ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Слово «педагогика» возникло в античные времена и за прошедшие тысячелетия зазвучало на разных языках, заняв прочное место в общеупотребительской лексике. Им пользуются не только педагоги специалисты, но и люди, далекие от педагогической профессии. Такому широкому распространению слово «педаго­гика» обязано своей неоднозначностью. За ним закрепи­лось два значения:

-педагогика - область практической деятельности, ис­кусство, ремесло;

-педагогика - область научного знания, наука.

В первом значении слово «педагогика» стало употреб­ляться значительно раньше, чем во втором. Педагогика как наука возникла много веков спустя. Поэтому педагогика - сравнительно молодая отрасль знания среди таких древних наук, как, например, философия, медицина, геометрия, ас­трономия.

Потребность готовить детей к жизни, передавать им на­копленный опыт возникла у человечества в глубокой древ­ности. Это осуществлялось не только в процессе естествен­ного хода жизни в семье, общине, когда старшие учили, показывали, увлекали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

С развитием культуры, с изменениями в хозяйственно- экономической жизни, вызванными переходом к рабовла­дельческой формации, возникает потребность в создании специально организованных заведений для обучения и вос­питания подрастающего поколения. Как ответ на эту по­требность появляется школа (Древний Восток, приблизи­тельно 5-е тысячелетие до н. э.). Первые школы открывали служители культа при храмах, монастырях, поскольку рели­гия была носительницей идеалов воспитания. Затем созда­ются школы различного типа, которые отличались целями, содержанием и методикой обучения. Содержание обучения в древних школах было представлено широко: грамота, ма­тематика, музыка, этика, ритуальные церемонии, физичес­кие упражнения, поэтика, логика и др. Характер и объем обучения определялись социальной принадлежностью уче­ников (дети вельмож, духовенства, чиновников, ремесленни­ков, пастухов, рыбаков, даже рабов), а также культурно-эт­ническими традициями, существовавшими в той или иной стране. Были школы с «профессиональным уклоном», в ко­торых готовили писцов, художников, учителей.

В историю педагогики вошли две воспитательные сис­темы, сложившиеся в античные времена (VI-IV вв. до н.э.) в Древней Греции:спартанская и афинская. Спарта, в силу общественных условий, в течение трех столетий была во­енным государством. Поэтому в основе спартанской систе­мы лежала идея воспитания юноши, сильного духом, физи­чески развитого, сведущего в военном деле. Воспитание лиц мужского пола находилось в ведении государства, строго регламентировалось и контролировалось. Общественное воспитание начиналось с первых дней жизни. Новорожден­ных осматривали старейшины, слабых и уродливых детей кидали в пропасть, а крепких отдавали кормилице. Корми­лицы были первыми профессиональными воспитательни­цами в Греции. Они приучали ребенка к жизни в суровых условиях: не бояться темноты, проявлять умеренность в еде, не кричать и не плакать от боли, холода и т.п. Государственное обучение, рассчитанное на 12 лет, начиналось с 7-летнего возраста. Оно состояло из системы военной подготовки и включало физические упражнения, гимнастику, соревнования, учебные походы, примерные сражения и т.д. Интеллектуальное развитие сводилось к минимуму: начат­кам чтения и письма.

В демократических Афинах сложилась иная система вос­питания, направленная на развитие ума, нравственных ка­честв, тела. Детей обучали чтению, письму, счету, игре на музыкальных инструментах (кифаре, лире). Особое значе­ние придавалось приобщению ребенка к искусству, культу­ре. В программе органически сочетались поэзия, танцы, музыка, чтение классической литературы (сочинения Гоме­ра, Эзопа, Софокла и др.). Воспитанию тела и духа способ­ствовали занятия гимнастикой, бегом, борьбой, метание диска, копья, а также участие в спортивных состязаниях.

