Физику, математику, философию.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» ( до 1770 г. ) и «критический» ( после 1770 г. ). В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом.
В «критический» период Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Теория развития Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Движение и покой относительны. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы.
В теории познания Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности, так как познавательные возможности ( способности ) человеческого разума ограничены. Разум человека наталкивается на неразрешимые противоречия, которые Кант назвал антиномиями. Например антиномия: Мир конечен – Мир бесконечен.
Процесс познания, по Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность.
Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание – знание, которое получает человек в результате опыта; априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства ( например: «Все тела имеют массу»); «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Этические взгляды Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона ( категорического императива ): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное» и «возвышенное», а так же проблема «гения» - художника. Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что философ связывает его с «незаинтересованным», бескорыстным, чистым созерцанием: чувство прекрасного свободно от жажды обладания, от любых помыслов вожделения, и поэтому оно выше всех других чувств. Воплощением эстетического духа является художник, который творит свой мир свободно.
Социально – политические взгляды Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону.
Кант выдвинул идею демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях, осуждал войны как наиболее тяжелое заблуждение и преступление человечества. Философ предсказал в будущем «вечный мир». Войны будут либо запрещены правительством, либо станут экономически невыгодными.
|
Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по Фихте описываются схемой «тезис – антитезис – синтез», а именно:
· «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает,
· «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис),
· «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Диалектика Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не – Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.
Преждевременная смерть помешала Фихте глубже проработать «Я – концепцию», она осталась незавершенной и была не принята и не понята его современниками. Вместе с тем, она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство.
Философия Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм.
Философские идеи Шеллинг изложил в работе «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы. Природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего. Она также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Вся природа пронизана единым принципом: «от низшего в высшему». Движущей силой природы является ее полярность.
В практической философии Шеллинг решает вопросы социально – политического характера, развития истории. Философ выделяет три вида истории: естественная (история природы), мировая история и история познания, развития идей.
Важное значение имеют антропологические взгляды Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
|
Философия Георга Вильгельма Фридриха
Гегелясчитается вершиной немецкой классиче -
ской философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников.
Основной заслугой Гегеля является разработанные им:
· теория объективного идеализма;
· всеобщий философский метод – диалектика.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
В учении о бытии Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею»(мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.
Человек в онтологии Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
· субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
· объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
· абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Величайшая заслуга Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Гегелю, основополагающий закон развития и существования мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез – новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз образуется тезис все более и более высокого уровня. По Гегелю, противоречия являются движущей силой прогресса. Но процесс развития Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются идеи, мысли, а не предметы и явления материального мира, поэтому диалектика Гегеля называется идеалистической.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы распадается у Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.
В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий – притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая фундаментальная положительная идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.
«Органическая физика» содержит три последовательно восходящих один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматривается история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида.
Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Социально – философская концепция Гегеля заслуживает самого пристального внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В «Философии истории» Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием исторической закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономерный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку «поскольку они являются воплощением духа своего времени». Смысл же всей мировой истории есть, по Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Гегель различает гражданское общество, как сферу реализации частных целей и интересов отдельной личности и политическое государство. Гражданское общество и государство, согласно гегелевской концепции, соотносятся как рассудок и разум. Гражданское общество – это «внешнее государство», подлинное же государство – разумно, оно есть основание гражданского общества. Формирование гражданского общества Гегель связывает с развитием буржуазного, строя при этом философ говорит о диалектическом характере взаимосвязи социально – экономической и политической сфер гражданского общества.
|
вили следующие учения.
В теории антропологического материализма Фейербах обосновывает данные выводы:
· единственно существующими реальностями является природа и человек;
· человек является частью природы;
· человек есть единство материального и духовного;
· человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии;
· идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
· Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека;
· природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема;
· все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи.
В атеистическо – антропологической теории Фейербаха важными являются следующие основные положения:
· Бога как самостоятельной реальности нет;
· Бог – порождение сознания человека;
· мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты;
· Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума;
· религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью;
· корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Фейербах вел острую борьбу против агностицизма Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человека обязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.
С точки зрения методологии, материализм Фейербаха оценивается как метафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности: добро – зло (нравственность), приятное – неприятное (ощущения), сладкое – кислое (вкус), мужчина – женщина (человек). Принцип развития позволил Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв.
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они разработали диалектический метод. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через антитезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и природы. Вместе с материализмом Фейербаха диалектика Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – СПб, Наука, 1994.
2. Канке В.А. Философия. – М., 1996.
3. Кант И. Критика чистого разума. // Мир философии. М., 1991.
4. Кохановский В.П. Философия. Ростов-на-Дону, 1995.
5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. Ставрополь, 2000.
6. Несмелиев Е.Е. основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1996.
8. Рефераты по истории философии для студентов вузов / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. Ростов-на-Дону, 2002.
9. Спиркин А.Т. Философия. М., 2001.
10. Таранов П.С. 106 философов: жизнь, судьба, учение. Анатомия мудрости. Симферополь, 1995.
11. Фейербах Л. О «начале философии» // Мир философии. М., 1991.
12. Фихте И.Г. Первое введение в наукоучение // Мир философии. М., 1991.