Выявление признаков преступления, тактика проверочных действий, возбуждение уголовного дела

Поводами для возбуждения уголовного дела по признакам взяточниче­ства (коррупции) обычно являются: заявления граждан (анонимные или именные), статьи и заметки в печати, данные ревизионных управлений, инспекций, контролеров; заявление взяткодателя; непосредственное обна­ружение признаков преступления следователем или судом (в частности, при расследовании или рассмотрении другого дела); данные оперативной деятельности. Все приведенные варианты могут быть сведены к двум обоб­щающим ситуациям: а) поступило заявление или сообщение с указанием конкретных фактов передачи денег, подарков, акций и т. п. должностному лицу или указание на лицо, но без конкретных фактов, за что и когда пере­давалось вознаграждение, а также сообщение фактов о передаче данным должностным лицом документов, оказания им содействия взяткодателю (коррумпирующей его структуре); б) соответствующие данные получены оперативным путем или в результате инициативного поиска самим следо­вателем.

В рамках этих двух глобальных ситуаций могут быть выявлены призна­ки, подлежащие как первоначальной проверке, так и позднейшему тща­тельному расследованию.

В первую группу могут быть отнесены признаки, чаще всего обращаю­щие на себя внимание окружающих. Это уровень благосостояния должно-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


стного лица, его времяпрепровождение, поездки в дальнее зарубежье, на­личие многокомнатной квартиры, коттеджа, ТС иностранной марки и т. п. К этому могут быть добавлены специфические связи должностного лица с коммерческими (или преступными) структурами, недосягаемость для про­стых граждан, невозможность попасть к нему на прием и т. п.

Ко второй группе признаков относятся те, которые характеризуют поло­жение должностного лица: оно правомочно принимать решения, затраги­вающие интересы физических и юридических лиц, у которых возникает потребность в реализации этих интересов (создание коммерческих струк­тур и их регистрация, потребность в кредитах, решение вопроса об их вы­даче и т. п.). К подобным признакам могут быть отнесены и более сложные варианты, когда в организации, где предполагается наличие коррумпиро­ванных служащих, создается такая продуманная и хорошо организованная система защиты от информационного и фактического проникновения по­сторонних, которая скорее напоминает круговую поруку, нежели диктуе­мую интересами нормально функционирующего учреждения. Не следует забывать, что одно из проявлений коррупции — это отсутствие гласности в принятии решений (контрактов, проектов и т. п.). И наоборот, гласность, прозрачность бюджета, счетов, доходов — средство борьбы с коррупцией.

К указанным выше признакам примыкают и такие, которые свидетель­ствуют о некоторых особенностях поведения должностного лица (встречи с криминальными авторитетами, посещение казино, ночных клубов, бань, саун, где регулярно отдыхают представители преступного мира, регулярные встречи с представителями частного бизнеса и т. п.). Немаловажными в доследственной проверке могут быть и такие действия, как выявление со­вершенных преступлений, способствовавших получению средств для взят­ки, подкупа, содержания; отмывание капиталов с этой же целью.

И наконец, последнюю группу могут составить документы — от управ­ленческих (распоряжения, приказы, протоколы) и бухгалтерских до част­ных (черновые записи, письма) и прочих (счета гостиниц, регистрация ав­томобиля, приобретение квартиры) и т. п.

Предварительная проверка заявлений или сообщений может осуществ­ляться путем ознакомления и оперативными средствами. Метод ознаком­ления включает истребование необходимых материалов, документов; изу­чение документов учета и отчетности, получение объяснений, изучение дел, находящихся в органах прокуратуры, МВД (расследуемых, приоста­новленных, прекращенных).

Оперативным путем устанавливаются свидетели, соучастники преступ­ления, собираются сведения о взяткодателе, о коррупционерах. При рассле­довании взяточничества и коррупции, особенно связанных с совершением должностных преступлений, наиболее успешным является реализация всех форм проверки, причем в кратчайшие сроки. При этом предварительная проверка не включает в себя производство следственных действий.

Иногда в заявлениях и сообщениях граждан отсутствует необходимый объем данных о признаках состава преступлений: называется должностное лицо, но не приводятся конкретные примеры получения взятки (когда, от кого, за что); сообщаются конкретные факты получения взятки (содержа­ния коррумпированного чиновника), но со ссылкой на информацию, по­лученную от других граждан. Нередки случаи анонимных заявлений: пись­менных или сообщаемых по телефону.


