ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИБРАЦИИ ГТД
ОСНОВЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГТД
ПО ШТАТНЫМ В И БРО ПАРАМЕТРАМ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВИБРАЦИИ ГТД
Вибрация (механические колебания) ГТД—это его реакция на действие приложенных возмущающих сил. Интенсивность и характер вибрации определяются характером возмущающих сил (числом, частотой, амплитудой, местом и способом приложения) и свойствами двигателя как колебательной системы. Возмущающие силы, действующие в ГТД, зависят от принципа действия и особенностей конструкции двигателя, а также от условий его эксплуатации. Основными источниками вибрации ГТД являются роторы, аэродинамические решетки компрессоров и турбин, зубчатые передачи, воздушный винт и подшипниковые узлы. Наиболее интенсивную вибрацию возбуждают роторы, поэтому бортовая (штатная) виброаппаратура предназначается обычно для измерения роторной вибрации двигателя.
Любую сложную вибрацию можно представить в виде совокупности простых гармонических колебаний. Вибрация, возбуждаемая ротором, также близка к гармоническим колебаниям, поэтому рассмотрим соотношения и параметры, используемые для ее описания. Так виброперемещение любой точки системы при гармонических колебаниях описывается законом синуса:
S(t) = Sа * sin (2πf*t). (3.1)
где S(t) и Sa — соответственно текущее значение и амплитуда виброперемещения:
f—частота колебаний.
Продифференцировав выражение (3.1), получим:
V(t)=Sa* 2π f cоs(2π ft) = Va * сos(2 πft); (3.2)
a(t)= —4 Sa-n2psin (2 л ft) =—аа sin (2 л ft). (3.3)
где V(t) и а(t)—виброскорость и виброускореиие.
Из выражений (3.1)...(3.3) следует, что амплитуды вибропереме- щения Sа, виброскорости Va и виброускорения аа связаны между собой соотношениями
Vа = 2πf *Sa ; аа = 4π 2f 2 * Sа = 2πf * Vа (3.4)
Графическое изображение гармонической вибрации в координатах внброскорость — время (временное представление) показано на рис. 1,а. Кроме временного представления для описания колебаний используется спектральное представление (спектр), которое графически изображается в координатах амплитуда (например, виб- роскорости) — частота. Для получения спектра колебаний необ-
Рис. 1. Временное V(t) и спектральное V(f)
представление вибрации: а — однокомпонент-
ной ; б — двухкомпонентной
; в — трехкомпонентной
ходиmo выполнить преобразование наи временной реализацией вибрации, т. е. разложить ее в ряд Фурье. График спектра гармонических колебаний представляет собой отрезок прямой, параллельной оси ординат, а его длина равна амплитуде колебаний (рис. 1,а).
Современные авиационные ГТД выполнены, как правило, по двух- или трехвальной схеме. Поэтому общая роторная вибрация этих двигателей является суммой колебаний от отдельных роторов. Приближенно роторную вибрацию двухвального двигателя можно представить суммой двух, а трехвального двигателя — суммой трех грамонических колебаний
.
» ft
| |||
|
ходи mo выполнить преобразование наи временной реализацией вибрации, т. е. разложить ее в ряд Фурье. График спектра гармонических колебаний представляет собой отрезок прямой, параллельной оси ординат, а его длина равна амплитуде колебаний (рис. 1,а).
Современные авиационные ГТД выполнены, как правило, по двух- или трехвальной схеме. Поэтому общая роторная вибрация этих двигателей является суммой колебаний от отдельных роторов. Приближенно роторную вибрацию двухвального двигателя можно представить суммой двух, а трехвального двигателя — суммой трех грамонических колебаний.
Гармонические колебания, из которых состоит суммарная вибрация двигателя, называются составляющими (компонентами) вибрации. Если суммарная вибрация состоит из двух и более составляющих, то график ее временного представления достаточно сложен (рис. 1,6,в) и его использование для анализа структуры вибрации (определение количества составляющих и их параметров) не представляется возможным. Для этих целей проще использовать спектральное представление вибрации.
