Классическая социология начала XX в

Представителем социологии, оказавшим влияние на создание классической социологии стал Э. Дюркгейм(1858–1917 гг.), который выдвинул принципы новой методологии:

1) натурализм– становление законов общества аналогично становлению законов природы;

2) социологизм– социальная реальность не зависит от индивидов, она автономна.

Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать социальные факты – элементы общественной жизни, которые не зависят от индивида и обладает по отношению к нему «принудительной силой» (способ мышления, обычаи, язык, верования, денежная система). Выделяются три принципа социальных фактов:

1) они представляют собой основополагающие безличные явления общественной жизни;

2) изучение социальных фактов должно быть независимым от субъективной предрасположенности индивидов;

3) источник социальных фактов находится в самом обществе, а не в мышлении индивидов.

При изучении социальных фактов Дюркгейм рекомендовал применять метод сравнения между социальным явлением, социальным институтом и определенной потребностью общества как целого. Это сравнение выражает социальную функцию – вклад социального института в стабильное функционирование общества.

Другим элементом теории Дюркгейма является учение о согласии и солидарности как основополагающих принципах общественного устройства. Он выделяет два типа солидарности:

1) механическая солидарность, присущая неразвитым, архаическим обществам;

2) органическая солидарность, основывающаяся на разделении труда, профессиональной специализации, экономической взаимосвязи индивидов.

М. Вебер (1864–1920 гг.) – другой видный теоретик классической социологии. Он полагал, что только индивид обладает мотивами, целями, и сознанием, термин «коллективное сознание» – скорее метафора. Общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных, а не общественных целей.

Инструментом социологического познания для Вебера является идеальный тип – это логическая конструкция, создаваемая исследователем для понимания исторических событий. Общество является таким идеальным типом. Оно предназначено для того, чтобы одним термином обозначить огромную совокупность социальных институтов и связей. Другим методом исследования для Вебера является поиск мотивов человеческого поведения, который лег в основу теории социального действия. Вебер выделил четыре его типа действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное.

Важным элементом социального учения Вебера является также теория о ценностях. Ценности– это какое-либо утверждение, которое связано с нравственной, политической или какой-либо другой оценкой. Кроме того Вебер разработал теорию идеальной бюрократии, которая стала основой теории социальной организации.