Содержание аудиторной и самостоятельной работы

Тема 1. Менеджмент – вид деятельности и система управления

Наука управления. Общая теория управления. Понятие, сущность, цели, задачи и концепция менеджмента. Психология менеджмента. Роли менеджера. Процесс управления. Системы управления. Управление социально-экономическими системами (организациями). Закономерности управления различными системами. Объект управления. Организации.

Тема 2. Развитие менеджмента в прошлом и настоящем

Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. Управление и организации до 1900 года. Древние организации. Эволюция управления как научной дисциплины. Этапы и школы в истории менеджмента. Научная школа менеджмента. Классическая школа в управлении. Школа человеческих отношений. Поведенческие науки. Количественный подход в управлении. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Опыт менеджмента за рубежом. Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др. Развитие управления в России. Специфика менеджмента в России. Особенности современной российской экономики и необходимость совершенствования организации управления в России. Пути использования зарубежного опыта в России. Современные технологии в менеджменте. Перспективы менеджмента: возможное и вероятное.

Тема 3. Методологические основы менеджмента

Подходы к управлению. Подходы на основе выделения различных школ. Процессный подход. Основные функции менеджмента. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль. Связующие процессы в менеджменте. Принятие решения. Коммуникации. Системный подход. Система. Открытые и закрытые системы. Модель организации как открытой системы. Ситуационный подход. Ситуационные переменные.

Тема 4. Инфраструктура менеджмента

Внутренняя среда предприятия. Внутренние переменные. Цели и задачи управления предприятием. Структура. Разделение труда. Технология. Классификация технологий. Люди. Системная модель внутренних переменных. Внешняя среда предприятия. Характеристики внешней среды. Сложность, неопределенность и подвижность внешней среды. Среда прямого воздействия. Поставщики. Законы и государственные органы. Потребители. Конкуренты. Среда косвенного воздействия. Технология. Состояние экономики. Социокультурные факторы. Политические факторы. Отношение с местным населением. Международное окружение.

 

Тема 5. Социофакторы и этика менеджмента

Роль бизнеса в обществе. Социальная ответственность. Этика и современное управление. Этические нормативы.

Тема 6. Интеграционные процессы в менеджменте

Коммуникации - как интеграционные процессы в менеджменте. Система коммуникаций. Коммуникации между организацией и ее средой. Коммуникации между уровнями и подразделениями. Неформальные коммуникации. Коммуникационный процесс. Элементы и этапы процесса коммуникаций. Межличностные коммуникации. Искусство общения. Этика делового общения. Организационные коммуникации. Преграды в организационных коммуникациях. Совершенствование коммуникаций в организациях. Современные информационные технологии. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.

Тема 7. Моделирование ситуаций и разработка решений

Организационные решения. Подходы к принятию решений. Этапы рационального решения проблем. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Моделирование. Типы моделей. Процесс построения модели. Проблемы моделирования. Теория игр. Модели теории очередей. Модели управления запасами. Модели линейного программирования. Имитационное моделирование. Экономический анализ. Методы обоснования, принятия и реализации управленческих решений. Платежная матрица. Дерево решений. Методы прогнозирования.

Тема 8. Природа и состав функций менеджмента

Функции менеджмента. Планирование. Распределение ресурсов. Адаптация к внешней среде. Внутренняя координация. Осознание организационных стратегий. Организация. Делегирования полномочий. Построение организаций. Мотивация. Контроль.

Тема 9. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Стратегический менеджмент. Разработка и реализация перспективных и текущих планов. Инновационная программа менеджера. Миссия организаций. Цели организаций. Стратегия. Тактика. Политика. Правила. Процедуры. Оценка и анализ внешней среды. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон организации. Изучение стратегических альтернатив. Выбор стратегии. Реализация выбранной стратегии. Управление организационными изменениями. Управление рисками. Особенности работы менеджеров в кризисной ситуации. Управление экономическими отношениями предприятия. Оценка реализации стратегического плана.

Тема 10. Организационные отношения в системе менеджмента

Делегирование. Ответственность. Полномочия. Пределы полномочия. Полномочия и власть. Распределение полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Рекомендательные полномочия. Параллельные полномочия. Функциональные полномочия. Организация распределения полномочий. Единоначалие. Ограничение нормы управляемости.

