Словесные методы
Рассказ - последовательное повествовательное или описательное изложение учителем нового материала. Он используется на уроках во всех классах (но в начальных - чаще) и во внеурочное время для сообщения информации о предметах, происшествиях, событиях, явлениях с целью обогатить знания учащихся и вызвать работу духовно-нравственного характера, обеспечивающую развитие стремления следовать хорошему и избегать недостойного.
К рассказу можно сформулировать следующие требования:
- последовательность изложения в соответствии с целью и планом;
- выделение, подчеркивание и при необходимости повторение главной мысли, идеи;
- достоверность, убедительность освещаемого факта;
- простота и доступность языка изложения;
- эмоциональность изложения, обеспечивающая в том числе и ненавязчивое, но явно демонстрируемое выражение личного отношения учителя к излагаемому;
- краткость рассказа.
Объяснение - доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. В отличие от рассказа объяснение характеризуется демонстрацией учащимся различных приемов умственной работы - сравнения, анализа, выделения главного, классификации, обобщения.
Основные педагогические требования к объяснению:
- отчетливая постановка нового вопроса и цели предстоящей работы;
- выявление структуры изучаемого объекта и закономерных связей между его частями;
- выделение существенных сторон и свойств изучаемого;
- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, делать самостоятельные выводы;
- использование наглядных пособий, демонстрация опытов, приведение убедительных примеров;
- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса, явления;
- точное формулирование вывода, правила, закона в конце объяснения.
Беседа - диалог учителя и ученика (учеников), в котором учитель путем постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к пониманию и усвоению новых знаний. Соответственно различают беседы контрольные (воспроизводящие) и эвристические (сообщающие, развивающие). Они могут проводиться учителем с одним учеником - индивидуальная, с несколькими - групповая и со всем классом - фронтальная.
Тематика бесед, как и рассказов, объяснений, самая разнообразная: от обсуждения вопросов эстетических (на уроках изобразительного искусства, литературы), политических (на уроках истории) и т.п. до конкретных вопросов определенных тем по физике, химии, биологии и другим учебным предметам. Одной из существенных особенностей беседы (особенно развивающей) по сравнению с рассказом и объяснением является большая продолжительность достижения учебной цели. Это существенно ограничивает ее использование (прежде всего в условиях технологического подхода в дидактике, ориентирующего на полное усвоение жестко запрограммированного содержания образования), вытесняя этот метод больше в сферу внеклассной воспитательной работы.
Для того чтобы беседы проходили успешно, нужно выполнять следующие условия:
- правильно определить тему, сообразовав ее с наличием времени и подготовленностью учащихся;
- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в ней;
- составить план беседы и сформулировать основные вопросы. Содержание и характер вопросов играют очень важную роль в беседе и фактически определяют ее успех. К.Д. Ушинский отмечал: «Уменье давать вопросы и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна из главнейших и необходимейших педагогических привычек»*;
* Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1949. – Т. 6. - С. 314.
- в ходе беседы учитывать изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;
- после обсуждения намеченных вопросов подвести итоги беседы.
Учитывая важность формы вопросов, сформулируем основные требования к ним:
- краткость и логическая четкость формулировки вопроса;
- ясность, понятность вопроса учащимся;
- гибкость содержания и особенно формы, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели;
- последовательное нарастание трудности вопросов;
- не следует задавать «двойных», «тройных» вопросов и вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов (типа: «Где, кто и когда...?» или «Где находится...?»);
- избегать альтернативных вопросов (на которые можно выбрать ответ из двух - «да», «нет») и вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках;
- вопросы должны преимущественно ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений, определенных доводов, сравнений, на вычленение существенных признаков, формулирование выводов.
Школьная лекция - последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы, продолжающееся весь урок или даже два урока. Этот метод используется в старших классах, иногда проводится для всех параллельных классов. Как и беседа, лекция может быть сообщающейи проблемной.Для проблемной лекции характерны создание проблемной ситуации, формулирование ряда проблемных вопросов и последовательное изложение ответов на них.
В любом случае для лекции должны быть характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов ее решения, современного ее состояния и возможного направления дальнейшего развития. Для активизации внимания учащихся учитель использует наглядные пособия, демонстрирует, если это возможно и необходимо, опыты, обращается к ученикам с вопросами.
Работа с книгой - метод обучения, при использовании которого овладение знаниями или формирование умений (умений, главным образом интеллектуальных действий) происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями - учебником, пособием, словарями, справочниками, художественной и научной литературой и др. Книги используются на уроках и во внеурочное время. Наиболее распространенными приемами работы с книгой являются следующие:
- предварительное ознакомление с новым материалом;
- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;
- выполнение заданий учителя по работе с текстом (придумать заглавие, поставить вопросы к содержанию; разделить текст на части и озаглавить их; найти примеры, подтверждающие определенные положения; составить сравнительную характеристику событий, персонажей и др.; проанализировать схему, график и др.);
- чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов;
- подготовка сообщений, рефератов, докладов по отдельным вопросам с использованием одного и более источников и др.
В качестве наиболее общих требований к методу работы с книгой можно сформулировать следующие:
- правильный отбор материала для самостоятельного изучения, повторения или выполнения иного задания;
- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника;
- посильность задания для учащихся;
- проведение вводной беседы (инструктажа) для ориентации учащихся в содержании, объеме, основных приемах работы;
- наблюдение за работой учащихся на уроке, контроль за результатами работы дома;
- своевременная помощь в освоении основных приемов работы с книгой;
- сочетание с другими методами, обеспечивающими правильное воспитательное воздействие содержания книги;
- обсуждение выполненной работы и ее оценка.