Жалобы больного

Обычно врач задает больному вопрос: «На что жалуетесь?». Лучше всего дать больному высказаться самому в той форме, в какой он это считает нужным. Однако если ограничиться рассказом больного, жалобы во многих случаях окажутся неполными и неточными, что помешает выполнению важного правила записи жалоб – вначале писать основные, наиболее важные, а затем уже второстепенные.

Беседа врача с больным может дать наиболее полные и ценные результаты только в том случае, если врач, во-первых, знает, о чем он должен спрашивать и, во-вторых, если он ведет расспрос последовательно, в определенном порядке. Среди жалоб больных можно выделить главные и дополнительные (это деление условно).

Главные жалобы, т.е. касающиеся тех ощущений, которые беспокоят больного больше всего, обычно как раз и принадлежат клинической картине данной болезни и поэтому имеют важное диагностическое значение. В отношении жалоб врач должен уяснить себе: 1) предполагаемое больным место возникновения того или иного болезненного ощущения; 2) время его появления; 3) интенсивность этого явления; 4) характер болезненного явления; 5) причину, его вызвавшую, по мнению больного.

Огромное значение имеет изучение жалоб на боли. Боли, на которые так часто указывают больные, часто сразу же ориентируют врача в отношении локализации болезненного процесса и нередко даже его характера. Необходимо выяснить:

- при каких условиях они появляются;

- какой носят характер;

- куда отдают боли (иррадиация болей);

- как долго продолжаются;

- от чего проходят.

Ознакомившись с основными жалобами, врач должен расспросить больного о других его ощущениях, чтобы составить полное представление о его состоянии. Для того чтобы не пропустить каких-либо симптомов, больного расспрашивают по определенной системе. Так, путем расспроса, изучают функции главнейших систем организма: дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения, двигательной, половой, нервной.

При изучении больного врач должен всегда и неизменно начинать с расспроса, на время, отстраняя все те документы, которые показывают ему больные, иначе он будет механически повторять чужие, может быть, ошибочные диагнозы. На основе высказанных больным жалоб, строится первая диагностическая гипотеза – какое заболевание может быть у данного больного. Теперь в Ваших руках есть какая-то диагностическая нить, придерживаясь которой Вы можете прийти к точному диагнозу.