Не ответ: гигантомания
Если вы осознаете, что «грамотный менеджмент» является убийцей успеха, то остается не так уж много, верно? Я не знаю, что «правильно». (Я не настолько самоуверен.) Но я убежден, что знаю, что значит «неправильно». (Настолько я самоуверен.)
Что же неправильно? Во времена, когда требуется гибкость, идти в противоположном направлении ... увеличивать массу, образовывать конгломераты ... ГЛУПО.
Компании ратуют за конгломераты из соображений «эффективности» (избавление от ненужной административной работы) и «синергии» (комбинирование активов компаний для создания новой стоимости). Все выглядит очень красиво ... в теории.
На практике все несколько иначе.
Каждое крупное слияние образует «конгломерат», и чем громче его участники отрицают этот факт, тем больше это похоже на правду. Этому есть причина. По выражению экономиста Джеймса Суровецки из New Yorker , «Конгломераты не работают». Существуют горы исследований, посвященных проблемам слияний и поглощений. Вывод предельно ясен: большая часть крупных слияний оказывается неудачной. Они не достигают обещанной «эффективности». Они не создают восхваляемой «синергии». Некоторые исследования показывают, что 50% слияний не работает. Некоторые исследования приводят цифры 80% и даже 90%. В одном из последних крупных исследований, проводилось в 2002 году Business Week, утверждается, что вероятность неудачи при слиянии («снижения акционерной стоимости») составляет 61%. Ни одно из известных мне исследований не приводит процент успешных слияний выше 50.
Подсчитаем (1+1=0)
Финансовые результаты 10 крупнейших слияний за 1998-2000 годы
Слияние | (год) | Стоимость созданная (+) или потерянная (-) |
AOL\Time Warner | -$148 млрд. | |
Vodafone\Mannesmann | -$ 299 млрд. | |
Pfizer\Warner-Lambert | -$ 78 млрд. | |
Glaxo\SmithKline | -$ 40 млрд. | |
Chase\J.P.Morgan | -$ 26 млрд. | |
Exxon\Mobile | +$ 8 млрд. | |
SBC\Ameritech | -$ 68 млрд. | |
WorldCom\MCI | -$ 94 млрд. | |
Travelers\CitiCorp | +$ 109 млрд. | |
Daimler\Chrysler | -$ 36 млрд. |
На 1 июля 2002 года. Из: «Размер – это не стратегия» (11), Fast Company, сентябрь 2002.
Подумайте над этим.
Сегодня, в 2003 году уже не приходится думать над этим долго. Просто почитайте газеты. За один только первый квартал 2002 года новые правила бухучета вынудили компании уменьшить на 1 триллион (да, триллион!) долларов стоимость недавних приобретений. Черт меня дери!
_____________________________________
«»