Задания А

1. Определите способ образования дериватов.

Награда, водяной (сущ.), пол-лимона, синеглазый, слепок, восход, Питер, левобережный, блинная (сущ.), труднопроходимый, визг, медсестра, супруга, шестой, военный (сущ.).

2. Определите тип дериватов (синтаксические, лексические; мутационные, модификационные, эквивалентные).

Переход, аптекарь, синеватый, гречка, ООН, голубизна, столик, учительство, сухарь.

3. От следующих слов образуйте все возможные типы дериватов.

Сладкий, жемчуг, бегать, волк, печь, добрый.

4. Какие элементы словообразовательного уровня актуализируются в следующих высказываниях? Определите функции этих элементов.

1) Порой заяц, не дрогнув, пропустит охотника в метре от себя, а в другой раз начнет водить таким образом, что за время охоты выматывает до изнеможения… не будем спорить, я познакомлю вас с очередной охотничьей шуткой (МС, 2000). 2) Я объяснил, что есть большая разница между показательным, когда показывают то, что есть, и показным, когда показывают то, чего нет (В. Ходасевич). 3) Без Миши путешествие не могло состояться. В шуточных разговорах я звал его: “Кормилец, поилец, водилец, переводилец”. Водить машину и переводить было для Миши добавочной нагрузкой в этой нелегкой поездке (В.Песков). 4) Разновидности бесов: бес сознательный, бес-активист, бес порядочный, бес чувственный (Т.Гридина). 5) Это фельетон не о ценителях искусства, а об оценщиках. Ценитель - тот, кто умеет ценить нечто прекрасное, а оценщик – человек, чья профессия назначать цену (Л.Лиходеев).

6) Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(Из фольклора)

7) Молчит этажерка, молчит и тахта –

У них не дождешься ответа,

Зачем это ХТА обязательно ТА,

А ЖЕРКА, как правило, ЭТА.

(А.Милн в пер. Б.Заходера)

5. Определите типы дериватов, укажите их функции в следующих текстах.

В девятом классе буйно помешался на «Битлз», и это определило всю дальнейшую судьбу. До этого сочинял какие-то смешные стишки, бренчал на гитаре дворово-костровые песни, но помешательством это не являлось и на судьбу повлиять не могло. В 1969-м с друзьями придумали «Машину времени», влезли в нее и не вылезаем до сих пор (Андрей Макаревич).

Что-то неживое было во взгляде лобастого человека с усиками, все больше стекленело, стекленело и превратилось в совершеннейшее холодное стекло, даже страшно стало на миг, но потом - веки мигнули, стеклянность исчезла. (Ю.Три­фо­нов).

Кажется, стремясь к некоему равновесию, Корней Иванович старается все, что он пере- дает знакомым, недо- давать самому себе. “Гипертоник” эмоций в одном случае, он становится “гипотоником” в другом (З.Паперный).

Все мы - как те борзые: гоним лису, а шапочки другие носят, зайца затравим, а мясцо хозяину, нам... Вот и наловчились приворовывать да помалкивать, когда ключи от города у дурня (А.Герд).

Я – гений, Игорь Северянин,

Своей победой окрылен.

Я повсеместно оэкранен

И повсесердно утвержден…

(И. Северянин)

6. Охарактеризуйте следующие тексты с точки зрения использования в них словообразовательных элементов.

Да, расчудесно, распрекрасно, распрелестно,

Разудивительно, развосхитительно,

Разобаятельно, разобольстительно.

Но как же с тем, что по ветру развеяно,

Разломано, разбито, разбазарено,

Разорено, на мелочи разменяно,

Разгромлено, растоптано, раздавлено?

Да, как же с тем, кого под корень резали,

С тем, у кого расстреляны родители,

Кого растерли, под орех разделали,

Раздели и разули, разобидели?

(Игорь Чиннов)

7. На чем основана языковая игра в текстах?

Меняю электропроигрыватель на электровыигрыватель (радио «Лайт»). Далеко идущие посредствия (В. Санников). …Пролетарий и есть тот, кто, значит, пролетит по всем пунктам, то есть вылетел в трубу (А. Белый). Если вы так считаете про искусство, то мне ясно: вы – формалистка! – Нет, я содержанка! (В.Ардов). Одни начинают с подножья, другие с подножек (АиФ). Нас вели, ведут и проведут обязательно (АиФ).

Выполним – перевыполним…

Догоним – перегоним…

Сделаем – переделаем…

Добьемся – перебьемся!

(Пантелеймон Корякин)

Как ни старайся отличить.

Бульвар и сквер - одна натура.

И может только скверной быть

Бульварная литература.

(Я.Козловский)

Глубокоуважаемый вагоноуважатый,

Вагоноуважаемый глубокоуважатый,

Во что бы то ни стало мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала вокзай остановить!

(С. Маршак)

8. Выполните словообразовательный анализ текста (текст можно взять из заданий к теме 9 и 10 – на выбор).