Производственный леверидж (рычаг)

 

С анализом постоянных и переменных затрат на производство и реализацию продукции во взаимосвязи с выручкой и прибылью связывают расчет производственного левериджа или производственного рычага.

По определению В.В. Ковалева [10, с. 366], производственный леверидж– потенциальная возможность влиять на прибыль предприятия путем изменения структуры себестоимости продукции и объема ее выпуска.

В учебниках и учебных пособиях формулы расчета производственного левериджа различаются. Так, Г.В. Савицкая производственный леверидж определяет как отношение прироста прибыли в % к приросту выручки в % [26, с. 300]. В.В. Ковалев уровень производственного левериджа определяет как отношение постоянных затрат к переменным [10, с. 359].

Для определения уровня производственного левериджа воспользуемся формулой, предложенной В.В. Ковалевым. Производственный леверидж– отношение суммы постоянных затрат к сумме переменных затрат

.

Кроме производственного левериджа рассчитывается эффект производственного левериджа ( ) как отношение маржинального дохода к прибыли от продаж

.

Эффект производственного левериджа показывает, на сколько процентов изменится прибыль от реализации продукции при изменении выручки на 1%.

Эффект производственного левериджа тем больше, чем выше значение производственного левериджа, т.е. чем выше доля постоянных затрат в себестоимости. Большее значение эффекта производственного левериджа позволяет предприятию быстрее наращивать прибыль.

Итак, величина производственного левериджа зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в структуре себестоимости. Чем выше доля постоянных затрат в себестоимости продукции, тем выше значение производственного левериджа. Проверим данное утверждение на условном примере.

Рассмотрим три возможных ситуации на предприятии. Объем реализации, полная себестоимость и цена продукции в анализируемых ситуациях одинаковы, различается структура затрат. Исходные данные и расчет производственного левериджа приведены в табл. 2.96.

Таблица 2.96

Расчет производственного левериджа

Показатели 1 ситуация 2 ситуация 3 ситуация
1. Объем реализации продукции, м3
2. Цена за единицу, руб.
3. Выручка от реализации, тыс. руб.
4. Полные переменные затраты, тыс. руб.
5. Переменные затраты на единицу продукции, руб.
6. Постоянные затраты, тыс. руб.
7. Себестоимость продукции, тыс. руб.
8. Доля постоянных затрат в себестоимости, %
9. Производственный леверидж 0,35 0,44 0,54

Окончание табл. 2.96

Показатели 1 ситуация 2 ситуация 3 ситуация
10. Прибыль от продаж, тыс. руб.
11. Маржинальный доход, тыс. руб.
12. Маржинальный доход на единицу продукции, руб.
13. Точка безубыточности, м3 149845,33 155745,88 160404,21
14. Эффект производственного левериджа 3,988 4,519 5,051
         

 

По данным таблицы видно, что наибольшее значение производственного левериджа достигается у предприятия с наибольшей долей постоянных затрат в себестоимости (3 ситуация). Доля постоянных затрат в себестоимости увеличивается с 26% до 35%, производственный леверидж соответственно увеличивается с 0,35 до 0,54. Увеличение выручки от реализации продукции на 1% при сложившейся структуре себестоимости обеспечивает прирост прибыли от продаж в первой ситуации на 3,988 %, во второй – на 4,519 %, в третьей – на 5,051 %. Эффект производственного левериджа растет с повышением доли постоянных затрат в себестоимости.

Необходимо отметить, что эффект производственного левериджа характеризует не только рост прибыли, но и ее снижение. Так, при снижении объемов продаж в третьей ситуации предприятие будет терять прибыль быстрее. Следовательно, величина производственного левериджа характеризует степень производственного риска предприятия. Рост производственного левериджа ведет к росту точки безубыточности, что также свидетельствует о повышении риска предприятия.