Спектр роторной вибрации однороторного двигателя содержит одну составляющую, т. е. вибрация является однокомпонентной (рис. 1,а). Роторная вибрация двухроторного двигателя является двухкомпонентной (рис. 1,6), а трехроторного — трехкомпонентной (рис. 1,в).
Основным недостатком амплитудных параметров (3.4) является то, что их трудно использовать при контроле интенсивности сложных колебаний.
В этой связи большую практическую ценность имеет так называемый модуль средневыпрямленного значения вибрационного процесса (например, виброскоростн)
V = 4-[ I V (О I dt (3-5)
(где Г — период колебаний) и среднее квадратическое значение! вибрационного процесса
r = [-yr|V2(0^]'/2' (3.6)
I
характеризующее энергию вибрации. Для гармонических колебаний существует однозначная связь между амплитудой и этими параметрами: •
= VT? = (я/2)-Р. (3.7)
Параметры, определяемые выражениями (3.5) и (3.6), достаточно просто реализуются в виброизмерительной аппаратуре.
Обычно с помощью бортовой аппаратуры измеряют один из этих параметров виброскоростн. Поэтому величину параметра вибрации, измеренную бортовой аппаратурой, в дальнейшем будем обозначать V.
3.1. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ БОРТОВОГО КОНТРОЛЯ
ВИБРАЦИИ
*
Бортовая виброизмерительная аппаратура обычно предназначена только для контроля интенсивности роторной вибрации двигателя. Величина роторной вибрации дает возможность оценить
не только состояние самого ротора, но и двигателя с опорами (подвеской) в целом.
Особенности контроля роторной вибрации ГТД связаны, прежде всего, с диапазоном рабочих частот вращения роторов /р. При этом необходимо с помощью аппаратурных средств из общей вибрации двигателя выделить вибрацию с частотой, равной частоте вращения одного из роторов. Здесь также имеется определенная специфика. Так для ТВД характерно то, что частота вращения ротора турбокомпрессора (ТК) на рабочих режимах практически не изменяется или изменяется в достаточно узком диапазоне значений. В этом случае вибрацию с частотой вращения ротора ТК относительно просто выделить, используя узкополосный электрический фильтр с полосой пропускания частот Д/ (рис. 2,а). Такой фильтр пропускает только те составляющие вибрации, частоты которых попадают в полосу пропускания, а остальные подавляет. Примером применения данного способа фильтрации может служить аппаратура ИВ-41, обеспечивающая измерение вибрации двигателей АИ-24, ЛИ-20К.
Для ТРД характерен значительный диапазон изменения частот
| |||||
|
вращения роторов с изменением режима работы двигателя. В этом случае выделение вибрации ротора обеспечивается полосовым фильтром,, полоса пропускания которого перекрывает весь диапазон изменения частоты вращения ротора (рис. 2,6). Нижняя частота полосы пропускания {„ выбирается при этом ниже частоты вращения ротора на режиме малого газа (fur), а верхняя /„—выше частоты вращения на максимальном режиме (/макс)
' В двухроторных ГТД полоса пропускания фильтра обычно перекрывает весь диапазон изменения частот вращения роторов НД и ВД (рис.2,в), причем /„ < /'”? и /„ > [шыс . По этому принципу построена, например, штатная аппаратура ИВ-154 контроля в ни двигателей НК-8-2У.
и i-рехкаскадных турбовентиляторных ГТД диапазон частот вращения вентилятора существенно ниже частот вращения роторов СД и ВД. В случае, когда диапазоны частот вращения роторов не перекрываются, возможно применение аппаратуры с несколькими (например, с двумя) полосовыми фильтрами (рис. 2,г)( При этом один фильтр, имеющий полосу пропускания Л[ь обеспечивает пропускание составляющих вибрации с частотой
• вращения ротора вентилятора, а второй, имеющий полосу пропускания Л/2 — пропускание вибрации роторов турбокомпрессора. По такому принципу осуществляется работа аппаратуры контроля вибрации двигателя Д-36. При этом повышается достоверность контроля двигателя в целом и имеется возможность оценки технического состояния отдельного ротора.
