретения им истины.
15. Идея, согласно Платону:
б) нематериальна, но умопостигаема;
16. Истинное познание по Платону есть:
в) воспоминание душой идей, виденных ею в ином мире;
17. Этот античный философ писал: «Раз душа бессмертна, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому нет ничего удивительного в том, что она способна вспомнить то, что прежде ей было известно. И раз все в природе друг другу родственно, а душа все познала, ничто не мешает тому, кто вспомнил что-нибудь одно, самому найти и все остальное: ведь искать и познавать — это как раз и значит припоминать».
в) Платон;
18. "Государство" Платона было:
в) государством кастового типа, с четким сословным разделением;
19. Платон в своем «Государстве» разделил общество на три сословия:
г) философов, воинов, ремесленников;
20. По мнению Аристотеля, всякая вещь есть:
в) единство материи и формы;
21. Этот античный философ писал: «...Государство - продукт естественного развития и что человек по природе своей — существо политическое. Кто живет в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств, вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении...»
а) Аристотель;
22. В своей этической концепции стоики выдвинули:
а) идеал мудреца, который бесстрастно переносит удары судьбы;
23. Определите учению какого философа принадлежат следующие первоначала:
1. вода; г) Фалес; 2. апейрон; б) Анаксимандр; 3. огонь; д) Гераклит. 4. число; в) Пифагор; 5. атомы; а) Демокрит;
24. Определите, в концепциях каких античных философов главенствующую роль играют следующие категории:
1. Платон; б) идея; 2. Гераклит; а) логос; 3. Аристотель; г) форма; 4. Демокрит; д) атом; 5. Эмпедокл; е) любовь; ж) ненависть.
25. Установите соответствие философа той или иной школе:
1. Парменид; б) Элейская школа; 2. Демокрит; а) атомисты; 3. Анаксимандр; в) Милетская школа; 4. Плотин; г) неоплатонизм; 5. Пиррон; д) скептики.
26. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. материализм; б) Демокрит; г) Эпикур; 2. идеализм; а) Парменид; д) Платон. в) Аристотель;
27. Установите соответствие учителя ученику:
1. Платон; б) Аристотель; 2. Сократ; г) Платон. 3. Аристотель; в) Александр Македонский; 4. Фалес; а) Анаксимандр;
28. Установите последовательность философских учений античности:
б) «все из воды»; в) «в основании всего лежит число»; а) «мир идей»; г) «воздержание от суждения».
29. Установите последовательность философских школ античности:
б) Милетская школа; а) пифагорейцы; г) Академия; в) Ликей; д) неоплатоники.
(3 вопрос) 3. Средневековая философия
1. К фундаментальным идеям Библии относят (укажите все правильные варианты):
а) сотворение мира из ничего; д) человек создан по образу и подобию божьему.
2. Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
в) Бог, будучи единым и единственным, существует в трех ипостасях;
3. Основной догмат христианства:
б) триединство;
4. Религиозно-христианское понимание человека утверждает, что:
г) человек – «венец творения» и повелитель всего созданного для него Богом;
5. В центре размышлений философов средних веков стоит:
в) Бог;
6. Наиболее важный раздел знания в Средневековье:
б) теология;
7. В основе средневековой гносеологии лежит идея:
в) откровения;
8. Теория оправдания Бога в отношении допускаемого им зла в мире получила название:
г) теодицея;
9. Средневековая философская мысль:
в) использовала идеи отдельных философов, перерабатывая их в соответствии с собственными запросами;
10. Христианско-религиозное понимание истории означает:
а) история есть прямолинейное движение от грехопадения до судного дня;
11. Апологеты во II в. н. э.:
б) защищали, оправдывали христианское вероучение;
12. Новое качество человека, открытое средневековой патристикой:
а) дух;
13. Центральным объектом философского осмысления Августин делает:
б) Бога;
14. Основой духовной жизни в концепции Августина является:
г) вера;
15. Высший критерий истины в концепции Августина:
в) откровение;
16. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
в) найти рациональные доказательства веры;
17. В схоластике провозглашалось различие между:
а) верой и разумом;
18. Предметом спора об универсалиях было:
в) реальное существование общих понятий;
19. В споре об универсалиях реалисты:
а) приписывали существование общему;
20. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
б) подготовил почву для отделения теологии от философии;
21. По вопросу о соотношении философии и религии Фома Аквинский выдвинул тезис о том, что:
в) религия не вне- и не антиразумна, она сверхразумна;
22. Фома Аквинский придерживался концепции:
г) о превосходстве веры над знанием.
23. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
б) томизмом;
24. В своих рассуждениях о Боге Фома Аквинский:
б) признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым;
25. Исследуя проблемы человеческой души, Фома Аквинский исходил из того, что:
а) душа есть чистая форма без материи, она бестелесна;
26. Этому средневековому мыслителю принадлежат пять наиболее полных способов доказательств существования Бога:
б) Фома Аквинский;
27. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. реализм; г) Фома Аквинский. б) Ансельм Кентерберийский; 2. номинализм; а) Уильям Оккам; в) Иоанн Росцелин;
28. Установите последовательность философов Средневековья:
в) Филон Александрийский; г) Тертуллиан. б) Бл. Августин; а) Фома Аквинский;
29. Установите последовательность возникновения философских трудов:
г) «О началах» Ориген. а) «О граде Божьем» Бл. Августин; в) «О божественных именах» Дионисий Ареопагит; б) «Сумма теологии» Фома Аквинский;
30. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «О граде Божьем»; б) Бл. Августин; 2. «Сумма теологии»; г) Фома Аквинский. 3. «О божественных именах»; а) Дионисий Ареопагит; 4. «О началах»; в) Ориген;
(4 вопрос) 4. Философия Возрождения и Нового времени
1. Наиболее известное произведение Николая Кузанского носит название:
в) «Об ученом незнании»;
2. В своей теории познания Ф. Бэкон придерживался концепции:
д) двойственной истины.
3. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:
в) эмпиризма и материализма;
4. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
г) индукция;
5. Общепринятые системы мышления (силлогистику и схоластику) Бэкон относил к призракам (идолам):
г) театра.
6. Исходный принцип философствования Декарта:
а) сомнение;
7. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:
б) «во всем должно сомневаться»;
8. По мысли Декарта, субстанция протяженная и субстанция духовная:
б) существуют независимо друг от друга;
9. Декарт признавал существование:
г) двух независимых субстанций — мышление и протяжение;
10. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:
б) протяженность (распространенность);
11. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:
в) рациональную дедукцию;
12. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:
а) картезианством;
13. Спиноза применил в своей «Этике» необычный метод изложения:
в) геометрический;
14. Атрибутами субстанции (природы), по мнению Спинозы, являются:
в) мышление и протяжение;
15. На основании концепции о физическом единстве вселенной Дж. Бруно высказал мысль:
а) космос – это бесконечность, как вечное несотворенное бытие (бог);
16. Философия природы Дж. Бруно— это:
в) пантеизм;
17. В виде Левиафана рассматривал государство:
б) Гоббс;
18. Согласно Локку, основой всякого познания является:
а) ощущение;
19. Этот философ впервые разделил власть на три вида (судебную, законодательную и исполнительную):
б) Локк;
20. Философии Просвещения в целом присуще:
а) вера в человеческий разум, знание и общественный прогресс;
21. Этот философ напрямую отождествил человека с машиной:
в) Ламетри;
22. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились:
г) мошенник и глупец.
23. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был:
б) Дидро;
24. Руссо считал, что развитие культуры формирует у человека потребности:
б) искусственные;
25. Установите соответствие философа философскому направлению:
1. эмпиризм; а) Бэкон; в) Локк; г) Гоббс; 2. рационализм; б) Декарт; д) Спиноза.
26. Установите последовательность возникновения философских трудов:
а) «Об ученом незнании» Николай Кузанский; в) «О бесконечности Вселенной и мирах» Бруно; д) «Новая Атлантида» Бэкон. г) «Этика» Спиноза; б) «Об общественном договоре» Руссо;
27. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Об ученом незнании»; в) Николай Кузанский; 2. «Об общественном договоре»; д) Руссо. 3. «Рассуждение о методе»; б) Декарт; 4. «Левиафан»; г) Гоббс; 5. «Новая Атлантида»; а) Бэкон;
(5 вопрос) 5. Немецкая классическая философия
1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
а) докритический и критический;
2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
в) Кантом;
3. Трансцендентное по Канту – это:
д) абсолютно непознаваемое.
4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
5. Помимо явлений Кант выделяет:
а) мир вещей в себе;
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
б) феномен;
7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
а) пространство и время;
8. По теории Канта, время и пространство:
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
в) общим законом;
11. По мнению Канта, категорический императив – это:
д) непреложное нравственное требование, моральный закон.
