Теория социального действия в социологии
Понятие «социальное действие»ввел М. Вебер. Он понимал под этим термином действия человека, которые соотносится с действиями других людей или ориентирующиеся на них. Важнейшими признаками социального действия являются:
1) субъективный смысл социального действия;
2) ориентация на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.
Вебер выделил четыре типа социального действия:
1) целерациональное действие;
2) ценностно-рациональные;
3) аффективное(поведение индивида обуславливается эмоциями);
4) традиционные действия (основывается на привычке).
Т. Парсонс выделил следующие характеристики социального действия:
1) нормативность – зависимость от общепринятых ценностей и норм;
2) волюнтаризм – зависимость от воли субъекта;
3) наличие знаковых механизмов регуляции.
Социальное действие, по мнению Парсонса, выполняет определенные функции:
1) на биологическом уровне выполняется адаптационная функция;
2) на личностном уровне происходит усвоения ценностей и норм;
3) в социальной организации обеспечивается совокупность социальных ролей и статусов;
4) на уровне усвоения целей и идеалов осуществляется культурная функция.
Любое социальное действие имеет свой механизм совершения. Основными факторами активности выступают интереси ориентация. Интерес– это отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Ориентация– это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта.
Мотивы социального действия подразделяются на три большие группы:
1) социально-экономические мотивы сопряжены с достижением определенных материальных и социальных благ (признание, почет, уважение);
2) реализация предписанных и усвоенных норм. В данную группу входят мотивы, которые имеют общественную значимость;
3) оптимизация жизненного цикла. В эту группу входят мотивы, связанные и обусловленные определенной жизненной ситуацией.
После возникновения у субъекта мотивации наступает этап формирования цели. На данном этапе центральным механизмом выступает рациональный выбор.
Рациональный выбор– это анализ нескольких целей с точки зрения их доступности и пригодности и их градация в соответствии с данными этого анализа. Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, т. е. самому овладеть миром.