При реализации рассмотренных выше схем бортового, контроля используются разнообразные аппаратурные средства. Как правило! бортовая аппаратура контроля вибрации ГТД содержит один или несколько вибропрербразователей, электронный блок, световую сигнализацию превышения уровня вибрации и стрелочный указатель величины вибрации. Схема канала виброконтроля с одним датчиком изображена на рис. 3.
Р и с. 3. Структурная схема бортовой аппаратуры вибрации: 1 — двигатель; 2 — датчик вибрации; 3—электронный блок; 4 — стрелочный указатель; 5 — сигнальная лампа
Вибропрсобразователь (датчик) предназначен для преобразования механических колебаний двигателя в электрический сигнал Датчики устанавливаются на силовых элементах наружного кор- 6
пуса двигателя (корпус передней опоры, разделительный корпус, задняя подвеска).
Для измерения вибрации ГТД обычно используются пьезоэлектрические и индукционные датчики (рис. 1.4). В пьезоэлектри-
Р и с. 4. Датчики вибрации; а — пьезоэлектрический; б — индукционный; / — сейсмомасса; 2 — корпус; 3 — выводы; 4 — пьезоэлемент; •5 — катушка индуктивности; 6' — шарниры под вески; 7 — пружины |
а |
ческом датчике при перемещении его корпуса на сейсмомассу действует инерционная сила, которая, передаваясь на пьезоэлемент, вызывает его деформацию. При этом в кристалле возникает заряд. величина которого пропорциональна массе н виброускорению. В индукционном датчике сейсмомасса (постоянный магнит) подвешена на пружинах и остается неподвижной при колебаниях. Корпус датчика с катушкой, перемещаясь в магнитное поле сейсмомассы, наводит ЭДС в индукционной катушке. Величина ЭДС пропорциональна виброскоростн.
В электронном блоке сигнал от датчика усиливается, производится его частотная фильтрация, вычисление параметра, характеризующего величину вибрации, и вывод сигнала, пропорционального величине вибрации, на стрелочный указатель, а также формируется управляющий сигнал при достижении вибрации предельного уровня.
Стрелочный указатель служит для отсчета величины (уровня) вибрации. На указателе расположен многопозиционный переключатель. обеспечивающий подключения любого из датчиков к показывающему прибору.
Сигнализация о достижении предельного уровня вибрации выводится на приборную доску и выполняется в виде светового табло красного цвета с надписью «Опасная вибрация» или «Вибрация велнка».
типа ГТД.
■'Контроль состояния ГТД по предельным уровням вибрации обладает относительно малой чувствительностью к дефектам. * Опыт эксплуатации показывает, что при некоторых дефектах ротора (обрыв части лопатки, износ лопаток) параметр вибрации не достигает предельного уровня, а двигатель снимается с эксплуатации по данным других контрольных систем (осмотр проточной части, температура газов и т.п.).
I Опыт эксплуатации показывает, что к неисправностям, вызывающим изменение уровня вибрации, относятся:
разрушение элементов ротора — обрыв рабочих лопаток, болтов и т. д. (вызывает «скачок» уровня вибрации);
нарушение соединений роторов — вытяжка соединительных элементов, смещение соединительных деталей (вызывает «ускоренный тренд»); %
возникновение и развитие трещин в дисках компрессора и турбин (вызывает «ускоренный тренд» уровня вибрации);
изнашивание деталей ротора — рабочих лопаток, лабиринтных уплотнений, подшипников (вызывает «тренд» уровня вибрации двигателей);
трещины рабочих лопаток турбнны и компрессоров (вызывают «ускоренный тренд» или «скачок» уровня вибрации);
разбанда жирование лопаток рабочих колес (вызывает «разброс» уровня вибрации двигателей);
образование крупных забоин, загибов рабочих лопаток (вызывает «скачок» уровня вибрации).