Итак, в древние времена (период до н.э.) человечество накопило богатый опыт педагогической деятельности, вос­питания подрастающего поколения. Величайшие мыслите­ли древности, философы Демокрит (ок. 470 или 460 до н. з.), Сократ (469-399 до н.э.), Платон (427-348 до н.э.), Арис­тотель (384-322 до н.э.) и др., размышляя над природой человека, путях его совершенствования, сетуя на падение нравственности в современном им обществе, сформулиро­вали первые педагогические идеи, положения, рекоменда­ции о воспитании и обучении детей и юношей. Изречения древних философов, которые сохранила для нас история, их труды, дошедшие до наших дней, еще нельзя назвать пе­дагогическими теориями, отнести к области науки. Сами философы смотрели на педагогику как на искусство вести ребенка по жизни. Тем не менее следует отметить, что пер­вые педагогические воззрения зародились в недрах фило­софии и явились предтечами педагогики как науки.

Средневековье вошло в историю засильем церкви, отхо­дом от античных идеалов воспитания во всех областях ду­ховной жизни, в том числе в образовании и воспитании. Однако средние века - огромный исторический пласт, ох­ватывающий более двенадцати столетий, на протяжении которых было много ценного в педагогическом опыте. Именно в средние века появилисьуниверситеты, которые выполняли роль центров образования, культуры. Возник­новение университетов было как бы ответом на новые тре­бования общества к интеллектуально-духовному развитию личности.

Для любознательных:

В1148 г. открылся первый в Европе университет в Болонье (Ита­лия), отличавшийся уникальным для средневековья демократиз­мом организации: студенты обладали правом принимать и уволь­нять по своему усмотрению преподавателей, определять продол­жительность лекций, участвовать в выборах ректора. В XII в. возник Оксфордский университет (Англия), в XIII в. - Парижский универ­ситет (Франция). В средневековом университете обычно было че­тыре факультета: теологический (богословский), медицинский, юридический и свободных профессий (художественный).

В трудах мыслителей, государственных и религиозных деятелей средних веков Ф. Аквинского, Ф. Бэкона, Ф. Рабле, М. Лютера, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Э. Роттердамского и др. педагогическое учение получило свое дальнейшее развитие. Поставив человека в центр своего мировоззрения, мыслите­ли-гуманисты подчеркивали зависимость морального и со­циального прогресса общества от качества воспитания, ко­торое получают члены этого общества.

Тем не менее весь долгий период от древних веков до XVII в. вошел в историю педагогики как время донаучного педагогического творчества, эмпирической (основанной на опыте) педагогической практики.

Педагогика как самостоятельная отрасль теоретическо­го знания стала оформляться в XVII в. Дело в том, что к этому времени ощутилась острая потребность в науке, при­званной улучшить существовавшую педагогическую прак­тику, расширить границы и возможности воспитания и об­разования. Нужда в педагогике как науке возникла в силу следующих социально-экономических причин. XVII в. был временем больших перемен, которые переживал мир бла­годаря эпохе великих географических открытий, вследствие бурного развития городов, ломки средневековых устоев жизни. Прибавьте к этому расцвет культуры, науки, зарож­дение промышленности и т.д. Образование стало играть особую роль в жизни людей, во всем общественном разви­тии. С повышением качества образования, созданием мас­совой образовательной системы выдающиеся мыслители связывали надежды с прогрессом человеческого общества.

Для любознательных:

Традиция школьного учения, почтения к грамоте на Руси была очень прочной, несмотря на беды, связанные с татаро-монгольскими завоеваниями. Благодаря развитию начальной школы кXVII веку уровень грамотности на Руси был по тем временам высоким, осо­бенно среди духовенства и купечества. Купцы изучали, и иностран­ные языки, нанимая для этого приезжих иноземцев. Среди грамот­ных дворян было немало женщин. Начальные школы действовали по всей стране. Средства на школу давали родители. Учитель обыч­но был один, а детей много, причем разных возрастов. Одни учили буквы и читали по складам под руководством учителя, другие в это время писали. Каждый ученик получал задание, соответствующее уровню его подготовки. Часть детей уходила после школы домой, но многие родители считали полезным, чтобы дети жили при шко­ле. Состоятельные дворяне и купцы приглашали к своим детям домашних учителей, обычно владевших иностранными языками.