Тема 11. Формы организации системы менеджмента

Структуры системы менеджмента. Проектирование организационной структуры. Бюрократия. Бюрократическая организационная структура. Функциональная организационная структура. Дивизиональная структура. Адаптивные структуры. Проектная организация. Матричные структуры организации. Организация конгломератного типа. Централизованные и децентрализованные организации. Степень централизации и децентрализации. Интеграция структуры.

Тема 12. Мотивация деятельности в менеджменте

Понятие мотивации. Создание систем мотивации труда.

Первоначальные концепции. Современные теории мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Первичные и вторичные потребности. Модель мотивации поведения через потребности. Вознаграждение. Внутренние и внешние вознаграждения. Иерархия потребностей по Маслоу. Теория потребностей Мак-Клелланда. Двухфакторная теория Герцберга. Теория ожидания. Теория справедливости. Модель Портера-Лаулера.

Тема 13. Регулирование и контроль в системе менеджмента

Понятие контроля. Широта контроля. Предварительный контроль. Текущий контроль. Заключительный контроль. Процесс контроля. Установление стандартов. Измерение результатов. Сравнение результатов со стандартами. Устранение отклонений. Пересмотр стандартов. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Стратегическая направленность контроля. Ориентация на результаты. Соответствие делу. Своевременность контроля. Гибкость контроля. Простота контроля. Экономичность контроля. Информационно-управляющие системы в контроле. Организация контроля за деятельностью подчиненных. Контроллинг.

Тема 14. Динамика групп и лидерства в системе менеджмента

Формальные и неформальные группы. Неформальная организация. Неформальные лидеры. Управление неформальной организацией. Размер группы. Групповые нормы. Состав группы. Сплоченность группы. Групповое единомыслие. Конфликтность группы. Статус членов группы. Роли членов группы.

Тема 15. Управление человеком и управление группой

Человек в системе менеджмента. Формирование трудовых ресурсов. Планирование потребности в трудовых ресурсах. Отбор кадров. Определение заработной платы и льгот. Профессиональная ориентация и социальная адаптация в коллективе. Подготовка кадров. Оценка результатов деятельности. Подготовка руководящих работников. Управление продвижением по службе. Совершенствование организации труда.

Тема 16. Руководство: власть и партнерство

Руководство в организации. Влияние и власть. Баланс власти.

Формы власти и влияния. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх. Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через положительное подкрепление. Экспертная власть. Влияние через разумную веру. Эталонная власть. Влияние с помощью харизма. Законная власть. Влияние через традиции. Убеждение и участие. Влияние через убеждение и участие.

Тема 17. Стиль менеджмента, имидж (образ) менеджера

Работа менеджера. Основные качества менеджера. Автократичное и демократичное руководство. Стили лидерства Лайкерта. Классификация стилей лидерства. Управленческая решетка. Ситуационная модель руководства Фидлера. Ситуационная модель руководства Митчела-Хауса. Теория жизненного цикла.

Тема 18. Конфликтность в менеджменте

Конфликт в организации. Типы конфликта. Причины конфликта. Модель процесса конфликта. Функциональные последствия конфликта. Управление конфликтами. Структурные методы. Межличностные стили разрешения конфликтов.

 

Тема 19. Факторы и тенденции эффективности менеджмента

Эффективность и качество управления. Факторы эффективности управления. Критерии эффективности. Количественные показатели эффективности. Качественные показатели эффективности. Оценка эффективности.

 

 

Табл.1.1- Учебно-тематический план для студентов заочной формы обучения (6 лет) специальностей «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Прикладная информатика (в управлении)»

№ темы «Менеджмент организации» «Финансы и кредит» «Прикладная информатика (в управлении)»
Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб. Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб. Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб.
- - -
- - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
-
- - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
Итого

 

Табл.1.2- Учебно-тематический план для студентов заочной формы обучения в сокращенные сроки (3 года) специальностей «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Прикладная информатика (в управлении)»

№ темы «Менеджмент организации» «Финансы и кредит» «Прикладная информатика (в управлении)»
Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб. Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб. Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб.
- -
- - -
- - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - -
- - -
- - -
- - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - -
Итого

 

Табл.1.3- Учебно-тематический план для студентов заочной формы обучения специальности «Психология»

№ темы Заочная форма (6 лет) Заочная форма в сокращенные сроки (3 года)
Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб. Всего Ауд. раб. Лекции Прак. зан. Сам. раб.
-
- -
- -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
-
-
- -
- -
- - - - - -
- - - - - -

Продолжение табл.1.3

- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
- - - - - -
Итого