Предварительная проверка подобных заявлений осуществляется в соот­ветствии со ст. 144 УПК РФ. При этом из учреждений и организаций могут быть истребованы документы, достаточные для возбуждения уголовного дела по признакам взяточничества или иного должностного преступления. В ходе проверки могут изучаться материалы, по которым раньше было от­казано в возбуждении уголовного дела в отношении лица, на которое вновь поступило заявление. С целью проверки могут быть получены объяс­нения от заявителя и иных лиц. В таких объяснениях следует уточнить об­стоятельства того события, сведения о котором содержатся в первоначаль­ном документе.

Проводя проверочные действия и давая задания оперативного порядка, следователь принимает меры к тому, чтобы подозреваемый не узнал о про­верке, а если и узнал, то не смог догадаться о ее целях. Так, наряду с мате­риалами, необходимыми для проверки факта взяточничества (коррупции), запрашивают и другие (документы учета, отчетности, переписка с контр­агентами и т. п.) (схема 51.1).



Глава 51. Расследование должностных преступлений


Если заявление (сообщение) о взяточничестве носит анонимный харак­тер, то прежде всего устанавливают, имело ли место действие, за которое, по данным заявителя, получена взятка. Если это установлено, то проверя­ют законность выполнения этого действия, причастность к нему конкрет­ного должностного лица, обвиняемого в получении взятки. Если в заявле­нии не указаны взяткодатели, то принимаются меры к их установлению, а также к выяснению личности заявителя и в каких взаимоотношениях он находится с лицами, которых обвиняет.

Если уголовное дело возбуждается по сообщению гражданина, у кото­рого должностное лицо вымогает взятку, то в соответствии со ст. 141 УПК РФ оформляется заявление, подписываемое этим гражданином и ли­цом, его принявшим. При этом заявителю разъясняется ответственность за ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе о добровольном заявлении. В нем должно быть указано, где работает лицо, вымогавшее взятку, за какие действия (услуги) он ее требует, в какой фор­ме; когда, где, при каких условиях она должна быть передана и т. д. Если в качестве предмета взятки фигурируют деньги, то указывается сумма, коли­чество купюр, их достоинство, номера. Если передается вещь, указываются ее общие и частные признаки.

Важным моментом стадии проверочных действий является определение достоверности имеющейся информации. Ознакомление с документами по­зволяет установить факты, отраженные в этих документах (занижение стоимости приватизированного имущества, неоправданное предоставление льготного кредита и т. п.). Сбор информации, поступающей от граждан, позволяет составить представление о личности информатора и его отно­шениях с взяткодателем (коррумпированным должностным лицом) и оп­ределить, какие из сообщаемых фактов и каким образом могут быть про­верены.

Для того чтобы проверить достоверность информации о взятке или кор­рупции, желательно получить данные по нескольким каналам, из несколь­ких независимых друг от друга источников.

После проверки исходных данных и возбуждения уголовного дела могут быть выдвинуты следующие общие версии:

а) факт дачи-получения взятки или ее вымогательства имел место;

б) подкуп государственного служащего, оказание ему различного рода
услуг осуществляются систематически;

в) получения взятки (коррумпированности) не было, имел место оговор
должностного лица;

г) заявитель ошибочно истолковал слова и действия должностного лица
как вымогательство взятки;

д) должностное лицо правомерно получило вознаграждение (гонорар,
наследство, возвращенный долг и т. п.), не совершая каких-либо действий
в интересах третьих лиц (структур).

Наряду с этими общими (наиболее типичными) версиями должны стро­иться и версии частные; они могут касаться субъектов взяточничества и коррумпированных деятелей, связей этих субъектов между собой, мотивов, характера их действий. Необходимо построить версию и о ситуации, в ко­торой реализуется или будет реализовываться взяточничество (коррупция). Эта версия должна касаться места, времени, обстановки, возможного отра­жения действий в документах, иных материальных источниках. При рас­следовании эпизодов взяточничества должна проверяться и версия о техно-


§ 3. Планирование расследования



логии передачи-получения взятки: месте передачи, способе, используемых при этом технических средствах, тайниках, сопутствующих процедурах и т. д.