В XVII в. главным учебником стал Букварь, неоднократно пере­издававшийся Печатным двором в Москве. Кроме азбуки, грамма­тических правил и правил поведения буквари содержали прописи, статьи по вероучению, краткие словари. Многочисленные азбуки- прописи для изучения скорописи существовали отдельно. Часто в них включали сведения по арифметике, истории, географии, фи­лософии, литературе, мифологии. Пение было непременным пред­метом в начальной школе: без знакомства с «мусикией» человек не считался грамотным. Учение не оканчивалось после выхода из школы: человек всю жизнь должен был учиться по книгам, ибо «кни­ги суть реки, наполняющие вселенную мудростью».

История науки - это история людей и история идей. Ста­новление научной педагогики связано с именем замечатель­ного чешского мыслителя-гуманиста, педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Заслуга Я. А.Коменского перед человечеством заключается в том, что он привнес в педаго­гическую мысль кардинально новые идеи, оплодотворив­шие ее дальнейшее развитие. Что же это были за идеи?

Фундаментальной идеей педагогики Яна Амоса Коменс­кого является пансофизм, т. е. обобщение всех добытых ци­вилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности.

Я. А. Коменскому, великому гуманисту, принадлежит оп­тимистическое утверждение, что каждый ребенок при соот­ветствующей организации учебно-воспитательного процес­са может взойти на «самую высокую» ступень «лестницы» образования. Полагая, что знания должны приносить пользу в практической жизни, Я. А. Коменский провозгласил обя­зательность реального, общественно полезного обучения.

В трудах Я. А. Коменского представлен проект стройной системы всеобщего образования, поставлены вопросы об общегосударственной школе, о плановости школьного дела, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке, о сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, о классно-уроч­ной системе.

Опираясь на то, что было добыто предшествующими по­колениями, проанализировав практику подготовки детей к жизни, Я. А. Коменский пришел к выводу о наличии объек­тивных закономерностей учебно-воспитательного процесса, сформулировал законы, правила воспитания и обучения, име­ющие не сиюминутное, а долгосрочное перспективное значе­ние.В главной книге всей своей жизни «Великая дидактика» (1654) Я. А. Коменский изложил теоретические основы учеб­ного процесса, по образу которого строится обучение в со­временной школе, дошкольном учреждении.

С научных трудов Я. А. Коменского начинается бурный период развития классической педагогической теории. Блестящая плеяда последующих педагогов-классиков (Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) значитель­но продвинула разработку теоретических проблем воспи­тания и обучения.

Достойный вклад в создание классической педагогики сделали наши соотечественники: В. Г. Белинский, А. И. Гер­цен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой, Н. И. Пирогов. Мировую славу русской педагогике принес К.Д.Ушинский (1824-1871). Он создал стройную психоло­го-педагогическую концепцию развития личности и на ее основе - теорию воспитания и обучения.

-в., отмеченный выдающимися достижениями, преж­де всего в области естествознания, физики, математики, был благоприятен и для развития педагогической науки. В этот период она интенсивно развивается в качестве самостоя­тельной научной дисциплины, поднимаясь от описания фактов и явлений до постижения закономерностей процес­са воспитания и обучения. Внутри педагогики наблюдает­ся дифференциация знаний, выделяются и обосабливаются ее отдельные части, такие, как, например, дошкольная пе­дагогика.

в. с его бурными социально-политическими измене­ниями во многих странах поставил перед педагогикой про­блему воспитания человека в новом обществе. Ее исследо­вали С.Т. Шацкий, П.П. Блонский. Теоретические работы Н.К.Крупской (1869-1939) охватывают широкий круг пе­дагогических проблем, в том числе имеющих непосред­ственное отношение к воспитанию детей дошкольного воз­раста. Ядро учения А.С.Макаренко (1888-1939)- теория воспитательного коллектива. Макаренко разработал так­же важнейшие вопросы семейного воспитания. Гуманный характер воспитания и обучения, бережное отношение к личности - таков лейтмотив педагогического учения В. А. Сухомлинского (1918-1970).

Итак, возникновение и развитие педагогики как науки связано с практической потребностью общества в изучении и обобщении исторического опыта подготовки новых по­колений к участию в производстве материальных и духов­ных ценностей.Современная педагогика - это особая область науки о воспитании человека на всех возрастных этапах его развития.