(Следует отметить, что изменения уровня вибрации могут быть обусловлены не только изменением технического состояния ГТД. Например, отказы впброизмерительной аппаратуры могут проявиться в виде резкого снижения или увеличения, появления разброса или отдельных выбросов уровня вибрации. Кроме того, скачкообразные изменения уровня вибрации могут произойти и в результате проведения работ по техническому обслуживанию, например, при замене и регулировке виброаппаратуры, съеме и перестановке двигателей, регулирбвке скольжения роторов, . смене режима работы ГТД. на котором проводилась регистрация вибрации, и т. д. Поэтому при выполнении работ, которые могут повлиять на показание виброаппаратуры, в специальном журнале делаются отметки с указанием даты проведения работ и их характера. Для устранения ошибок, связанных с отказами виброаппз- ратуры, периодически контролируется ее исправность. Дополнительная проверка аппаратуры выполняется и при выявлении изменений свойств вибрации.
Анализ тенденции изменения уровня вибрации и выявление неисправностей проводится на основе сопоставления следующих величин: текущего уровня вибрации; статистических характеристик случайного процесса изменения уровня вибрации конкретного двигателя: прогнозируемых характеристик случайного процесса изменения уровня вибрации.
Определение статистических характеристик процесса основывается на следующем. Совокупность регистрируемых значений уровня вибрации конкретного двигателя рассматривается как выборка значений случайного дискретного процесса, имеющего нормальное распределение со средним значением т и дисперсией D. Диапазон статистически возможных уровней вибрации, т. е. диапазон, в который укладываются значения уровней вибрации с вероятностью Pgi = 1—g| (где g\ — уровень значимости), определится следующими выражениями [5J:
V = m + Ui^r V~D ;
V” = m-Ut-grVlj. 4 (3.8)
где Vй п Vй— верхняя и нижняя границы диапазона статистически возможных уровней вибрации;
U\-g\ — односторонний квантиль нормального распределения. соответствующий вероятности Pgl = 1 — gt. Выражения (3.8) справедливы в случае, если известны точные теоретические значения т и D. На практике по п значениям экспериментальных данных вычисляются оценки среднего значения вибрации V7,, и дисперсии 5„2:
П
1 V,
^ = ' (3-9а> v (V,- P„)J
• S,,2 =--------------------------------------- . (3.96)
где Vi — текущие значения уровня вибрации'.
Проведя соответствующие преобразования соотношений (3.9). можно получить рекуррентные формулы. Например, для оценкн среднего значения: -----------
п я—1 /1—1
1 V, v Vi + Vn v Vi + Vn
p 1331_____ I1______ I — 1______ (n— I)
" ~ n n n 1)
n—1
2 V,+ Vn
=>-)— ■T1-feT+TJ (310)
где Vn-\ — оценка среднего значения по п—1 отсчетам. Рекуррентная формула для оценки дисперсии имеет вид
S-*—{SSlf -sv,+ (?-,)*+ ^-тг^т (3-11)
где S2„_| — оценка дисперсии по п—1 отсчетам.
Так как оценки среднего значения ?п и дисперсии S„2 определяются по выборке случайных величин V,, то эти оценкн сами 10
являются случайными величинами, значения которых имеют разброс и укладываются в некоторый диапазон. Ширина этого диапазона зависит от объема экспериментальных данных п и характеризуется доверительным интервалом и доверительной вероятностью [5].
Доверительный интервал для математического ожидания, т. е. интервал, в который попадает истинное значение т с выбранной доверительной вероятностью Ру . определяется соотношением
Vn-tYVa+tY-$f- , (3.12)
где t—квантиль распределения Стьюдента, соответствующий доверительной вероятности Р\~ и числу степеней свободы г = л. Доверительный интервал для дисперсии определяется соотношением
.<D< , (3.13)
Х2!-»-* Хг. .