12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:
г) незаинтересованности;
14. Философия Гегеля — это:
б) абсолютный объективный идеализм;
15. Диалектика в философской системе Гегеля:
а) спекулятивно-идеалистическая;
16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
в) абсолютная идея (мировой дух);
17. В системе Гегеля мировое развитие есть:
а) развитие духа (абсолютной идеи);
18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
г) все, что разумно — действительно.
19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
в) развитие мирового духа во времени;
20. Философия Л. Фейербаха — это:
а) материализм;
21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
д) антропологический материализм.
22. Фейербах главным объектом познания считал:
в) человека;
23. Фейербах считал религию:
в) приписыванием Богу атрибутов человека;
24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
г) любви;
25. Установите соответствие философа философскому учению:
1. трансцендентальный идеализм; б) Кант; 2. антропологический материализм; г) Фейербах. 3. абсолютный идеализм; а) Гегель; 4. философия тождества; в) Шеллинг;
26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Критика чистого разума»; б) Кант; 2. «О сущности христианства»; г) Фейербах. 3. «Наука логики»; а) Гегель; 4. «Система трансцендентального идеализма»; в) Шеллинг;
(6,7 вопросы) 6. Западноевропейская философия XIX-XX вв.
1. Философия К. Маркса носит название:
а) диалектический материализм;
2. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
б) производительных сил;
3. Основополагающая формула марксистской философии для анализа общественной жизни означает:
б) бытие определяет сознание;
4. Одним из этапов развития позитивизма был:
г) эмпириокритицизм;
5. Выдающимися деятелями так называемого «первого позитивизма» были:
б) О. Конт; в) Г. Спенсер;
6. О. Конт был убежден, что в науке необходимо стремиться к замене слова «почему» словом:
г) как.
7. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии:
б) теологическую — метафизическую — позитивную;
8. О. Конт надеялся заменить все науки об обществе:
в) социологией;
9. По Г. Спенсеру, во Вселенной проявляется изначальная, всеобъемлющая и непостижимая:
в) Сила;
10. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:
а) эволюция;
11. В социологии Г. Спенсер рассматривал общество как своего рода «организм», который стремится к состоянию:
в) равновесия;
12. Известное утверждение прагматизма:
б) истина — то, что полезно;
13. Представителем «философии жизни» является:
а) Ницше;
14. Одной из главных категорий «философии жизни» является:
д) воля.
15. В учении Шопенгауэра мир, окружающий нас, есть всего лишь совокупность представлений, которые ассоциируются более всего с понятием:
в) майя;
16. Гравитация, магнетизм, инстинкты животных, поведение человека — все это, по Шопенгауэру, есть проявление:
в) воли;
17. По Шопенгауэру, мировая Воля — это сила (укажите все правильные варианты):
б) бессознательная, слепая и дикая; д) единственная и безосновная.
18. По мнению Шопенгауэра, человеческая жизнь в целом есть:
в) страдание;
19. По мнению Шопенгауэра, спасение от вечного страдания можно обрести, если:
г) победить желание, страсть;
20. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:
в) бессмысленное сплетение событий;
21. Набольшее влияние на философию Шопенгауэра оказало (укажите все правильные варианты):
а) учение Канта; г) учение Будды;
22. Философия Шопенгауэра является:
б) пессимистическим учением;
23. Психологическое понятие, во многом определившее философскую антропологию С. Къеркегора:
б) страх;
24. Центральная идея философии С. Къеркегора:
в) духовный индивид, единичный человек противостоит социальной среде и совершенствуется вопреки ей и ее законам;
25. С. Къеркегор рассматривал три стадии существования человеческого духа:
в) эстетическая — этическая — религиозная;
26. Основополагающим понятием в философии Ф. Ницше является:
б) воля к власти;
27. Ф. Ницше обосновал идею:
в) вечного возвращения;
28. В области научного познания, по мысли Ницше, истина — это:
г) полезное заблуждение.
29. Идеальный человек будущего, по Ницше, - это:
д) сверхчеловек.
30. В философии А. Бергсона жизнь понимается как:
а) изменчивый, творческий поток сознания;
31. Перу Берсона принадлежит трактат:
г) «Творческая эволюция»;
32. Основу познания, по А. Бергсону, составляет:
д) интуиция.
33. Согласно учению З. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется:
б) бессознательным;
34. Согласно психоанализу, культура человечества строится на:
г) сублимации первичных комплексов;
35. Архетип, согласно К. Юнгу, — это:
г) коллективные формы и образы, исходящие из мифологического сознания и образа жизни;
36. Основная установка экзистенциализма означает:
г) существование предшествует сущности;
37. Фундаментальной характеристикой человеческого существования в экзистенциализме является:
б) свобода;
38. В экзистенциализме время экзистенциальное связано с такими понятиями, как (укажите все правильные варианты):
в) решимость; г) заброшенность;
39. Согласно М. Хайдеггеру и Ж.П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, — это:
в) экзистенция;
40. Ключевой категорией Хайдеггера является:
д) бытие-к-смерти.
