Тема 14. Социальная обусловленность познания. Наука как социальный институт.

Познание как социально-философская проблема

Проблематика познанияотносится к компетенции философии. Для данной дисциплины характерной является множественность точек зрения, отсутствие единого взгляда даже на самые общие и фундаментальные вопросы. Нет единства взглядов и по вопросу о природе, границах и сущности познания. Так, например, в рамках направления, получившего название агностицизма, вообще отрицается возможность познания мира, а имеющиеся у нас знания рассматриваются не более как особые формы иллюзий. Соответственно, агностики отрицают возможность достижения истины, если под последней понимать «адекватное отражение объекта познающим субъектом»[13]. Напротив, в ряде других направлений, например, в материализме и объективном идеализме, познание рассматривается как высшая форма отражения объективной действительности. В рамках этих направлений, соответственно, разработаны специальные учения об истине, ее критериях и путях ее достижения.