В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Ä Проблемное поле. Какие мысли и чувства возникают у вас, когда вы смотрите на ребенка-дошкольника? Какие специфические особенности детей этого возраста бросаются в глаза? С какими словами у вас ассоциируется слово «дошкольник»? Составьте ассоциативный ряд. Побеседуйте с родителями и воспитателями детского сада о тех проблемах, которых возникают в воспитании дошкольников. Какие жалобы предъявляют родители и педагоги? Как эти жалобы отражают возрастные особенности детей? Сравните детей в возрасте 3 лет и 6 лет. Какие самые существенные особенности их поведения вы можете отметить?

Краткая характеристика. Дошкольный возраст охватывает период от 3 до 6-7 лет. Последний год – от 6 до 7 лет – считается переходным пе­риодом от дошкольного к младшему школьному возрасту. В дошкольном возрасте увеличивается число ви­дов деятельности, которыми овладевает ребенок, усложняется содержание общения ребенка с окру­жающими его людьми и расширяется круг общения. Важное место в жизни ребенка начи­нает занимать сверстник.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.Ребенок в возрасте 4 года в среднем весит 16, 5 кг и имеет рост 101 см; в 5 лет – 17, 5 кг и 107 см; в 6 лет – 20 кг и 114 см, в 7 лет – 22,5 кг и 119 см. В этом возрасте уже полностью устанавливается режим сна и бодрствования: ребенок хорошо спит ночью и один раз днем, питание у него четырехразовое. Дошкольник много и с удовольствием двигается, включая движения в разнообразные игры, в общение с другими детьми. Представления о ребенке-дошкольнике у нас всегда связаны с игрой, так как в этом возрасте ребенок много и подолгу играет, а также стремится любое занятие превратить в игру, подхватывает любое предложение поиграть, даже такое, которое игрой и не является (например, собрать игрушки или помыть посуду). Для дошкольника большой интерес представляют другие дети, он начинает нуждаться в обществе других детей, и стремится проводить много времени в совместных играх и занятиях.

В окружающем его мире ребенка интересуют, прежде всего, игрушки, и он стремится к накоплению их все большего количества. Ярко виды отличия между детьми по половым признакам: девочки предпочитают куклы, а мальчики машинки и оружие, а также все, что связано с этими игрушками. На протяжении дошкольного возраста дети все чаще объединяются в однополые группы для игры. В детской группе уже ярко видны лидеры и ведомые, предпочитаемые или изолированные дети.

Дошкольника также часто называют «почемучкой», потому что он задает множество вопросов взрослым, демонстрируя свой интерес к явлениям окружающего предметного и социального мира. Его интересует существование и происхождение всего, что его окружает. Ребенок этого возраста также очень любит слушать чтение сказок и рассказов, смотреть мультфильмы, эмоционально вовлекаясь в процесс повествования или сказочного действия. У него богатая фантазия, которая помогает ему представлять все описываемые события.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает задумываться о своем будущем, о поступлении в школу, и его интересы все больше сосредоточиваются вокруг серьезных игр и занятий.

Ä Социальная ситуация развития. Внутренняя сторона: тенденция быть и действовать как взрослый при отсутствии возможностей, стремление к установлению положительных отношений со взрослыми; потребность в общении со сверстниками, развитое восприятие и речь как средство общения. Внешняя сторона: переход ребенка из семейной ситуации в более широкий мир социальных отношений; предъявление взрослыми к ребенку требований морального содержания, представления взрослых о ребенке–дошкольнике как способном усвоить моральные нормы; появление «детского общества».

Ä Типичные виды активности ребенка.Двигательная активность, которая становится более разнообразной и осмысленной, так как у ребенка развиваются сложные двигательные навыки и навыки овладения различными снарядами. Ведущая деятельность возникает как ответ на основное противоречие предшествующего периода развития: стремление ребенка быть как взрослый и невозможность реализации данного желания в реальности, при сохранении тенденции к немедленной реализации желаний. В этих условиях возникает игра, в которой реализуются основные потребности ребенка и тенденции его развития. Другие виды деятельности, специфичные для дошкольного возраста – продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация), музыкальная деятельность, художественно-речевая деятельность, детский труд, предпосылки учебной деятельности (умения учиться).

Ведущие формы общения ребенка со взрослыми: внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная, в которых ребенок обращается ко взрослому с вопросами об окружающем мире, о мире социальных отношений и самом себе, с демонстрацией собственных возможностей и оценкой самого себя, ищет признания у взрослых. Интенсивное развитие разных видов общения со сверстниками.

