Сущность, структура и типология социальных организаций

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных целей. Люди будут объединяться и работать в организации только тогда, когда будут получать то, что нужно каждому из них, т. е. доход, образование, реализацию своих способностей, профессиональное продвижение. Вместе с тем любая организация сама является элементом общественной системы. Общество может рассматриваться как совокупность взаимодействующих организаций. Организация выполняет роль посредника между человеком и обществом, а социальная жизнь организации – это разрешение противоречий между интересами личности, организации и общества.

Структура социальной организации определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями.

Иерархическая упорядоченностьсоциальных позиций позволяет координировать социальные позиции различных уровней присущими им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает лестница должностных зависимостей, предполагающая подчиненность низших звеньев персонала высшим.

Нормативная регуляция предписывает каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.

Одним из обязательных условий для успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая «вертикальная мобильность» или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей.

Важным условием функционирования организации является система коммуникации, т. е. взаимосвязь потоков информации, циркулирующей между различными звеньями организации.

В социологической литературе существует множество подходов к типологии организаций.

В традиционном подходе выделяют три вида:

1) предприятия и фирмы (производственные, торговые, обслуживающие);

2) учреждения (финансовые, культурные, научные, управленческие, образовательные, медицинские);

3) общественные организации (религиозные, профессиональные, добровольные).

Другой подход основан на делении организаций на основе общественных отношений: экономические, социальные, культурные, управленческие.

Американский социолог А. Этциони подразделяет все организации на три основные группы:

1) добровольные, члены которых объединяются на добровольной основе;

2) принудительные (армия, тюрьма, психиатрическая лечебница);

3) утилитарные, члены которых объединяются для достижения общих целей (предприятия, фирмы, финансовые структуры).

Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие типы организаций:

1) хозяйственные (предприятия, фирмы, банки);

2) общественные (политические партии, общественные движения);

3) ассоциативные (клубы, неформальные группы).

4) административно управленческие (органы государственного управления);

5) учреждения культуры.