где х2 — квантиль х2 • распределения, соответствующий доверительной вероятности Pg при числе степеней свободы г = п—1.
Разброс оценок среднего и дисперсии следует учитывать при определении верхней и нижней границ диапазона возможных уровней вибрации. Поэтому при расчете по экспериментальным данным верхней границы в формулу (3.8) необходимо подста
вить максимальные значения оценок среднего и дисперсип (величины правых границ доверительных интервалов), при расчете нижней границы — минимальное значение среднего и максимальное значение дисперсии.
Выражение для верхней границы имеет вид
frt — 1)
После соответствующих преобразований
у„*в= v„ + KnV Sr?. (3.14)
Аналогично выражение для нижней границы диапазона статистически возможных уровней вибрации запишется в виде
IVй =* Vn — KnV iV . (3.15)
Кп — толерантный коэффициент, который с учетом доверительных интервалов для среднего значения и дисперсии определяется по выражению _____
+ ^ • (3.16)
Диапазон статистически возможных уровней вибрации, верхняя и нижняя границы которого определяются по выражениям
И
(3.14) и (3.15), характеризует область разброса значений регистрируемого уровня вибрации данного двигателя относительно его среднего значения в зависимости от наработки (числа измерений) в эксплуатации.
Изменение ститистических характеристик VVB и WH по мере увеличения числа измерений л подчиняется общим законам статистики, что позволяет вести прогнозирование значений этих характеристик. Дело в том. что при неизменном техническом состоянии двигателя диапазон статистически возможных значений уровней вибрации должен уменьшаться, т. е. значение верхней границы W8 должно уменьшаться, а нижней У„*и — увеличиваться. Прогнозируемое значение границы вычисляется путем прибавления к значению К,.*8 (или W") некоторой добавки. Величина добавки зависит от интервала прогнозирования (насколько измерений вперед проводятся прогнозирование) и от стабильности статистических свойств самого процесса вибрации.
Для прогноза изменения диапазона статистически возможных значений уровня вибрации достаточно спрогнозировать изменение одной из его границ. Чаще прогнозируют изменение верхней границы. Прогнозирование верхней границы диапазона статистически возможных уровней вибрации двигателя проводится методом экспоненциального сглаживания [3]. Прогнозируемое на одно измерение вперед (т. е. на один запуск или полет) значение верхней границы возможных уровней вибрации VnaI\ после проведения п измерений определяется следующим образом:
Vj+i = я0(л) + а,(я), (3.17)
где й(| (л) н а,(л) вычисляется по рекуррентным зависимостям: «о(л) = (1 - V.-J; (3.18)
а,(я)' -Мя-О-аЧС^ж^К,,*»]. (3.19)
где а — постоянная сглаживания, принимающая значения от
0, 05 до 0.2;
спрогнозированное на одно измерение значение верхней границы, полученное по п—I измерениям, т. е. при предыдущем прогнозе.
Из соотношений (3.17)...(3.19) следует, что прогнозируемое значение определяется как величина верхней границы, вычисленной по п измерениям, плюс дополнительный член. Величина дополнительного члена зависит от выбранного значения постоянной сглаживания а и разности между спрогнозированной но л—I измерениям величиной границы и полученной величи
ной этой границы по п измерениям.
Таблица!