Таким образом, предприятия с более высоким уровнем постоянных затрат, а следовательно и с более высоким производственным левериджем, несут больший риск потери прибыли и получения убытка при неблагоприятном развитии ситуации на рынке. Если ситуация на рынке благоприятная для развития бизнеса, объемы продаж растут, то для предприятия предпочтительнее высокий производственный леверидж, высокая доля постоянных затрат. И наоборот, если рыночная ситуация неблагоприятная, то для предприятия выгоден низкий производственный леверидж с меньшей долей постоянных затрат. Следовательно, в зависимости от рыночной ситуации производственным левериджем можно управлять на основе регулирования соотношения постоянных и переменных затрат в общей величине себестоимости.

Если возникает необходимость увеличения эффекта производственного левериджа, то необходимо изучить возможность перевода части затрат (например, заработной платы) из категории переменных в категорию постоянных. Это приведет к повышению производственного левериджа и, следовательно, к большему эффекту производственного рычага. Напротив, если необходимо снизить риски и уменьшить эффект производственного левериджа, то следует рассмотреть возможность перевода затрат из категории постоянных в категорию переменных. Таким образом, меняя структуру затрат, мы влияем на производственный леверидж и на изменение эффекта производственного рычага.

Продемонстрируем на примере действие эффекта производственного левериджа, рассмотрим влияние производственного левериджа на прибыль предприятия в условиях изменения объема реализации продукции. Рассмотрим два варианта изменения объема реализации продукции для тех же ситуаций производственно-финансовой деятельности предприятия .

1 вариант – объем реализации продукции снижается
на 12%.

2 вариант – объем реализации продукции увеличивается
на 15%.

Расчеты представлены в табл. 2.97.


Таблица 2.97

Влияние производственного левериджа на прибыль предприятия

Показатели ситуация ситуация ситуация
1. Объем реализации продукции, м3
1 вариант (снижение на 12%)
2 вариант (увеличение на 15%)
2. Выручка от реализации, тыс. руб.
1 вариант
2 вариант
3. Полные переменные затраты, тыс. руб.
1 вариант
2 вариант
4. Постоянные затраты, тыс. руб.
1 вариант
2 вариант
5. Себестоимость продукции, тыс. руб.
1 вариант
2 вариант
6. Производственный леверидж 0,35 0,44 0,54
1 вариант 0,40 0,50 0,62
2 вариант 0,31 0,38 0,47
7. Прибыль от продаж, тыс. руб.
1 вариант
2 вариант

 

С уменьшением объема реализации растет доля постоянных затрат в себестоимости, увеличивается производственный леверидж. При уменьшении объема реализации продукции прибыль от продаж больше в ситуации с меньшим значением производственного левериджа (в первой ситуации прибыль по первому варианту составила 19616 тыс. руб., производственный леверидж – минимальный). С увеличением объема реализации продукции доля постоянных затрат снижается, снижается производственный леверидж. По второму варианту развития событий прибыль от продаж больше на предприятии с наибольшим значением производственного левериджа (в третьей ситуации прибыль предприятия составила 66616 тыс. руб., производственный леверидж – максимальный).

Проанализируем детально изменение прибыли под влиянием изменения объема реализации продукции по трем возможным ситуациям развития событий на предприятии.

Первая ситуация. При снижении выручки на
(470000 – 413600) = 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 – 19616) = 18000 тыс. руб. или на 47,85% по сравнению с базовым вариантом ( ). Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли: . При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 3,988%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли в соответствии со значением эффекта производственного левериджа на
(3,9875% × 15%) = 59,81%.

В данном случае для точности расчетов предпочтительнее не округлять значение эффекта производственного левериджа, а использовать более точное значение. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ( ).

Вторая ситуация. При снижении выручки на 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 –17216) = 20400 тыс. руб. или на 54,23%. Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли: .

При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 4,519%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа для второй ситуации (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли на
(4,519% × 15%) = 67,79%. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ( ).

Третья ситуация. При снижении выручки на 56400 тыс. руб. или на 12% прибыль уменьшилась на (37616 –14816) = 22800 тыс. руб. или на 60,61%. Рассчитаем соотношение изменения выручки и прибыли: .

