В) Аристотель

В) любовь к мудрости

7. Проблему, человека в античной философии впервые поставил:

В) Сократ

8. Эпоха возникновения философского мировоззрения:

Г) Античность

9. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию:

Г) Страдание

10. Мировая религия которая не является монотеистической:

В) Буддизм

6. Первых философов называли:

Д) физики

11. Древнегреческий философ, который осуществил синтез и систематизацию всего комплекса античного научно-философского знания:

в) Аристотель

12. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является: г) огонь

/\ Как соотносятся философия и мировоззрение?

- а) философия - часть мировоззрения;

- б) философия есть мировоззрение;

- в) мировоззрение – часть философии;

+ г) философия – рационально-теоретическая основа

мировоззрения.\/

/\ Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

+ а) что такое истина?

+ б) в чем смысл жизни человека?

- в) что такое экономика?

- г) каковы свойства твердого тела? \/

/\ Какое определение философии Вы считаете наиболее правильным?

Философия – это…

- а) система научных знаний о мире и человеке;

-б) идеология

- в) искусство познания истины;

+г) рационально-теоретическая форма мировоззрения\/

/\ Что такое мировоззрение?

- а) эмоционально-чувственное отражение мира;

- б) совокупность знаний об окружающей действительности;

+в) система взглядов на мир в целом и место человека в нем. \/

/\ Какие функции выполняет философия?

+ а) мировоззренческую;

+ б) методологическую;

+ в) познавательную;

+г) критическую \/

/\ Основателем даосизма в Китае был

- а) Мо-цзы

+ б) Лао-цзы

- в) Конфуций

- г) Чжуан-цзы. \/

/\ Укажите философские школы эпохи эллинизма:


+ а) стоицизм;

- б) рационализм;

+ в) кинизм;

+ г) неоплатонизм;

- д) пифагорейство\/


.

/\ Сократ в молодости обучался в школе


а) софистов

б) элеатов

в) пифагорейцев

г) милетцев.\/


 

/\ Какая философская школа впервые поставила исходный философский вопрос о природе всего («Откуда все?»)

- а) софисты

- б) пифагорейцы

+ в) Милетская школа

- г) Элейская школа;\/

/\ Кто из философов объявил акты сознания особым «миром идей»?


- 1.Гераклит

- 2. Демокрит

+ 3. Платон

- 4. Аристотель

- 5. Декарт

- 6. Гегель\/


/\ Назовите древнегреческих философов – атомистов:

- а) Зенон;

- б) Левкипп;

+ в) Демокрит;

+г) Эпикур. \/

/\ О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил

- а) Сократ

- б) Демокрит

+ в) Платон

- г) Аристотель.\/

/\ В каких регионах мира зародилась философия?

-а) Египет

+б) Греция

+в) Индия

- г) Рим \/

/\ Кто является автором термина «философия»?

- а) Аристотель

+ б) Пифагор

- в) Сократ \/

/\ Основателем какого философского направления считается Платон?

- а) материализм

+б) объективный идеализм

- в) субъективный идеализм

- г) софистика \/

/\ Автором атомистического учения является:

- а) Платон

+ б) Демокрит

+ в) Левкипп

- г) Зенон \/

/\ Открытие сферы бессознательного связано с именем_(З.Фрейда)? \/

 

/\ Установите соответствие между проблематикой и разделом философского знания:

1. Онтология, а) учение о человеке

2. Гносеология, б) учение о бытии

3. Философская антропология, в) учение о познании

4. Социальная философия г) учение об обществе \/

/\ Назовите представителей философского идеализма:

- а) К.Маркс + г) Г.Гегель

- б) Демокрит + д) Д.Беркли

+ в) Платон - е) Гольбах\/

/\ Основателем буддизма был:

- а) Лао-цзы

- б) Конфуций

+ в) Сидхартха Гаутама \/

/\ Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию

- а) надежду - в) желание

- б) любовь + г) страдание \/

/\ По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей – сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ?

- а) Диоген + в) Сократ

- б) Гераклит - г) Пифагор \/

/\ « В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил:

- а) Фалес + в) Гераклит

- б) Демокрит -г) Аристотель \/

/\ Главной проблемой философии Возрождения является:

- а) познаваемость мира

- б) доказательство бытия Бога

- в) поиски субстанции мира

+ г) человеческая личность \/

/\ Кто из мыслителей Возрождения впервые сформулировал идеи пантеизма?

-а) Н.Коперник

-б) Лоренцо Вала

+в) Н Кузанский

-г) Н.Макиавелли \/

/\ Пантеизм как философское течение эпохи Возрождения

-а) противопоставляет природу Богу

+б) отождествляет природу и Бога

+ в) наделяет природу божественными атрибутами

-г) отрицает существование Бога.\/

/\ Главной проблемой философии Нового времени является:

а) проблема соотношения материального и идеального

б) проблема человека и его бытия в мире

в) проблема материальности мира. \/

/\ Время - это:

– 1.Неотвратимость будущего

- 2. Вектор мирового движения

+ 3. Форма бытия материи, выражающая последовательность и длительность существования ее параметров.

