Алгоритм создания публичного акционерного общества
Создание открытого акционерного общества регулируется Хозяйственным кодексом Украины и Законом Украины «О хозяйственных обществах», Законом Украины «Об акционерных обществах».
Этапы создания акционерного общества:
1. заключение учредительного договора между основателями акционерного общества, которыми могут быть юридические лица и граждане;
2. регистрация в ГКЦБФР информации о выпуске акций и ее публикация в официальных печатных органах государства;
3. организация подписки на акции;
4. проведение учредительного собрания по учреждению акционерного общества;
5. государственная регистрация акционерного общества в органах государственной администрации;
6. регистрация выпуска акций в ГКЦБФР;
7. формирование реестра акционеров и передача его независимому регистратору;
8. выдача выписок со счетов ЦБ акционерам;
9. полная оплата акционером стоимости приобретенных им акций.
Учредительный договор должен содержать: сведения о виде общества, предмете и цели его деятельности, составе основателей и участников; наименование и местонахождение; размер и порядок образования уставного фонда, порядок распределения прибылей и убытков; состав и компетенцию органов общества и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов; порядок внесения изменений в учредительные документы и порядок ликвидации и реорганизации общества.
Подписка на акции (эмиссия) – совокупность действий эмитента ценных бумаг по организации первичного размещения акций или продажи облигаций.
Эмиссия акций включает:
1. регистрацию в НКЦБФР проспекта эмиссии;
2. публикацию проспекта эмиссии в официальных печатных органах;
3. заключение соглашений на покупку ценных бумаг (договоров подписки);
4. организацию предварительной оплаты ценных бумаг;
5. предоставление в НКЦБФР отчета о подписке на ценные бумаги.
Открытая подписка на акции при создании акционерного общества (первая эмиссия) производится его основателями, следующие эмиссии - непосредственно обществом. Акции покупаются участниками на основании договора с его учредителями. При проведении первой эмиссии лица, которые желают приобретать акции, вносят на счет основателей не менее чем 10% стоимости акций, на которые они подписались. Учредители обязаны быть держателями акций на сумму не менее 25 % уставного фонда и сроком не менее двух лет. Срок открытой подписки на акции не может превышать 6 месяцев. Если по истечении данного срока размещено менее 60 % акций, акционерное общество считается неучрежденным.
Если все акции АО распределяются среди основателей, они должны внести в день созыва учредительного собрания не менее чем 50 % нарицательной стоимости акций. Полная стоимость акций должна быть уплачена не позднее года после регистрации АО. При неуплате в течение 3 месяцев после установленного срока платежа акционерное общество имеет право самостоятельно реализовать неоплаченные акции.
К дате созыва учредительного собрания подписчики на акции должны оплатить не менее 30 % номинальной стоимости акций.
Акции выдаются получателю лишь после полной оплаты их стоимости. Предприятия могут приобретать акции за счет средств, которые поступают в их распоряжение после уплаты налогов и процентов по банковскому кредиту.
Учредительное собрание акционерного общества созывается не позже двух месяцев с момента завершения подписки на акции. Учредительное собрание акционерного общества признается правомочным, если в них соучаствуют лица, подписавшиеся более чем на 60 % размещенных акций.
Учредительное собрание акционерного общества решает следующие вопросы:
· принимает решение о создании акционерного общества и утверждает его Устав;
· утверждает размер уставного фонда;
· утверждает оценку вкладов, внесенных в натуральной форме;
· выбирает исполнительные и контролирующие органы.
Неотъемлемой частью деятельности АО является дивидендная политика, которую можно определить как стратегию предприятия относительно распределения результатов деятельности общества. От выбора дивидендной политики в значительной мере зависят структура акционерной собственности, рыночная капитализация общества, цена привлечения средств из внешних источников финансовых ресурсов.
Факторы, определяющие выбор дивидендной политики предприятия делятся на два вида.
Внешние:
· правовые ограничения;
· налоговая система;
· средняя норма прибыли на инвестированный капитал;
· альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов;
· стадия конъюнктуры товарного рынка;
· прозрачность фондового рынка;
Внутренние:
· менталитет собственников;
· уровень рентабельности деятельности;
· инвестиционные возможности реализации высокодоходных инвестиционных проектов;
· необходимость завершения начатых инвестиционных программ;
· стадия жизненного цикла предприятия;
· уровень финансового левериджа;
· уровень рисков осуществляемых операций;
· уровень концентрации управления;
· альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов.
Сущность, преимущества и недостатки различных типов дивидендной политики приведены в таблице 3.1.2.
Таблица 3.1.2 - Определение типов дивидендной политики предприятия