При снижении выручки на 1% прибыль от продаж снижается на 5,051%, что подтверждает значение ранее рассчитанного эффекта производственного левериджа для данной ситуации (табл. 2.96). По второму варианту увеличение объема реализации на 15% должно привести к увеличению прибыли на (5,051%×15%) = 75,765%=75,77%. Проверим. Определим прирост прибыли по второму варианту по сравнению с базовым: ( ).

Таким образом, самый высокий эффект производственного левериджа наблюдается в третьей ситуации (5,051, табл. 2.96). А это означает, что, в случае снижения объемов реализации, предприятие будет терять прибыль быстрее (по сравнению с первой и второй ситуациями).

Как снизить риск возможных финансовых потерь в случае снижения объема реализации продукции? Необходимо предпринять действия по замедлению снижения прибыли, снижению действия эффекта производственного левериджа. Поскольку величина производственного левериджа зависит от доли постоянных затрат, следовательно, необходимо изыскать возможность снизить постоянные затраты.

Предположим, в составе постоянных затрат 40000 тыс. руб. – заработная плата административно-управленческого аппарата. (АУП). В анализируемом периоде выручка составляла 470000 тыс. руб. (табл. 2.96, ситуация 3). Заработная плата АУП в процентах к выручке составляет:

.

Поскольку при прогнозном падении объема продаж возрастает риск потери прибыли в соответствии с эффектом производственного левериджа – 5,051%. Для снижения возможных потерь переведем заработную плату административно-управленческого аппарата из категории постоянных затрат в переменные, установим зависимость заработной платы АУП от объемов реализации продукции. Так, при снижении объема реализации на 12%, выручка составит 413600тыс. руб., а заработная плата АУП -
413600 × 0,085 = 35156 тыс. руб. Дальнейшие расчеты выполним в табличной форме (табл. 2.98).

Таблица 2.98

Оптимизация прибыли за счет снижения производственного левериджа

Показатели Значение показателей в базовом варианте (отчетный период) Значение показателей при прогнозном снижении объема реализации на 12%, заработная плата АУП – постоянные затраты Значение показателей при прогнозном снижении объема реализации на 12%, заработная плата АУП – 8,5% от выручки
1. Объем реализации продукции, м3
2. Цена за единицу, руб.
3. Выручка от реализации, тыс. руб.
4. Полные переменные затраты, тыс. руб. 246400+(413600´ ´0,085) = 281556
5. Постоянные затраты, тыс. руб. 152384 – 40000= =112384
В том числе заработная плата АУП
6. Доля постоянных затрат в себестоимости, %
7. Производственный леверидж 0,54 0,62 0,40
8. Прибыль от продаж, тыс. руб.

 

Результаты расчетов показали, что при одном и том же объеме реализации (176000 м3) размер получаемой прибыли от продаж изменяется за счет изменения структуры себестоимости, т.е. изменения доли постоянных и переменных затрат. В случае, если прогнозируется снижение объема реализации продукции, то для меньшей потери прибыли целесообразно часть затрат из категории постоянных перевести в переменные. Так, в нашем примере при снижении объемов реализации на 12% и сохранении прежней структуры себестоимости (доля постоянных затрат – 35%), прибыль от продаж составит 14816 тыс. руб. Если изменить структуру себестоимости (долю постоянных затрат увеличить до 29%) за счет перевода заработной платы АУП из категории постоянных в категорию переменных, то размер прибыли от продаж составит – 19660 тыс. руб. Таким образом, можно будет избежать потерь прибыли в размере 19660 – 14816 = 4844 тыс. руб.

При увеличении объемов продаж для максимизации прибыли целесообразно увеличивать долю постоянных затрат, т.е. затраты из категории переменных переводить в категорию постоянных. Структуру себестоимости предпочтительнее изменять за счет тех элементов затрат, которые имеют значительный удельный вес в составе себестоимости.