Вибродиагностические признаки и соответствующие им дефекты
Диагностический . признак | Характер изменения уровня вибрации | Дефект, неисправность |
Превышение нормы | «Скачок» уровня вибрации | Разрушение элементов ротора (обрыв лопаток, болтов и т. п.). Трешины дисков, крупные повреждения рабочих лопаток |
Превышение . верхней границы диапазона статистически возможных уровней | «Скачок», «Ускоренный тренд» t | Разрушение элементов ротора, нарушение соединений ротора, трещины элементов ротора, небольшие повреждения (забоины, загибы ) рабочих лопаток |
Выход за нижнюю границу диапазона статистически возможных уровней | «Разброс». «Скачок» вниз | Разбандажнрование лопаток вентилятора, трещины дисков ротора, разрушение элементов рогора |
Превышение спрогнозированного значения верхней границы диапазона статистически возможных уровней | «Тренд» | Изнашивание деталей ротора (рабочих лопаток, лабиринтных уплотнений, подшипников) |
На изложенных выше данных базируется действующая в настоящее время методика оценки технического состояния ГТД по
регистрируемым бортовой аппаратурой параметрам вибрации [1]. Порядок контроля ГТД по параметрам вибрации следующий (рис. 6).
1. Проводится контроль работоспособности ГТД. На этом этапе сопоставляется измеренное значение вибрации Vп с предельно допустимым уровнем [V]. Условие работоспособности имеет вид
Vn<[V\. (3.20)
В случае невыполнения тсхицче- условия работоспособности (т. е. V„ > [У]) эксплуата-
ция двигателя прекращается до выяснения причин повышения вибрации. Если условие выполняется, то переходят к диагностированию с использованием статистических характеристик вибрации.
2. Проводится сравнение измеренного значения вибрации с границами статистически возможных уровнен вибрации. Условие нахождения двигателя в исправном состоянии записывается в виде
IVй < < Vi,*B.
В случае нарушения этого условия, т. е. выхода величины измеренного уровня вибрации из диапазона статистически возможных уровней (неисправность), двигатель берете^ под особый контроль. В этом случае проводится комплекс диагностических проверок другими методами с целью определения технического состояния двигателя и выявления дефектов. Если условие (3.21) выполняется, то переходят к этапу прогнозирования характеристик вибрации, Vnn+\ . - *»г
3. Производится сравнение спрогнозированного значения lC+i со значением верхней границы Vn*B-
Условие исправной работы двигателя на интервале прогнозирования (т. е. в следующем цикле эксплуатации) имеет вид
(3.22)
При нарушении этого условия, т. е. когда прогноз указывает на возможность расширения диапазона статистически возможных уровней вибрации, двигатель берется под особый контроль и подвергается дополнительным диагностическим проверкам. В случае выполнения условия (3.22) продолжается нормальная эксплуатация двигателя до очередной проверки.
4. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ДВИГАТЕЛЯ Д-36 ПО ПАРАМЕТРАМ ВИБРАЦИИ
4.1. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ
Трубореактивный двухконтурный двигатель Д-36 предназначен для установки на транспортные самолеты ЯК-42 и другие. Двигатель выполнен по трехвальной схеме с осевым 14-ступенчатым' компрессором и пятиступенчатой турбиной. Особенностью трехвальной схемы является разделение роторной части двигётеля на трн самостоятельных ротора: вентилятора (В), среднего давления (СД) и высокого давления (ВД). Ротор вентилятора включает одноступенчатый компрессор и трехступенчатую турбину. Ротор СД представляет собой шестиступенчатый компрессор с одноступенчатой турбиной. Ротор ВД — семиступенчатый компрессор
t одноступенчатой турбиной. При работе двигателя роторы имеют различные частоты вращения. Таким образом, роторная часть двигателя представляет собой три вращающиеся с различными частотами массы, которые в силу остаточной неуравновешенности являются основными источниками вибрации.
Трехвальная схема определяет и особенности вибрации двигателя. В первом приближении роторную вибрацию можно считать трехкомпонентной. При этом каждый ротор возбуждает соответствующую компоненту (составляющую) вибрации. Частота каждой составляющей определяется частотой вращения соответствующего ротора, а амплитуда (уровень) вибрации зависит от динамических сил, передаваемых через опоры со стороны каждого ротора на статор, т. е. or степени неуравновешенности ротора.