41. Понятие «пограничной ситуации» играет особую роль в:
д) экзистенциализме.
42. Жизнь есть абсурд, согласно:
в) Камю;
43. С точки зрения баденской школы неокантианства, существует два основных научных метода:
в) генерализующий и индивидуализирующий;
44. Представитель баденской школы неокантианства В. Виндельбанд предложил свое деление наук на науки:
а) о природе и о духе;
45. В феноменологии Э. Гуссерля понятие «интенциональность» — это:
а) существенное свойство всех актов сознания, направленность сознания на объект, находящийся вне самого сознания;
46. В герменевтике основная задача философии, по Г. Гадамеру, — это:
в) толкование и осмысление текста, в качестве которого может предстать любой предмет;
47. Центральной характеристикой существования человека и способом его бытия, согласно Г. Гадамеру, является:
в) познание;
48. Установите принадлежность философа той или иной философской школе (направлению):
а) Сартр, Камю, Хайдеггер; 2) экзистенциализм; б) Ницше, Шопенгауэр; 1) «философия жизни»; в) Виндельбанд, Риккерт; 5) неокантианство. г) Фрейд, Юнг; 3) психоанализ; д) Миль, Спенсер. 4) позитивизм;
49. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
1. «Бытие и время»; г) Хайдеггер; 2. «Воля к власти»; в) Ницше; 3. «Капитал»; б) Маркс; 4. «Мир как воля и представление»; д) Шопенгауэр. 5. «Курс позитивной философии»; а) Конт;
(8 вопрос) 7. Вопросы повышенной сложности (история философии)
1. Установите соответствие философа и эпохи:
а) Августин Блаженный; 4) Средневековье. б) Николай Кузанский; 1) Возрождение; в) Кант; 3) Новое время; г) Платон; 2) Античность;
2. Установите соответствие философа и эпохи:
а) Аристотель; 2) Античность; б) Локк; 1) Новое время; в) Вольтер; 4) Просвещение. г) Фома Аквинский; 3) Средневековье;
3. Установите соответствие философа и эпохи:
а) Гоббс; 4) Новое время. б) Цицерон; 1) Античность; в) Руссо; 3) Просвещение; г) Дж. Бруно; 2) Возрождение;
4. Установите соответствие философа и философского направления:
а) Сартр; 3) экзистенциализм; б) Фалес; 2) милетская школа; в) Гегель; 1) немецкая классическая философия; г) Августин Блаженный; 4) патристика.
5. Установите соответствие философа и философского направления:
а) Фома Аквинский; 2) схоластика; б) Демокрит; 1) школа атомистов; в) Маркс; 4) диалектический материализм. г) Николай Кузанский; 3) натурфилософия;
6. Установите соответствие философа и философского направления:
а) Дидро; 2) энциклопедизм; б) Протагор; 1) софистика; в) Томас Мор; 3) утопизм; г) Кант; 4) немецкая классическая философия.
7. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:
а) немецкая классическая философия; 4) Новое время. б) герменевтика; 3) Современность; в) патристика; 2) Средневековье; г) софистика; 1) Античность;
8. Установите соответствие философского направления исторической эпохе:
а) энциклопедизм; 4) Просвещение. б) атомизм; 1) Античность; в) фрейдизм; 3) Современность; г) схоластика; 2) Средневековье;
9. Установите соответствие философских школ философской культуре:
а) философия Нового времени; 3) картезианство; б) современная западная философия; 1) прагматизм; в) философия Античности; 4) скептицизм. г) немецкая классическая философия; 2) трансцендентальный идеализм;
10. Установите соответствие философской категории и ее автора:
а) утопия; 2) Томас Мор; б) логос;1) Гераклит; в) мораль; 4) Цицерон. г) общественно-экономическая формация; 3) Маркс;
11.Соотнесите понятия и философов, которые их используют:
а) бытие; 3) Парменид; б) форма; 1) Аристотель; в) идея; 4) Платон. г) атом; 2) Демокрит;
12. Соотнесите философов и ключевые категории их концепций:
а) Эпикур; 4) удовольствие. б) Ницше; 2) воля к власти; в) Бергсон; 1) жизненный порыв; г) Конт; 3) позитивная философия;