- 4. Все перечисленное.\/

/\ Когда возникло диалектическое мышление?

– 1. В античности

- 2. В средние века

- 3. В философии Гегеля

- 4. В учении К. Маркса

+ 5. Формировалось общими усилиями с античности до сегодняшних дней \/

/\ Кто из перечисленных философов относится к материалистам?

- а) Анаксимен

- б) Сократ

+ в) Гераклит

- г) Парменид \/

/\ Какими проблемами занималась средневековая философия?

-а) проблемами науки

+б) проблемами природы

-в) проблемами Бога

+г) проблемами души. \/

/\ Какими чертами характеризуется средневековая философия?

- а) рациональность

+б) схоластичность

- в) космоцентризм

+г) догматизм \/

/\ Реализм как течение средневековой философии представляет собой:

- а) учение о реальном существовании единичных вещей

+ б) учение о реальном существовании общих понятий

- в) учение о реальности окружающего мира \/

/\ Номинализм в средневековой философии означал:

+1.Подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи

- 2. Реальностью обладают и общие понятия – «универсалии» \/

/\ Кому принадлежит высказывание «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах?


- 1. Декарт

- 2. Беркли

+ 3. Локк

- 4. Вольтер

- 5.Юм \/


 

/\ По мнению большинства историков философии Ф.Бэкон является родоначальником:

- а) идеализма

- б) скептицизма

+ в) эмпиризма

- г) позитивизма.\/

 

/\ Главным атрибутом материи по Декарту является:

+ а) делимость - в) вечность

+ б) протяженность - г) изменчивость.\/

/\ По Ф.Бэкону, эмпиризм – это:

+ а) опыт, опирающийся на эксперимент

- б) чувственное восприятие

- в) форма, присущая самой вещи

- г) мыслительный образ вещи \/

/\ Что означает понятие «вещь в себе» у И.Канта?

- а) закон,

- б) скрытый смысл вещи;

- в) закрытую для других личность;

+ г) сущность.\/

/\ Что означает понятие «антропогенез»?

- а) раздел науки о человеке;

+ б) процесс возникновения и становления человека;

- в) совокупность генетических признаков человека.\/

/\ Подчеркните представителей немецкой классической философии:

Декарт, Демокрит, Кант, Ницше, Фейербах, Локк, Гегель. \/

/\ Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?

- а) Н.Бердяев;

- б) Н.Лосский;

+ в) В.Соловьев;

-г) Ф.Достоевский \/

/\ Кто открыл закон определяющей роли материального производства в жизни общества?

- а) Г.Гегель

+ б) К.Маркс

- в) В.И.Ленин

- г) Н.Бердяев.\/

/\ Кто из философов считал важнейшим мотивом деятельности волю к власти?

- а) Аристотель,

- б) Шопенгауэр,

+ в) Ницше

- г) К.Маркс \/

/\ Какие признаки человека отличают его от животного?

+ а) разумность;

- б) бессознательное

+ в) осознанная деятельность

- г) действия.\/

/\ Какое определение понятия «человек» наиболее полно раскрывает его сущность?

Человек – это…

- а) индивид с присущей ему генетической программой;

- б) животное, способное изготавливать и использовать орудия труда;

- в) социальное существо;

+ г) биосоциальное существо, способное к мышлению и целенаправленной деятельности.\/

/\ Выделите формы чувственного познания:

- а) понятие,

+ б) представление;

+ в) ощущение;

+г) восприятие.\/

/\ Что такое истина?

+ а) знание, соответствующее предмету действительности и своему понятию;

- б) это конвенция, соглашение;

- в) это знание рационально и просто описывающее опыт;

- г) это то, что подтверждается опытом\/

/\ С каким определением понятия «свобода» вы согласны?

Свобода – это…

- а) полная независимость от обстоятельств;

+ б) осознанная необходимость и возможность выбора;

- в) способность субъекта принимать решения со знанием дела.\/

 

/\ Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию?

- а) рыночные отношения;

- б) тип культуры;

- в) уровень развития производительных сил;

+ г) способ производства материальных благ; \/

/\ Какое определение понятия «бытие» является наиболее правильным?

Бытие – это …

- А) вселенная;

- Б) материя;

+ В) вся совокупная объективная и субъективная действительность;

- Г) окружающая нас действительность\/

/\ Выделите формы рационального познания:

- а) представление

+ б) понятие;

+ в) суждение;

- г) ощущение.\/

/\ Определите понятие «общество»:

- а) совокупность людей, проживающих на определенной территории;

- б) союз людей, объединенных производственными, религиозными, национальными и др. интересами.

