По правой стороне

А мы во всеоружасе

Шагаем по стране.

(В.Высоцкий)

3) Отшельничаю, берложу,

отлёживаюсь в березах,

лужаечный. Можжевельничий,

отшельничаю...

(А.Вознесенский)

4) Вы себе представляете

парижских женщин

с шеей разжемчуженной

разбриллиантенной рукой...

(В.Маяковский)

5) ... Куда девали – бунт

Пушкинский? уст окаянство?

Пушкин – в меру пушкиньянца!

(М.Цветаева)

8. Определите, какие функции выполняют окказионализмы в следующих текстовых фрагментах. С какими активными процессами современного словообразования они соотносятся?

Внимание:

разжиг костров выгул собак

отлов рыбы и отстрел дичи, выплав стали

а также выполз змей... выстрел Аврор,

вымет икры выклянч денег

выкукол бабочек и вымуштр солдат

выхухол выхухолей вытрус половиков

обдир ягод... выпор детей

выслеж зайца, вытреп и разбрех государственных тайн

выхлоп газов откат, отел и атас,

а главное, загляд и залез в дупла с выкуром оттуда пчёл, и распробом мёда ЗАПРЕЩЁН и ПРЕКРАЩЁН

в связи с отказом их от высоса нектара после выщипа цветов и выдерга трав, а также в связи с полным вымером (МК, 8.05.93).1

Приказ

В связи с наступлением 8 Марта мужская часть «Клуба

Двенадцать стульев» постановляет:

п о з д р а в и т ь

а) поэтесс, б) прозаесс, в) драматургесс, г) критикесс, д) очеркесс, е) переводесс, ж) фельетонесс, з) баснописцесс, и) юморесс, к) сатирикесс и вообще всех женщин.

(Администрация «Клуба ДС» Литературной газеты)

9. Определите, какие словообразовательные элементы организуют этот текст. Какие словообразовательные процессы последних лет нашли здесь отражение?

На минувшей неделе в эфире ТВС стартовал суперпроект Ивана Дыховичного с простеньким, но притягательным для большинства «хомо сапиенсов» названием «Деньги»: телемикст мыльной оперы и реального шоу, как определяли странный жанр сами участники в предпремьерных интервью… Намыленная реальность при этом перестает быть реальностью, само «мыло» никак не мылится. Попытки непрофессионалов играть написанные для них роли выглядят дилетантскими, а игра профессиональных актеров на этом фоне кажется убогой антихудожественной самодеятельностью. Основа сюжета в том, что несколько радио-диджеев (их изображают настоящие радийщики вроде Михаила Козарева с «Нашего радио») затевают открытие новой радиостанции. А на этой волне прежде выходило радио «Граммофон», которое делали ветераны радиовещания – этакие пропахшие нафталином … старики и старушки, больше похожие на анпиловских и зюгановских активистов, нежели на работников старого советского радиовещания… Вот такое как бы новое слово в телевидении. Как бы телевидение. Имитация. Подделка. Подмена. Профанация (И. Петровская. Известия, 2002).

Контрольные вопросы

1. Можно ли предсказать появление новых слов? Почему? По каким критериям выделяются неологизмы? окказионализмы? Одного ли уровня это критерии?

2. Чем отличаются потенциальные слова от окказиональных? В чём заключается противоречивая сущность окказионализмов? Каково значение окказионализмов для изучения потенций, заложенных в словообразовательной системе языка?

3. Какие способы словообразования характерны для окказионализмов? (См. работы Е.А.Земской, И.С.Улуханова, Р.Ю. Намитоковой). Назовите специфические способы создания окказиональных слов?

4. Как проявляется действие тенденции к аналогии при образовании новых слов в узусе и в детской речи? Что дает для изучения словообразовательной системы языка анализ детских словообразовательных инноваций?

5. Какие новые способы словообразования актуализировались в последнее время? Приведите примеры.

6. Какие особенности, характерные для исходных баз новых слов, отмечают дериватологи?

7. Какие словообразовательные типы наиболее продуктивны в последнее время?

8. Каковы причины появления окказиональных слов в художественном тексте? Какие функции они выполняют?