2.13. Контрольные вопросы и задания
для самостоятельной работы

2.13.1. Какие затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ), относятся к постоянным, а какие к переменным?

2.13.2. Как определить безубыточный объем реализации продукции (работ) и запас прочности?

2.13.3. В чем заключается суть «эффекта масштаба»?

2.13.4. Как рассчитывается маржинальный доход?

2.13.5. Фактический объем выполненных строительных работ за анализируемый период – 210162 кв.м. Цена 1 кв.м. – 300 руб. Переменные затраты на 1 кв.м – 190 руб. Общая сумма постоянных затрат за анализируемый период – 20240 тыс. руб. 1) Определить точку безубыточности и запас прочности. Построить график 2) Определить, насколько необходимо увеличить объем реализации, если постоянные затраты возрастут на 10%? 3) Как изменится безубыточный объем реализации, если цена работ возрастет на 12%?

2.13.6. Какие задачи позволяет решать анализ безубыточного производства?

2.13.7. По данным таблицы 2.99 проведите анализ критического объема выручки от реализации строительной продукции –строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами. Сделайте выводы.

Таблица 2.99

Исходные данные

Показатель Прошлый год, тыс.руб. Отчетный год, тыс. руб.
1. Выручка от продаж
2. Всего затрат по реализованной продукции
В том числе:    
постоянные
переменные

 

2.13.8. ООО «Антей» недавно вышло на рынок, где очень высока конкуренция. Руководство предпринимает усилия, чтобы завоевать часть рынка. Цена за 1 м2 продукции 5 ден. ед., что намного ниже цен большинства конкурентов. Переменные затраты ООО составили 4,5 ден. ед. на 1 м2, а постоянные затраты за год были 600000 ден. ед. Предположим, что ООО «Антей» сможет продать в текущем году 1000 тыс. м2. Каковы ожидаемые финансовые результаты за год? Какую цену на 1 м2 нужно установить, чтобы прибыль составила 30 тыс. ден. ед.? Предполагается, что переменные и постоянные затраты меняться не будут.

2.13.9. На основе исходных данных задания п. 2.13.5 определить производственный леверидж, рассчитать эффект производственного левериджа и проверить его действие для двух случаев: 1) объем реализации снижается на 7%; 2) объем реализации увеличивается на 9%.

2.13.10. От чего зависит величина производственного левериджа? Что характеризует и как рассчитывается производственный леверидж?

2.13.11. Что характеризует «эффект производственного левериджа»?

2.13.12. В каком случае предприятию целесообразно поддерживать высокий производственный леверидж, а в каком более низкий?

2.13.13. Контрольный тест 1

1. К основным функциям экономического анализа следует отнести:

А) обоснование планов и программ;

Б) контроль выполнения планов и программ;

В) выявление резервов;

Г) все перечисленное.

2. Продукция, оплаченная покупателем– это:

А) валовая продукция;

Б) товарная продукция;

В) реализованная продукция;

Г) все перечисленное.

3. Плановый объем СМР – 42356 тыс. руб., фактически – 44300 тыс.руб. Относительное отклонение факта от плана составило:

А) 95,61%

Б) 104,59%

В) 4,59%

Г) - 4,59%

4. Принципами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются:

А) конкретность;

Б) комплексность и системность;

В) все перечисленное;

Г) объективность.

5. Системный подход к изучению объектов анализа предусматривает:

А) детализацию изучаемых явлений;

Б) систематизацию;

В) синтез (обобщение);

Г) детализацию, систематизацию, синтез.

6. Стоимость продукции (работ) в сопоставимых ценах – это:

А) в ценах предыдущего года;

Б) в ценах базового года;

В) в действующих ценах;

Г) в прогнозных ценах.

7. В зависимости от анализируемой подсистемы различают следующие виды анализа:

А) внешний и внутренний;

Б) производственный и финансовый;

В) текущий и перспективный;

Г) инвестиционный и проектный.