Важной является и такая частная версия, которая способствует отыска­нию материально фиксированных следов (прямых или косвенных доказа­тельств) дачи-получения взятки. Это могут быть уже оставленные, но еще не обнаруженные следствием следы (совместного пребывания, переданных денег или ценностей и др.), в том числе и те, которые могли или должны были возникнуть с учетом конкретной обстановки, следы, которым еще предстоит быть оставленными в момент передачи взятки, где планируется задержание (обнаружение предмета взятки, следов рук взяткодателя на упаковке денег, предмета и т. п.).

Планирование расследования, первоначальные следственные действия

Выдвинутые версии определяют очередность и комбинацию следствен­ных действий (и оперативно-розыскных мероприятий), обеспечивающих проверку исходной информации и получение доказательств.

При планировании расследования необходимо исходить из первооче­редности установления фактов, прямо или косвенно свидетельствующих о возможности (достоверности) получения взятки (коррумпированности):

фиксация передачи-получения предмета взятки, показаний об этих фактах, вещественные и документальные доказательства такой передачи-получения;

отслеживание фактов встречи, телефонных переговоров, совместного времяпрепровождения (в ресторане, поездке, в бане, казино и т. п.) госу­дарственного служащего (должностного лица) с представителями тех структур, которым он создал (обеспечивает) режим наибольшего благопри­ятствования (для получения кредитов, льгот, разрешений и т. п.);

обнаружение материально-фиксированных последствий передачи-полу­чения взятки: денег и ценностей по месту жительства взяткодателя (кор­румпированного должностного лица), упаковки взятки, следов пребывания взяткодателя в квартире взяткополучателя, в месте их встречи. Поисковые мероприятия в комиссионных и коммерческих магазинах, где могут реали-зовываться предметы взятки;

выявление свидетелей и очевидцев приведенных выше фактов (встреч, передачи, реализации предметов взятки и т. п.).

Должны планироваться также мероприятия с целью воспрепятствовать дальнейшей преступной деятельности коррумпированного чиновника (соз­дания лжеобъединений, получения незаконных кредитов и т. п.).

Важной является частная версия об источнике средств, расходуемых на дачу взятки (содержание должностного лица). Здесь вариантами проверяе­мых источников в зависимости от личности (структуры) взяткодателя мо­гут быть следующие: а) деньги (ценности), полученные у других лиц также в качестве взятки; б) деньги, полученные в результате хищений государст­венной, общественной или коммерческой собственности; в) наличные средства, скрытые от налогообложений, которыми оперирует коммерче­ская структура; г) «грязные» деньги криминального бизнеса (вымогательст-



Глава 51. Расследование должностных преступлений


во, сутенерство, наркотики и т. п.); д) деньги из «общака» криминальной структуры; е) деньги, полученные законным путем.

По каждому из приведенных вариантов с целью проверки должны быть проведены как следственные, так и оперативные действия. Характер их бу­дет зависеть от особенностей проверяемого факта. Такие действия включа­ют: допросы лиц, проверку счетов, оперативные мероприятия.

Составляя план расследования, необходимо учитывать и такое немало­важное обстоятельство, как соотношение акта передачи-получения взятки и выполняемых за это действий. Здесь возможны три варианта: взятка-аванс, даваемая заранее с обговариванием последующих действий взятко­получателя (выдача разрешения, предоставление льгот и т. п.); взятка, пе­редаваемая за действия, совершаемые незамедлительно: передача информа­ции, документов, товаров и т. д.; и, наконец, взятка — благодарность за ус­луги, имущество, информацию и пр., которые были ранее переданы лицу или группе лиц. При коррумпировании должностного лица взятка-аванс и взятка-благодарность фактически сливаются, так как речь идет о длитель­ном содержании этого лица, постоянно оказывающего покровительство содержащей его структуре.

В зависимости от категории взятки и должно планироваться расследо­вание. Если это взятка-аванс, то основной упор делается на отслеживание ситуации, когда взяткополучатель начнет выполнять ожидаемые от него действия. При взятке за немедленно совершенные действия возможны два варианта: если факт взятки уже имел место и действия уже совершены, по­требуется собирать доказательства того и другого; если передача еще пред­стоит, то проводится операция по задержанию с поличным. При варианте взятка-благодарность, она же аванс, необходимо устанавливать факты дли­тельных взаимоотношений между взяткодателем и взяткополучателем, сис­тематичность действий, совершаемых в интересах взяткодателя, их контак­ты и т. п.

Типичными первоначальными следственными действиями по рассмат­риваемым категориям дел являются:

допрос заявителя, свидетелей;

задержание с поличным;

осмотр документов, вещественных доказательств, предмета взятки;

осмотр места происшествия;

обыски у субъектов взяточничества, коррупции, должностных преступ­лений; наложение ареста на имущество;

допрос подозреваемого.