Частота вращения ротора вентилятора существенно ниже частот вращения роторов СД и ВД на всех режимах работы двигателя. Следовательно, диапазон изменения частот вибрации от ротора вентилятора не совпадает с диапазоном частот вибрации от роторов СД и ВД. в то время как диапазоны изменения частот вибрации от роторов СД и ВД пересекаются. Эти особенности вибрации двигателя учитываются при выборе полос пропускания частотны* фильтров бортовой виброизмерительной аппаратуры.
4.2. АППАРАТУРА ИЗМЕРЕНИЯ ВИБРАЦИИ
Бортовая аппаратура измерения вибрации самолета ЯК-42 содержит следующие элементы. На каждом двигателе установлено по два индукционных датчика вибрации типа МВ-31. Датчики размещаются в плоскостях передней и задней подвесок двигателя и измеряют вертикальную составляющую вибрации двигателя. Электрические сигналы от датчиков поступают на электронные блоки измерителей вибрации соответствующего двигателя. В электронных блоках производится усиление и частотная фильтрация сигнала. Из электронных блоков сигналы поступают на указатели вибрации, которые расположены на левом вертикальном пульте кабины пилотов (рис. 7).
В электрическом блоке каждого двигателя имеется по два частотных фильтра. Полоса пропускания первого фильтра (30...
Рис. 7. Внешний вид панели 100 Гц) выбрана с учетом частоты
измерителя вибрации вращения ротора вентилятора.
Полоса пропускания второго фильтра (125 ...270 Гц) соответ- 16
ствует диапазону частот вращения роторов СД и ВД (турбокомпрессора). Использование двух фильтров позволяет вести раздельный контроль уровня вибрации вентилятора и турбокомпрессора.
Шкала указателя «Измерение вибрации, вентиляторов» оцифрована в процентах (рис.7). Максимальному значению (100%) соответствует виброперемещение корпуса двигателя 0,2 мм. Максимальному значению указателя «Измерение вибрации турбокомпрессоров» (100%) соответствует уровень внброскоростн 100 мм/с Выбор конкретного датчика и двигателя производится с помощью переключателя «Датчики вибрации». В режиме «Автомат» на указатели поступает информация от двигателя (датчика), имеющего максимальный уровень вибросигнала.
4.3 ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
1. Подготовить самолет к запуску двигателя и провести контроль работоспособности виброаппаратуры в соответствии с инструкцией «Контроль работоспособности двигателя Д-36 на самолете ЯК-42».
2. Подготовить протоколы испытании (ПРИЛОЖЕНИЕ).
3. Произвести запуск и прогрев двигателя в соответствии с инструкцией по запуску.
4. Провести измерение параметров вибрации на заданных режимах работы двигателя.
5. Остановить двигатель и выполнить заключительные работы на самолете в соответствии с инструкцией по запуску.
6. Обработать результаты измерений.
7. Дать заключение о техническом состоянии двигателя..
4.3.1. Измерение параметров вибрации
1.После запуска и прогрева двигателя установить режим аРуд = 81°. Поставить переключатель «Датчики вибрации» в положение «Автомат». Снять показания указателей «Измерение вибрации вентиляторов» н «Измерение вибрации турбокомпрессоров-' н занести данные в протокол (табл. 111). Там же отметить состояние табло «Опасная вибрация» (горит, не горит).
2.Установить частоту вращения ротора вентилятора я„ = 76%. Переключатель «Датчики вибрации» перевести в положение, соответствующее датчику передней подвески (ПП) испытуемого двигателя. Снять показания с указателя «Измерение вибрации вентилятора». Перевести переключатель в положение, соответствующей датчику задней подвески (ЗП), и повторить замер вибрации вентилятора. Полученные данные занести в табл. П1.