8. Сметная стоимость СМР включает:

А) прямые затраты и накладные расходы;

Б) накладные расходы и сметную прибыль;

В) прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль;

Г) прямые затраты и сметную прибыль.

9. Стоимость материалов – 1200 тыс. руб., основная заработная плата рабочих-строителей 2400 тыс.руб., затраты по эксплуатации машин и механизмов – 1500 тыс.руб., в том числе заработная плата машинистов – 800 тыс.руб.; норма накладных расходов – 75%, а сметной прибыли – 60%.Сметная стоимость СМР составит:

А) 7500 тыс.руб.

Б) 4320 тыс.руб.

В) 5100 тыс.руб.

Г) 9420 тыс.руб.

10. В зависимости от временного аспекта деятельности предприятия анализ бывает:

А) текущий;

Б) итоговый;

В) перспективный;

Г) все перечисленное.

11. Последовательность исследования факторов в факторном анализе следующая:

А) качественные, а затем количественные;

Б) количественные, а затем качественные;

В) не имеет значения;

Г) последовательное чередование качественных и количественных.

12. К сравнительному анализу относится:

А) вертикальный;

Б) горизонтальный;

В) трендовый;

Г) все перечисленное.

13. К факторному анализу относится:

А) метод цепных подстановок;

Б) метод абсолютных разниц;

В) индексный метод;

Г) все перечисленное.

14. Для выявления целодневных потерь рабочего времени необходимо сравнивать:

А) продолжительность рабочего дня в часах;

Б) явочный фонд рабочего времени в днях;

В) полезный фонд рабочего времени в часах;

Г) номинальный фонд рабочего времени в днях.

15. К показателям эффективности использования трудовых ресурсов относятся:

А) материалоемкость;

Б) фондовооруженность труда;

В) производительность труда;

Г) фондоотдача.

16. Первоначальная стоимость основных производственных фондов – 34000 тыс.руб., износ – 18000 тыс. руб., коэффициент годности составит:

А) 88,9%

Б) 47,1%

В) 52,9%

Г) 112,5%.

17. Производительность труда одного рабочего (годовая) зависит от факторов:

А) часовой производительности труда;

Б) все перечисленное;

В) продолжительности рабочего дня;

Г) количества отработанных дней в течение года.

18. Фондоотдача увеличивается, если:

А) темпы роста фондоемкости опережают темпы роста производительности труда;

Б) темпы роста производительности труда опережают темпы роста фондовооруженности труда;

В) темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы;

Г) производительность труда снижается быстрее фондовооруженности труда.

19. К показателям эффективности использования основных производственных фондов относятся:

А) фондорентабельность;

Б) фондоемкость;

В) фондоотдача;

Г) все перечисленное.

20.Стоимость основных производственных фондов составила 25000 тыс.руб.; в том числе зданий – 10000 тыс. руб.; машин и оборудования – 9000 тыс.руб., транспортных средств – 6000 тыс.руб. Доля активной части ОПФ составит:

А) 40%

Б) 60%

В) 24%

Г) 64%.

21. Эффективность использования материальных ресурсов характеризуется:

А) уровнем материалоотдачи;

Б) уровнем фондоотдачи;

В) коэффициентом оборачиваемости;

Г) все перечисленное.

22. К производственным ресурсам относятся:

А) основные производственные фонды;

Б) материальные ресурсы;

В) трудовые ресурсы;

Г) все перечисленное.

23. Прибыль до налогообложения – это:

А) прибыль валовая – коммерческие и управленческие расходы;

Б) выручка – себестоимость реализованной продукции;

В) выручка – себестоимость реализованной продукции – коммерческие расходы – управленческие расходы – операционные и прочие расходы + операционные и прочие доходы

Г) выручка – коммерческие и управленческие расходы.

24. Рентабельность продаж – это:

А) выручка : прибыль;

Б) прибыль : выручка

В) прибыль : себестоимость реализованной продукции;

Г) выручка – себестоимость.

