Материал для повторения
Ø Кризис новорожденности–это кризис перехода от внутриутробного ко внеутробному существованию, к жизни в социальной среде. Кризис новорожденности носит ярко выраженный адаптационный характер. Симптомы кризиса: потеря веса, болезни новорожденного, манифестация атавистических безусловных рефлексов. Исход кризиса: приспособление к жизни во внеутробной среде, запуск физиологических реакций, становление ритмов сна и бодрствования. Окончание периода новорожденности связывается с возникновением потребности в общении ребенка со взрослым.
Ø На протяжении первых трех месяцев зарождается и оформляется потребность ребенка в общении со взрослым, которое первоначально выступает в непосредственно-эмоциональной форме. Зрительное и слуховое сосредоточение ребенка на взрослом, улыбка, вокализации и движения по направлению к взрослому − проявления «комплекса оживления», выражающего потребность ребенка в общении.
Ø Развитие ориентировки ребенка в окружающем начинается с формирования сосредоточения на предметах, прослеживания их движения в поле зрения. Овладение хватанием дает ребенку возможность выполнять различные действия с предметами. Во втором полугодии ребенка интересует во взрослом его умение действовать с предметами, и он начинает обращаться ко взрослому по поводу совместных действий.
Ø Возможности взаимодействия ребенка с окружающим миром увеличиваются за счет становления основных движений. К ним относятся повороты со спины на живот, поднимание головы, ползание, сидение, стояние и ходьба. Эти движения развиваются благодаря потребности ребенка во впечатлениях и под влиянием взрослого, прямо или косвенно способствующего становлению движений.
Ø Пассивная речь начинает развиваться с сосредоточения ребенка на лице взрослого, звуках его голоса. На первых этапах ребенок ориентируется на интонационные и ритмико-мелодические характеристики речи взрослого. Позже он связывает слово с предметом или с действием, что выражается в поисках предмета по его названию. В конце младенчества ребенок может уже выполнять простые поручения взрослых, а значит, он начинает понимать целые фразы.
Ø Активная речь проходит стадии гуления, лепета, псевдослов и слов. В активной речи ребенок, прежде всего, выражает свое внутреннее состояние, и только к концу первого года жизни он может обозначить словом предмет или действие.
Ø Поведение младенца преимущественно побуждается окружающими предметами, находящимися в поле зрения. Вначале ребенок не реагирует на исчезновение предметов из поля зрения, а затем он начинает активно искать исчезнувшие предметы, что свидетельствует о появлении представлений. Во второй половине младенчества ребенок не только познаёт отдельные предметы и их свойства, но и устанавливает связи и отношения между предметами. Это свидетельствует о появлении первых мыслительных действий.
Ø Ребенок начинает различать ощущения, вызываемые предметами внешнего мира, и ощущения, идущие от собственного тела. К концу младенчества ребенок физиологически отделяется от матери. У него возникает эмоционально-ценностное отношение к себе. Оно проявляется в том, что ребенок «отстаивает» собственные желания, претендуя на положительное отношение со стороны взрослых.
Проблемно-дискуссионные вопросы:
1. Как вы думаете, почему на первом году жизни существует традиция отмечать день появления ребенка на свет каждый месяц, а к концу первого года жизни ребенка эта традиция фактически сходит «на нет»?
2. Почему в педиатрии и психологии новорожденность имеет разные хронологические рамки?
3. Какую роль в дальнейшем двигательном развитии ребенка имеют рефлексы новорожденного?
4. Когда появляется первая улыбка у ребенка? Каковы специфические признаки социальной улыбки?
5. Почему ребенок 5 месяцев может сильно испугаться и даже плакать, когда видит свою маму в новой, непривычной одежде?
6. Почему ребенка в возрасте до полугода можно легко оставить с незнакомым человеком, а после 6 месяцев, как правило, ребенок отказывается с ним оставаться?
7. Если родители говорят, что их ребенок начал произносить первые слова в возрасте 7 месяцев, как вы к этому отнесетесь?