Если допрашивается лицо, заявившее о взяточничестве, то прежде всего указывается его отношение к расследуемому событию:

а) взятка вымогается у него лично или он слышал от определенных гра­
ждан, что данное лицо берет взятки; он сам предложил взятку и получил
согласие или ее вымогало должностное лицо;

б) должностному лицу пытались вручить или помимо его воли вручили
(передали, переслали, вручили, оставили в кабинете) взятку.

В любом случае допрос должен вестись целенаправленно, с учетом об­стоятельств, подлежащих доказыванию. У гражданина, заявившего, что у него вымогают взятку, выясняют: где и когда он познакомился с взяткопо­лучателем, где и кем тот работает; был ли посредник, его имя, фамилия, приметы, работает ли он в том же учреждении, что и взяткополучатель, с какой целью обращался заявитель в это учреждение, какие документы мо-


§ 3. Планирование расследования



гут свидетельствовать о посещении им этого учреждения (пропуск на его имя, зарегистрированное в секретариате или канцелярии заявление, иные документы); с кем из сотрудников он общался, идя к должностному лицу, где находится кабинет этого лица, какова обстановка в кабинете1.

Допрашиваемому можно предложить составить схему комнаты и распо­ложение в ней мебели. Выяснить: кто заходил в кабинет в его присутствии (приметы лица, имя, отчество, услышанный разговор); были ли на приеме другие лица, по каким вопросам; приметы взяткополучателя, во что он был одет; как произошло соглашение о взятке, имело ли место вымогательство; в какой форме состоялся разговор о взятке (по возможности привести до­словно); какие действия требовалось совершить в интересах взяткодателя (заявителя); не получал ли заявитель ранее отказ в совершении этих дейст­вий; не обжаловал ли он решения должностного лица, какими документа­ми это подтверждается; что фигурировало в качестве взятки.

Если допрашивается лицо, уже давшее взятку, то наряду с приведенны­ми обстоятельствами устанавливается: в какой форме дана взятка, что было ее предметом; если деньги, то в какой сумме, какими купюрами, в какой упаковке; если это вещь, то какая, ее признаки, упаковка; не брал ли доп­рашиваемый для передачи взятки деньги из банка, не занимал ли у близ­ких, друзей, сослуживцев; когда, какую сумму, как объяснял цель займа; кому говорил о передаче им взятки, кто прямо или косвенно может знать о факте передачи-получения взятки.

Если допрашиваемый — постороннее лицо, то в первую очередь пред­стоит выяснить, откуда ему известно о факте взяточничества и что кон­кретно, видел ли он передачу взятки, ее предмет, признаки вещи; каков источник взятки, за что она дана, за какие действия (бездействие), выпол­нены ли эти действия, кто еще знает о факте дачи-получения взятки.

При допросе должностного лица, которому пытались вручить или по­мимо его воли передали взятку, выясняют, кто пытался передать взятку, знает ли он это лицо, его приметы, во что был одет, на какие действия (бездействие) рассчитывал взяткодатель; обращался ли ранее по поводу вы­полнения этих действий, получал ли отказ; обращался устно или письмен­но, какие документы оставил; кто из сотрудников мог видеть взяткодателя и его документы; обстоятельства передачи взятки, где это лицо может на­ходиться в настоящее время.

Задержание с поличным является наиболее сложным следственно-опера­тивным действием, зато в случае его успешного проведения получают важ­ные доказательства виновности участников, используют задержание как сильный психологический фактор, позволяющий установить многие об­стоятельства взаимодействия и взаимоотношений субъектов взяточничест­ва, коррупции.

Задержание с поличным может быть реализовано: а) когда точно из­вестно лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; б) когда у гра­жданина вымогают взятку и он об этом добровольно заявляет и активно способствует следствию; в) когда лицо регулярно получает взятки (напри­мер, в часы приема) и схема передачи взятки достаточно проста.

При подготовке к задержанию могут быть проведены такие действия, как перепись номеров купюр денег, предназначенных для взятки; нанесе­ние на предмет взятки соответствующих меток специалистом; использова-

1 Обстановку кабинета (квартиры) выясняют максимально подробно.