+ в) обособившиеся от природы специфически материальное образование, воспроизводящее все стороны человеческой жизни и представляющее собой исторически сложившуюся форму жизнедеятельности. \/

/\Что такое диалектика?

- а) искусство спора;

+ б) учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления;

- в) наука о закономерностях самоорганизации открытых, нелинейных систем. \/

/\ Как вы определяете понятие» материя»?

- а) это все то, что не является сознанием;

- б) это абсолютная неизменная субстанция;

+ в) это объективная реальность, независимая от человеческого сознания и данная человеку в его ощущениях.\/

/\ Что вы понимаете под бессознательным?

- а) все, что не осознается человеком;

- б) интуитивные действия;

+ в) явления и процессы, влияющие на поведение человека, но не осознаваемые им.\/

/\ Детерминизм – это…

+ а) учение о взаимообусловленности в мире;

- б) учение о невозможности познания причинности событий и явлений в мире;

- в) учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией. \/

/\Определите понятие «личность»:

- а) это зрелый человек;

- б) синоним человека;

- в) сознательный исторический деятель;

+ г) человек с присущими ему социально значимыми качествами, обеспечивающими использование прав и выполнение обязанностей.\/

/\ Сознание – это …

- а) свойство мозга формировать понятия;

+ б) свойство мозга отражать объективную действительность;

- в) свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах?\/

/\ С каким определением понятия «язык» вы согласны?

Язык – это…

- А) средство общения;

- Б) средство выражения мыслей;

- В) орган речи;

+ Г) знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации \/

 

/\ Выделите уровни научного познания:

- а) естественнонаучный и гуманитарный;

- б) чувственный и рациональный;

+ в) эмпирический и теоретический \/

/\ Непосредственной целью науки является:

- а) связь с практикой;

+ б) достижение истины и открытие объективных законов;

- в) развитие материального производства;

+ г) получение новых знаний. \/

/\ Что изучает логика?

- а) законы развития общества;

- б) законы развития природы;

+ в) законы и формы мыслительной деятельности.\/

/\ Укажите эмпирические методы научного познания:

+ а) наблюдение;

+ б) эксперимент

- в) абстрагирование

- г) математизации.\/

/\ Укажите теоретические методы научного познания:

 


+ а) синтез

- б) измерение

- в) наблюдение

+ г) абстрагирование

+ д) формализация \/


. /\ Выделите современное понимание цивилизации:

- а) это синоним культуры;

- б) уровень развития общества и культуры

- в) ступень развития общества, следующая за варварством;

+ г) культурно-историческое сообщество, отличающееся общностью духовных, сходством социально-экономического и политического развития и образа жизни людей. \/

/\ Укажите определяющий критерий общественного прогресса:

+ а) уровень развития производительных сил;

+ б) степень развития свободы и демократии.

- в) уровень развития духовной культуры.

- г) эффективность решения глобальных проблем.\/

/\ Какие факторы в развитии общества являются определяющими?

- а) народные массы;

- б) выдающиеся личности;

+ в) способ материального производства;

- г) национальные проблемы.\/

/\ Идеализм – это:

– 1. Учение об идеалах и их роли в жизни.

- 2.Мечтательность души, не замечающей житейской реальности.

+ 3.Учение о первичности сознания и вторичности материи

- 4. Стремление сделать свою и общественную жизнь идеально истинной, доброй, красивой.\/

/\ Материя – это:

– 1.Совокупность всех вещей и предметов во Вселенной.

+ 2.То, что первично по отношению к духовному и доступно познанию.

– 3.Первовещество; то, что есть во всем.

- 4.То, что независимо от сознания человека \/

/\ Детерминизм – это:

+ 1.Учение о том, что все в мире имеет причину, причинно взаимосвязано.

- 2.Учение, представители которого утверждают, что причину событий до конца познать невозможно.

- 3. Учение о том, что все причины познаваемы наукой или философией.

- 4.Все перечисленное.\/

/\ Какие из перечисленных отношений не входят в производственные отношения?

- 1. Отношения собственности

+ 2. Правовые отношения

- 3.Отношения обмена.

- 4.Отношения потребления\/

/\ Как соотносятся понятия «человек» и «личность»?

- 1. Это тождественные понятия

+ 2. Человек – это антропологическое понятие, личность – социальное.

- 3. Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

- 4. Все перечисленное верно.\/

/\Что такое свобода?

+ 1. Возможность самоопределения и выбора.

- 2. Нежелание считаться с необходимостью.

+ 3. Познанная и учитываемая в деятельности необходимость.

- 4. Следование своим желаниям \/

/\ Какие качества личности определяют ее активность в качестве социального субъекта?