Ä Основные направления развития ребенка: линии развития, показатели развития в каждой сфере

Развитие деятельности и общения. Игра. Дошкольника можно назвать «ребенок играющий». Сущность игры – исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми, отображение социальных отношений и смысла человеческой деятельности. Важнейшая характеристика игры – наличие воображаемой ситуации, которая обеспечивает возможность отображения любых жизненных ситуаций.

В игре реализуется стремление ребенка быть как взрослый, жить общей жизнью со взрослыми, потребность в общении и организации совместной деятельности со сверстниками. В игре ребенка привлекает сам ее процесс, а не какой-либо достигнутый результат. Последовательно развиваются следующие виды игр: сюжетная игра, режиссерская игра, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, игра с правилами. Структура сюжетно-ролевой игры: мотивы игры, сюжет игры, содержание игры, игровые роли, игровые правила, игровые действия, игровое употребление предметов, игровые и реальные отношения между детьми. Этапы развития сюжетно-ролевой игры: 1) до трех лет – этап предпосылок игры; 2) от трех до пяти лет – этап освоения всех компонентов структуры игры; 3) после пяти лет – этап творческого развития игры (сюжетосложения).

Продуктивная деятельность:в результате выполнения этой деятельности ребенок создает какой-либо продукт, который им заранее планируется (цель как образ будущего результата деятельности). В продукте своей деятельности ребенок отражает представления об изображаемом и собственное к нему отношение. Продуктивные виды деятельности способствуют развитию перцептивных (обследовательских) действий, наглядно-образного мышления и воображения дошкольника, обеспечивают целенаправленность и организованность деятельности ребенка.

Этапы развития детского рисунка: 1) до трех лет – стадия каракулей; 2) от трех до пяти лет – стадия примитивного рисунка (ребенок учится изображать отдельные предметы, использует готовые графические шаблоны, но не учитывает реальных свойств предметов, соотношения их частей), 3) от пяти до семи лет – стадия схематичного рисунка, появление сюжетного рисования.

Конструирование – это создание ребенком построений из кубиков, мозаики, деталей конструкторов, а в старшем дошкольном возрасте – из бумаги, пластилина, природного материала. Виды конструирования: конструирование по образцу (воспроизведение уже готовой конструкции по схеме, рисунку, образцу взрослого); конструирование по условиям (создание знакомых ребенку конструкций с учетом игровых требований); конструирование по замыслу (наличие у ребенка представлений о создаваемой постройке, и плана ее создания).

Детский труд – ребенка интересует сам процесс труда, он подражает действиям взрослого и сверстника, в меньшей степени его интересует результат труда и его соответствие поставленной цели. «Ребенок делает, чтобы поделать, а не для того, чтобы сделать», поэтому детский труд имеет большое сходство с игрой.

Предпосылки учебной деятельности: познавательные интересы, умение слышать и слушать взрослого, умение действовать по образцу, умение отличать учебную задачу от практической, осознавать способы собственных действий, умение оценивать собственные действия.

Развитие общения со взрослыми и сверстниками. Со взрослыми: а) внеситуативно-познавательное общение – ребенок задает взрослому вопросы об окружающем мире, умеет разговаривать со взрослыми на темы, не относящиеся к конкретной наличной ситуации, в которой находится ребенок, а касающиеся окружающего мира и законов его существования, взрослый выступает для ребенка как знаток и эрудит, который может сообщить необходимую информацию; б) внеситуативно-личностное общение – ребенок интересуется человеческими отношениями, качествами и свойствами людей, их возможностями и возможностями самого себя; взрослый интересует ребенка сам по себе, как индивидуальность, имеющий собственное независимое существование. Ребенок обращается ко взрослому за оценкой собственных качеств и достижений, он стремится быть замеченным и заслужить уважение взрослого, особенно ценит положительные отношения со взрослыми. Эти два вида общения способствуют формированию у ребенка позиции ученика.

У детей дошкольного возраста обнаруживается стойкий интерес к другим детям и совместной игре с ними. Общение дошкольника со сверстниками как общение в равным себе человеком отличается от общения со взрослыми по следующим показателям: большее разнообразие коммуникативных действий, новые функции общения со сверстниками (оценка действий другого, навязывание образцов действий, сравнение с самим собой, контроль над действиями партнера); яркая эмоциональная насыщенность общения со сверстниками, нестандартность и нерегламентированность контактов детей со сверстниками, преобладание инициативных действий в адрес сверстника над ответными действиями. Речь детей в общении со сверстниками более развернутая, богатая по лексическому и грамматическому составу.