Глава 51. Расследование должностных преступлений


ние для упаковки предмета взятки материала, часть которого остается в распоряжении следователя (для последующего установления принадлежно­стей частей единому целому). Каждое из указанных выше действий прото­колируется надлежащим образом.

Задержание целесообразно осуществлять в момент передачи-получения взятки или непосредственно после этого, причем так, чтобы лицо не могло выбросить предмет взятки, вернуть его. Следователь не должен участвовать в захвате с поличным, поскольку в этом случае он становится свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его личный обыск. В протоколе обыска отражаются: где обнаружен предмет взятки (в карма­не, портфеле), в каком виде (в упаковке, ее вид, состояние), в каком по­рядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыскиваемый не­редко заявляет, что деньги (взятку) ему засунули в карман (сумку, порт­фель) тайком и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что в карма­не поверх конверта с деньгами находятся платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения.

Важное значение имеют обыски, проводимые как по месту работы, так и по месту жительства подозреваемых во взяточничестве (коррупции). В зависимости от ситуации возможно проведение группового обыска одно­временно у всех участников с тем, чтобы они не имели возможности унич­тожить доказательства.

В ходе обыска ищут предмет взятки, его упаковку; ценности, нажитые преступным путем; чеки, товарные ярлыки, позволяющие установить факт приобретения определенных вещей в определенный период, договоры да­рения, акции предприятий, документы, записи, содержащие сведения о круге участников взяточничества (круге коррумпированных лиц) и роли каждого из них; черновики документов и документы, отражающие дейст­вия, совершаемые за взятку.

Наряду с обыском по месту работы может быть произведена выемка до­кументов. Предварительно документы осматривают, изымая из них те, ко­торые свидетельствуют о незаконности действий (бездействия) должност­ного лица; документы, отражающие хотя и законно совершенные дейст­вия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка («особый» порядок прохождения документов через секретариат, канцеля­рию, другие отделы). Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.); документы, по­зволяющие судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительной связи коррумпированных лиц (трудовые соглашения, заклю­чаемые с одной и той же коммерческой структурой, акты приемки работ и т. п.).

С целью обеспечить сохранность имущества, добытого преступным пу­тем, возместить государству причиненный ущерб следователь в соответст­вии со ст. 115 «Наложение ареста на имущество» УПК РФ выносит поста­новление о наложении ареста на имущество, если доказано, что это имуще­ство добыто преступным путем. Суд в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 29 УПК РФ дает санкцию о наложении ареста на имущество, включая денеж­ные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Если есть сведения о передаче имущества или его части родственникам, членам семьи, иным лицам, то арест налагается и на него.


§ 4. Последующие следственные действия



В качестве подозреваемых и обвиняемых допрашиваются взяткодатель, посредник (если он был), взяткополучатель, коррумпированные лица. Как показывает практика, допросы целесообразно вести именно в такой после­довательности, хотя возможна и иная — в зависимости от складывающейся ситуации. Особенно эффективен может быть допрос взяткополучателя в случае его задержания с поличным или обнаружения по месту его работы (жительства) изобличающих доказательств. Основная задача такого допро­са — установить как можно большее число деталей получения взятки (взя­ток) и подробно изложить те действия (бездействие), которые должностное лицо обещало за это выполнить (кто помогал его действиям, с кем оно бы­ло связано, как намерено было действовать, какие меры безопасности предпринимались и т. п.). Вопросы общего характера (круг служебных обя­занностей подозреваемого, порядок работы учреждения, где он трудился) можно будет выяснить позднее, на последующих допросах.

Если факт задержания с поличным отсутствует, то допрос подозревае­мого должен проводиться по другим тактическим приемам. Для получения правдивых показаний важно установить с ним психологический контакт. Учитывая, что взяткополучателем является должностное лицо, порой зани­мающее ответственное положение, очень важно изучить его прошлую дея­тельность, имеющиеся заслуги; быть корректным и вежливым в обращении с ним; объективно и внимательно относиться к его ходатайствам.

При допросе должностного лица, отрицающего свою вину, должны быть использованы фактические обстоятельства, прямо или косвенно сви­детельствующие о получении взятки: обнаружение предмета взятки и его упаковки, факт совершения им действий в интересах взяткодателя, причем с нарушением существующего порядка; показания свидетелей, очевидцев, предъявление для опознания, предъявление документов. Если допрашивае­мый признался в получении взятки (коррумпированности, совершении должностного преступления), то его необходимо подробно допросить по всем обстоятельствам предмета доказывания.