- 1. Мировоззрение

- 2. Гражданственность

- 3. Нравственные качества

- 4. Профессионализм

+ 5. Все перечисленное \/

/\ Какое утверждение является верным?

+ 1. Правовое государство возможно только в условиях существования гражданского общества.

- 2. Правовое государство делает ненужным гражданское общество.

- 3. Понятия гражданского государства и гражданского общества тождественны.

- 4. Ошибочны все предложенные варианты \/

/\ В чем суть экологической угрозы?

- 1. Истощение почв

- 2. Обеднение флоры и фауны в результате деятельности человека.

- 3. Загрязнение природных вод

- 4. Нарастание « парникового эффекта»

+ 5. Все перечисленное \/

/\Главное содержание диалектического учения – это:

- А) учение о движении и его законах

- Б) учение об искусстве спора и доказательства

+ В) учение о законах универсальной связи и развития.\/

/\ Закон - это:

- А) физическое явление

- Б) стихийно складывающиеся случайные отношения между людьми и явлениями

+ В) объективная, внутренняя, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между явлениями. \/

/\ Выберите правильный ответ:

- А) сознание – духовный феномен

- Б) сознание – идеальное явление, качественно отличное от материального.

+ В) сознание – отражение субъектом окружающего мира в идеальных образах.\/

/\ Учение о методах научного познания – это:

+ А) гносеология

- Б) Аксиология

- В) Праксиология.\/

/\ Какие формы знаний относятся к донаучным?

- А) искусство

- Б) философия

+ В) религия

+ Г) магия./\

/\ Какими чертами характеризуется научное познание?

- А) стихийностью

+ Б) объективностью

+ В) обоснованностью

- Г) догматичностью.\/

/\ Истина – это:

- А) то, что является общепринятым

- Б) то, что приносит конкретную пользу

- В) результат соглашения между учеными

+ Г) объективное содержание наших знаний.\/

/\ Критерием истины является:

-А) суждение

- Б) опыт

+ В) практика

- Г) абсолютная идея.\/

/\ Как вы определяете человека?

- А) бессознательное существо

+ Б) биологический вид «homo sapiens»

+ В) биосоциальное существо\/

/\ Как вы определяете личность?

- а) индивид

- б) биосоциальное существо

+ в) творческая индивидуальность

+ г) социальное существо.\/

/\ Общество представляет собой:

- А) результат божественного творения

- Б) сообщество автономных индивидов

+ В) совокупность общественных отношений.\/

 

 

(1 вопрос) 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества

1. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) динамический процесс вопрошания, поиска удела человека;

2. Термин «философия» означает:

г) любовь к мудрости;

3. Предмет философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

г) всеобщее в системе «мир-человек»;

4. Философии присущи функции:

г) все эти функции вместе взятые.

5. Философия объясняет мир с помощью:

г) рациональной аргументации;

6. Философия — это:

а) мировоззрение;

7. Ответы на философские вопросы ищут в:

г) доводах и умозаключениях разума;

8. Основной вопрос философии – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) вопрос об отношении сознания к бытию, идеального к материальному;

9. К формулировкам основного вопроса философии относят (укажите все правильные варианты):

б) что первично: материальное или идеальное (Энгельс)? в) стоит ли жизнь быть прожитой (Камю)? г) как быть счастливым (Сократ)?

10. К вечным философским вопросам относятся (укажите все правильные варианты):

б) в чем сущность человека? г) в чем смысл жизни?

11. Философия – это (укажите наиболее правильный ответ):

а) разумное миропонимание;

12. Необходимым признаком философского мировоззрения является:

г) абстрактность;

13. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, — это:

в) мировоззрение;

14. Установите последовательность исторических типов мировоззрения:

б) мифология; г) религия. а) философия; в) наука;

15. В своих истоках философия и наука опирались на:

а) мифологию;

16. В философии миф понимается как (укажите наиболее правильный ответ):

г) целостное, нерасчлененное постижение первобытным человеком мира и явлений в нем, построенное на «оборотнической» логике;

17. В этой картине мира «естественное» и «сверхъестественное» не отличаются друг от друга:

в) в мифологической;

18. Соотношение философии и науки заключается в том, что:

в) философия и наука частично включаются друг в друга;

19. Основные разделы философии (укажите все правильные варианты):

а) онтология; г) аксиология; е) антропология; ж) гносеология.

20. Учение о бытии как таковом. Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия:

г) онтология;

21. Философское учение о всеобщих законах познания — это:

а) гносеология;

22. Центральной проблемой онтологии является:

в) соотношение бытия и сознания, материального и идеального;

23. Аксиология — это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

24. Материалистические направления признают следующие положения (укажите все правильные варианты):

а) мир состоит из материальных тел, каждое тело из мельчайших частиц; в) материя – это объективная реальность; г) атрибутом материи является движение;

 

 


(2 вопрос) 2. Античная философия