Масла для смазочной системы
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4
Тема: «Назначение, устройство и принцип работы
Системы смазки двигателя»
Цель работы:изучение назначения, устройства и принципа работы системы смазки двигателя.
Общие положения
Смазочная система обеспечивает смазку трущихся поверхностей деталей двигателя, осуществляет частичное их охлаждение, а также производит вывод из зон трения продуктов износа.
В наиболее тяжелых условиях работают коренные и шатунные подшипники коленчатого вала. Поэтому к этим подшипникам необходимо подавать масло в таком количестве, чтобы оно не только надежно смазывало поверхности трения, но и могло отводить всю теплоту, выделяющуюся в результате трения.
Например, недостаточное поступление масла к шейкам коленчатого вала двигателя приводит к выплавлению антифрикционного сплава подшипников.
Избыточная смазка также нежелательна, так как попадание масла, например, в камеру сгорания приведет к нагарообразованию и перегреву двигателя.
Масла для смазочной системы
Масла для двигателей - это сложные смеси, состоящие из углеводородов и различных присадок (8 - 14%). Присадки снижают износы трущихся деталей (противоизносные), уменьшают коррозию металлов (противокоррозионные), предотвращают пенообразование (антипенные) и задиры поверхностей трения, работающих при высоких удельных нагрузках.
Для дизеля КамАЗ применяют масла М-8Г2к (М-8гф3) и М-10Г2к (М-10Гфл). Для карбюраторных двигателей грузовых автомобилей следует использовать, например, масло М-10В1, а для двигателей легковых автомобилей - М-6з/10Г1 или их заменители.
В марках масел буква М означает моторное масло, цифры после М - класс кинематической вязкости в сантистоксах (сСт) при 100°С, буквы В и Г - группу по эксплуатационным свойствам (для среднефорсированных двигателей (до 8 % присадок) и для высокофорсированных двигателей (до 14 % присадок) соответственно), индексы 1 и 2 - соответственно масла для карбюраторных двигателей и дизелей. Буква «з» в обозначении марки масла М-6з/10Г1 указывает на то, что масло содержит загущающие присадки.
По мировой системе масла классифицируются по вязкости - SAE (Содружество автомобильных инженеров) и по условиям эксплуатации или уровню качества, разработанному Американским институтом нефти (API). Кроме того, существуют классификационные системы АСЕА (Ассоциация европейских производителей автомобилей), ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов).
Согласно SAE масла подразделяются на три категории:
1. Летние маркируются: 20, 30, 40, 50, 60 (вязкость в секундах Сейболта при температуре плюс 98,9°С).
2. Зимние ‑ 0W, 10W, 15W, 20W, 25W (цифры означают вязкость в секундах Сейболта, a «W» - первая буква английского слова «Winter» - зима).
3. Всесезонные (загущенные) масла имеют двойную нумерацию. Например, SAE 10W-40 означает, что данное масло при температуре минус 17,8°С соответствует по вязкости SAE 10, а при температуре плюс 98,9 °С - SAE 40.
По классификации API моторные масла подразделяются на две категории: «S» (Service) и «С» (Commercial). К первой относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, пикапов; ко второй - масла для дизелей автотранспорта, промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.
Уровни эксплуатационных свойств в порядке их возрастания обозначают первыми буквами латинского алфавита, стоящими за знаками категорий «S» или «С». Например, SH и SJ категории «Service»; CF, CF-2, CF-4, CG-4 категории «Commercial». ЕС – наличие у масла энергосберегающих свойств (экономия топлива).
Классификация ILSAC содержит два класса масел, обозначаемых GF-1 и GF-2. Они обязательно энергосберегающие и всесезонные.
Согласно АСЕА, масла по назначению делятся на три категории:
1. А - для бензиновых двигателей.
2. В - для дизелей легковых автомобилей.
3. Е - для дизелей грузовых автомобилей.
Каждая категория содержит по три класса 1-3.