Задания А
1. Определите способ образования дериватов.
Награда, водяной (сущ.), пол-лимона, синеглазый, слепок, восход, Питер, левобережный, блинная (сущ.), труднопроходимый, визг, медсестра, супруга, шестой, военный (сущ.).
2. Определите тип дериватов (синтаксические, лексические; мутационные, модификационные, эквивалентные).
Переход, аптекарь, синеватый, гречка, ООН, голубизна, столик, учительство, сухарь.
3. От следующих слов образуйте все возможные типы дериватов.
Сладкий, жемчуг, бегать, волк, печь, добрый.
4. Какие элементы словообразовательного уровня актуализируются в следующих высказываниях? Определите функции этих элементов.
1) Порой заяц, не дрогнув, пропустит охотника в метре от себя, а в другой раз начнет водить таким образом, что за время охоты выматывает до изнеможения… не будем спорить, я познакомлю вас с очередной охотничьей шуткой (МС, 2000). 2) Я объяснил, что есть большая разница между показательным, когда показывают то, что есть, и показным, когда показывают то, чего нет (В. Ходасевич). 3) Без Миши путешествие не могло состояться. В шуточных разговорах я звал его: “Кормилец, поилец, водилец, переводилец”. Водить машину и переводить было для Миши добавочной нагрузкой в этой нелегкой поездке (В.Песков). 4) Разновидности бесов: бес сознательный, бес-активист, бес порядочный, бес чувственный (Т.Гридина). 5) Это фельетон не о ценителях искусства, а об оценщиках. Ценитель - тот, кто умеет ценить нечто прекрасное, а оценщик – человек, чья профессия назначать цену (Л.Лиходеев).
6) Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
Эй, люди, я с вами почайпить хочу!
(Из фольклора)
7) Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не дождешься ответа,
Зачем это ХТА обязательно ТА,
А ЖЕРКА, как правило, ЭТА.
(А.Милн в пер. Б.Заходера)
5. Определите типы дериватов, укажите их функции в следующих текстах.
В девятом классе буйно помешался на «Битлз», и это определило всю дальнейшую судьбу. До этого сочинял какие-то смешные стишки, бренчал на гитаре дворово-костровые песни, но помешательством это не являлось и на судьбу повлиять не могло. В 1969-м с друзьями придумали «Машину времени», влезли в нее и не вылезаем до сих пор (Андрей Макаревич).
Что-то неживое было во взгляде лобастого человека с усиками, все больше стекленело, стекленело и превратилось в совершеннейшее холодное стекло, даже страшно стало на миг, но потом - веки мигнули, стеклянность исчезла. (Ю.Трифонов).
Кажется, стремясь к некоему равновесию, Корней Иванович старается все, что он пере- дает знакомым, недо- давать самому себе. “Гипертоник” эмоций в одном случае, он становится “гипотоником” в другом (З.Паперный).
Все мы - как те борзые: гоним лису, а шапочки другие носят, зайца затравим, а мясцо хозяину, нам... Вот и наловчились приворовывать да помалкивать, когда ключи от города у дурня (А.Герд).
Я – гений, Игорь Северянин,
Своей победой окрылен.
Я повсеместно оэкранен
И повсесердно утвержден…
(И. Северянин)
6. Охарактеризуйте следующие тексты с точки зрения использования в них словообразовательных элементов.
Да, расчудесно, распрекрасно, распрелестно,
Разудивительно, развосхитительно,
Разобаятельно, разобольстительно.
Но как же с тем, что по ветру развеяно,
Разломано, разбито, разбазарено,
Разорено, на мелочи разменяно,
Разгромлено, растоптано, раздавлено?
Да, как же с тем, кого под корень резали,
С тем, у кого расстреляны родители,
Кого растерли, под орех разделали,
Раздели и разули, разобидели?
(Игорь Чиннов)
7. На чем основана языковая игра в текстах?
Меняю электропроигрыватель на электровыигрыватель (радио «Лайт»). Далеко идущие посредствия (В. Санников). …Пролетарий и есть тот, кто, значит, пролетит по всем пунктам, то есть вылетел в трубу (А. Белый). Если вы так считаете про искусство, то мне ясно: вы – формалистка! – Нет, я содержанка! (В.Ардов). Одни начинают с подножья, другие с подножек (АиФ). Нас вели, ведут и проведут обязательно (АиФ).
Выполним – перевыполним…
Догоним – перегоним…
Сделаем – переделаем…
Добьемся – перебьемся!
(Пантелеймон Корякин)
Как ни старайся отличить.
Бульвар и сквер - одна натура.
И может только скверной быть
Бульварная литература.
(Я.Козловский)
Глубокоуважаемый вагоноуважатый,
Вагоноуважаемый глубокоуважатый,
Во что бы то ни стало мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала вокзай остановить!
(С. Маршак)
8. Выполните словообразовательный анализ текста (текст можно взять из заданий к теме 9 и 10 – на выбор).