ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ

"ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ"

 

1.1. Понятие правоохранительной деятельности,

ее основные признаки, задачи и цели

 

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов любых субъектов правоотношений, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.

3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами.

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

1) выявление, предупреждение, пресечение правонарушений, раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

4) надзор за процессом правоприменения;

5) правильное применение закона, обеспечение его верховенства;

6) оказание юридической помощи гражданам и организациям;

7) правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;

8) регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- общественного строя Российской Федерации;

- установленных системы хозяйства и собственности;

- порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня:

1) укрепление законности и правопорядка;

2) предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;

3) исправление осужденных;

4) правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

 

1.2. Функции (направления) правоохранительной деятельности

 

1.2.1. Общая характеристика

 

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

1) конституционный контроль;

2) правосудие;

3) организационное обеспечение деятельности судов;

4) прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

5) выявление и расследование преступлений:

- предварительное следствие;

- дознание;

- оперативно-розыскная деятельность;

6) уголовно-исполнительная деятельность;

7) нотариальная деятельность;

8) юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

- судопроизводство (уголовный процесс);

- обеспечение безопасности;

- охрана общественного порядка <5>;

--------------------------------

<5> См.: Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. В.К. Боброва. М.: МЮИ МВД России; Щит-М, 1999. С. 10; и другие работы.

 

- производство по делам о нарушении таможенных правил;

- производство по делам о налоговых правонарушениях;

- контрразведывательная деятельность;

- внешняя разведка <6>.

--------------------------------

<6> См.: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительная деятельность и ее организационно-правовые формы // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. М.: ЧеРо-Контур, 2000. Часть первая. С. 22.

 

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы" <7>, на основе которой подготовлен настоящий учебник.

--------------------------------

<7> См.: Учебные программы по специальности "Юриспруденция"... С. 551.

 

1.2.2. Соотношение конституционного контроля, правосудия,

организационного обеспечения деятельности судов,

прокурорского надзора, выявления и

расследования преступлений, оказания юридической помощи и

защиты по уголовным делам

 

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля. Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора, после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления.

 

1.2.3. Особое место конституционного контроля и правосудия

в системе правоохранительных функций

 

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль. Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР" <8>.

--------------------------------

<8> См., к примеру: Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Правоведение". М.: Юрид. литература, 1976. 376 с.; Суд и правосудие в СССР: Учебник для студентов юридических институтов и факультетов / Отв. ред. М.П. Шаламов. М.: Юрид. литература, 1974. 360 с.; и др.

 

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом. В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ. А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание, либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.) <9>.

--------------------------------

<9> Подробнее см. в разделах 3.1, 3.4.2.6 и 4.1 настоящей работы.

 

1.3. Общая характеристика правоохранительных органов.

Круг государственных и негосударственных органов,

выполняющих правоохранительные функции

 

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

1) правовую регламентацию его статуса и деятельности;

2) стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;

3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи <10>.

--------------------------------

<10> Здесь речь идет о понятиеобразующих признаках - характеристиках, отличающих правоохранительный орган от смежных органов, не являющихся правоохранительными. Некоторые же ученые характеризуют основные черты правоохранительного органа, которые также присущи большинству правоохранительных органов (см.: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под общей редакцией Ю.Ф. Кваши. М.: ЧеРо-Контур, 2000. Часть первая. С. 13 - 14). Однако эти же основные черты ("определенная организационная форма", "конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции", "системное построение с учетом федеративного устройства РФ", "структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности", "подконтрольность определенным органам государственной власти") могут быть присущи и органам, не являющимся правоохранительными.

 

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;

3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);

4) арбитражные суды в составе ВС РФ , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах <11>);

--------------------------------

<11> Далее для краткости, если иное специально не оговорено, арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах будут именоваться арбитражными судами субъектов Российской Федерации.

 

5) Дисциплинарное судебное присутствие;

6) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

7) Международный коммерческий арбитражный суд;

8) Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;

9) третейские суды для разрешения экономических споров;

10) Министерство юстиции РФ;

11) Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

12) органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);

13) руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);

14) органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);

15) нотариат;

16) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

17) некоторые иные правоохранительные органы <12>.

--------------------------------

<12> В литературе приводятся и иные классификации правоохранительных органов (см., к примеру: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие / Под общей редакцией Ю.Ф. Кваши. М.: ЧеРо-Контур, 2000. Часть первая. С. 14 - 16; и другие работы).

 

1.4. Предмет и система дисциплины

"Правоохранительные органы"

 

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программы дисциплины "Правоохранительные органы", составными частями предмета дисциплины "Правоохранительные органы" являются:

1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;

2) функции (направления) правоохранительной деятельности;

3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов;

4) законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;

5) понятие и основные признаки судебной власти; общая характеристика суда как органа судебной власти;

6) понятие и структура судебной системы Российской Федерации;

7) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;

8) понятие, признаки и принципы правосудия;

9) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;

10) порядок формирования, состав, структура и компетенция:

- Верховного Суда РФ;

- верховных судов республик, краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;

- районных, городских, межрайонных судов;

- военных судов;

- специализированных судов <13>;

--------------------------------

<13> Пока наличие специализированных судов законодателем лишь продекларировано. Поэтому в настоящем учебнике о них будет упоминаться. Но следует иметь в виду, что таковых пока в действующей судебной системе Российской Федерации в действительности не существует.

 

- мировых судей;

11) правовой статус суда;

12) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов;

13) полномочия и порядок образования:

- Высшего Арбитражного Суда РФ;

- федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);

- арбитражных апелляционных судов;

- арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

14) полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;

15) иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);

16) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ;

17) численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;

18) компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;

19) Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;

20) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;

21) понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

22) статус судей;

23) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;

24) порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;

25) квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;

26) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;

27) государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;

28) организационное обеспечение деятельности судов;

29) Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;

30) администраторы судов, их функции;

31) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;

32) территориальные органы юстиции;

33) нотариат;

34) органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор;

35) акты реагирования прокурора на нарушения закона;

36) система органов прокуратуры и их организация;

37) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;

38) прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

39) полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

40) организация работы прокуратуры района (города);

41) порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);

42) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

43) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;

44) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;

45) общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совершении:

- оперативно-розыскной;

- дознания;

- предварительного следствия;

46) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; пределы их полномочий;

47) взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений;

48) понятие и виды органов дознания;

49) понятие и виды органов предварительного следствия;

50) правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя;

51) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;

52) руководитель следственного органа;

53) юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;

54) понятие и направления деятельности адвокатуры;

55) адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;

56) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;

57) адвокатские образования первого звена;

58) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвоения статуса адвоката;

59) Федеральная палата адвокатов РФ;

60) оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

 

1.5. Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы"

с другими юридическими дисциплинами

 

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда, органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс. Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти, а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия, такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право, а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи. Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса. Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс", "Гражданский процесс", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

- институт процессуальной самостоятельности следователя;

- процессуальный статус руководителя следственного органа;

- процессуальные права адвоката, выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;

- общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;

- средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

- характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления, понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия. Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права. Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности. Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом. Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.