25. Стоимость основных производственных фондов составила 25000 тыс.руб.; выручка от реализации продукции – 58000 тыс.руб.; численность работников – 90 чел.; прибыль от продаж – 12000 тыс.руб. Фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность труда, рентабельность фондов соответственно составят:

А) 1,32 руб./руб.; 1,43 руб./руб.; 1,28 тыс.руб./чел.; 148%.

Б) 0,32 руб./руб.; 2,43 руб./руб.; 2,28 тыс.руб./чел.; 58%.

В) 0,43 руб./руб.; 2,62 руб./руб.; 0,58 тыс.руб./чел.; 28%.

Г) 2,32 руб./руб.; 0,43 руб./руб.; 0,28 тыс.руб./чел.; 48%.

26. К интенсивным факторам увеличения объема работ относятся:

А) количество основных производственных фондов;

Б) численность работников;

В) производительность труда;

Г) количество материальных ресурсов.

27. Состояние основных производственных фондов характеризуется показателями:

А) коэффициентом выбытия;

Б) коэффициентом поступления;

В) коэффициентами годности и износа;

Г) коэффициентом обновления.

28. С техническим прогрессом в структуре себестоимости:

А) доля живого труда снижается, а овеществленного растет;

Б) доля живого труда растет, а овеществленного труда снижается;

В) доля живого труда не меняется;

Г) доля живого труда равна доле овеществленного труда.

29. Приемлемой считается тенденция:

А) темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы;

Б) темпы роста средней заработной платы опережают темпы роста производительности труда;

В) темпы роста производительности труда совпадают с темпами роста средней заработной платы;

Г) средняя заработная плата растет при неизменном уровне производительности труда.

30. Стоимость материалов – 1200 тыс. руб., основная заработная плата рабочих-строителей 2400 тыс.руб., затраты по эксплуатации машин и механизмов – 1500 тыс.руб., в том числе заработная плата машинистов – 800 тыс.руб.; норма накладных расходов – 75%, а сметной прибыли – 60%.Сметная себестоимость СМР составит:

А) 7020 тыс.руб.;

Б) 5100 тыс.руб.;

В) 9420 тыс.руб.;

Г) 7500 тыс.руб.

2.13.14. Контрольный тест 2

1. Классификация текущих затрат по первичным элементам предполагает деление затрат на:

А) прямые затраты и косвенные расходы;

Б) условно-постоянные и условно-переменные расходы;

В) производственные и непроизводственные расходы;

Г) материальные затраты, заработную плату с отчислениями на соцнужды, амортизацию и прочие расходы.

2. Арендная плата при калькулировании себестоимости работ (продукции) включается в:

А) материальные затраты;

Б) прочие затраты;

В) амортизацию;

Г) заработную плату.

3. Затраты, которые изменяются с изменением объема выполняемых работ ( производимой продукции), называются

А) постоянными;

Б) переменными;

В) косвенными расходами;

Г) внепроизводственными расходами.

4. Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

А)

Б)

В)

Г) .

5. При устойчивом положении на рынке, увеличении объема продаж целесообразно поддерживать:

А) низкий производственный леверидж;

Б) высокий производственный леверидж;

В) не имеет значения;

Г) все перечисленное.

6. Затраты постоянные – 4000 тыс.руб.; Цена единицы продукции – 200 руб.; Переменные затраты на единицу продукции – 120 руб. Точка безубыточности составит:

А) 50 тыс. единиц продукции;

Б) 62 тыс. единиц продукции;

В) 45 тыс. единиц продукции;

Г) 110 тыс. единиц продукции.

7. Материалоемкость строительной продукции рассчитывается по формуле:

А)

Б)

В)

Г) .

8. Точка безубыточности составила – 12000 тыс. кв.м., Планируемый объем производства – 16000 тыс. кв.м. запас прочности составит:

А) 15%;

Б) 25%;

В) 133%;

Г) 45%.

9. Область 1 на представленном рисунке соответствует

А) зоне прибыли;

Б) постоянным затратам;

В) запасу прочности;

Г) зоне убытков.

10. Точка безубыточности – это:

А) Запас прочности;

Б) Объем производства при котором выручка от реализации продукции покрывает текущие затраты на производство и реализацию продукции (себестоимость продукции);

В) Объем производства при котором выручка от реализации продукции покрывает переменные затраты

Г) Объем производства при котором выручка от реализации продукции покрывает постоянные затраты

11. Затраты постоянные = 20080 тыс.руб.; Цена 1 кв. м. = 40 тыс.руб. Переменные затраты на 1 кв. м. = 25 тыс.руб. Объем производства – 1600 кв.м. Рассчитать точку безубыточности арифметически и построить график.

12. Эффект производственного левериджа составляет 6. На сколько процентов увеличится прибыль от реализации работ, если выручка увеличится на 4,5% ?

А) 24%;

Б) 35%;

В) 1,5%

Г) 27%.

13. Точка 1 на представленном рисунке соответствует

А) прибыли;

Б) точке безубыточности;

В) запасу прочности;

Г) постоянным затратам.

14. Стоимость СМР = 3500 тыс.руб., Себестоимость СМР всего = 2800 тыс.руб., в том числе: материальные затраты = 1680 тыс.рыб.; заработная плата с отчислениями = 476 тыс.руб.; амортизация = 280 тыс.руб.; прочие затраты = 364 тыс.руб. Структура себестоимости СМР по элементам затрат составит:

А) МЗ = 60%; ЗП(с отчислениями) = 17%; А = 10%;

Прочие = 13%;

Б) МЗ = 34%; ЗП ( с отчислениями) = 12%; А = 26%;

Прочие = 28%;

В) МЗ = 40%; ЗП ( с отчислениями) = 12%; А = 19; Прочие = 29%;

Г) МЗ = 44%; ЗП ( с отчислениями) = 12%; А = 26%;

Прочие = 18%.

15. Эффект производственного левериджа показывает

А) на сколько процентов увеличится выручка при изменении объема работ ( продукции);

Б) на сколько процентов изменится прибыль от реализации работ (продукции) при изменении выручки на 1%;

В) на сколько процентов изменится прибыль от продаж при изменении затрат на производство работ;

Г) соотношение постоянных и переменных затрат.

16. Производственный леверидж рассчитывается по формуле:

А) ;

Б) ;

В) ;

Г) ;

17. Стоимость СМР = 3500 тыс.руб., Себестоимость СМР всего = 2800 тыс.руб., в том числе: материальные затраты = 1680 тыс.руб.; заработная плата с отчислениями = 476 тыс.руб.; амортизация = 280 тыс.руб.; прочие затраты = 364 тыс.руб. Материалоемкость работ составит:

А) 0,26;

Б) 1,25;

В) 0,48;

Г) 0,60.

18. Себестоимость СМР всего = 2800 тыс.руб., в том числе: материальные затраты = 1680 тыс.руб.; заработная плата с отчислениями = 476 тыс.руб.; амортизация = 280 тыс.руб.; прочие затраты = 364 тыс.руб. Доля затрат живого труда в себестоимости составит:

А) 35%;

Б) 14%;

В) 90%;

Г) 17%.

19. Себестоимость СМР всего = 2800 тыс.руб., в том числе: материальные затраты = 1680 тыс.руб.; заработная плата с отчислениями = 476 тыс.руб.; амортизация = 280 тыс.руб.; прочие затраты = 364 тыс.руб. Доля затрат овеществленного труда в себестоимости составит:

А) 60%;

Б) 10%;

В) 50%;

Г) 70%.

20. Линия 1 на представленном рисунке соответствует

А) выручке;

Б) постоянным затратам;

В) переменным затратам;

Г) себестоимости единицы продукции.