3.Установить частоту вращения ротора ВД лвд = 91%- Поставить переключатель «Датчики вибрации» в положение, соответствующее датчику ПП, и снять прказания указателя «Измерение вибрации турбокомпрессоров». Перевести переключатель в положение, соответствующее датчику ЗП. и повторить замер вибрации турбокомпрессора. Полученные данные занести в табл. П1
4.Поставить переключатель «Датчики вибрации» в положение «Автомат» и произвести останов двигателя согласно инструкции по запуску.
4.4. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ
Целью обработки результатов измерений является определение диапазона статистически возможных уровней вибрации и прогнозирование на одно измерение^перед значения верхней границы этого диапазона. Расчеты ведутся в следующей последовательности'
1. Взять у преподавателя данные о параметрах вибрации двигателей, полученные при обработке результатов предыдущего (п — 1) замера:
t7,,-! — среднее значение вибрации;
S2„-i дисперсия вибрации;
У*лР-1) I — прогнозное значение верхней границы диапазона статистически возможных уровней вибрации; а, (п— I) — коэффициент сглаживания.
2. Выполнить расчет для п измерений среднего значения V„ и дисперсии Sn2. используя рекуррентные формулы (3.10) и (3.11). Полученные данные занести в протокол (табл. П2).
3. Выполнить расчет толерантного коэффициента для границ статистически возможных уровней вибрации в соответствии с выражением (3.16). приняв значение квантиля нормального распределения U|-К| = 2,58, соответствующее доверительной вероятности Рр| = 0,995. Значения квантилей t и х2 выбираются по табл. ПЗ и П4 в зависимости от числа измерений.
4. Когда количество измерений п >■ 20. квантиль / = 2,58, а квантиль х2 определяется с учетом соотношения
1 /КЕИ—_______________ 1
V ' У 1 —1,64 /27(7—0
5. Выполнить расчет границ диапазона статистически возможных уровней вибрации в соответствии с выражениями (3.14) и
(3.15) . Если значение ннжней границы . V,,*" окажется , меньше нуля, то его приравнивают к нулю. Занести полученные данные в табл. П2.
6. Вычислить коэффициенты а0(п) и а\(п) уравнения экспоненциального сглаживания, которое используется для определения прогнозного значения уровня вибрации, в соответствии с вы- 18 ражениями (3.18) и (3.19), приняв значение постоянной сглаживания а = 0,1.
7. Вычислить прогнозное значение верхней границы диапазона статистически возможных уровней вибрации:
СД = Оо (л) + «1 («)■
Результат занести в табл. П2.
Расчеты можно выполнить с помощью имеющихся на учебном аэродроме мини-ЭВМ по разработанным на кафедре эксплуатации летательных аппаратов и двигателей программам.
4.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Заключение о техническом состоянии двигателя дается в соответствии с методикой, изложенной в и. 3.3. Алгоритм принятия решения изображен на рис. 6.
1. Провести контроль работоспособности ГТД. На этом этапе проверяется выполнение условия работоспособности (3.20):
Vn<[V\.
За предельно допустимый уровень вибрации вентилятора и турбокомпрессора принимается значение 40%.
При невыполнении условия работоспособности эксплуатация двигателя должна быть прекращена до выяснения причин повышения вибрации.
2. .Провести сравнение измеренного значения вибрации с границами статистически возможных уровней вибрации, т. е. проверить условие
IVй <-Vn< Vn**.
В случае выхода измеренного значения вибрации из диапазон;' статистически возможных уровней вибрации двигатель берется под особый контроль (введение осмотров, дополнительный замер параметров и т. п.).
3. Провести сравнение прогнозного значения Vn+\ со значением верхней границы IV* диапазона статистически возможны \ уровней вибрации. При *том должно выполняться условие
lCTi < Vn**.
В случае невыполнения данного условия двигатель также беретсч под особый контроль.
5.СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
1. Краткая характеристика испытываемого двигателя и условий проведения контроля.
2. Параметры вибрации и их связь с техническим состоянием ГТД.
3. Результаты обработки данных замера вибрации.
4..Алгоритм постановки технического диапазона.
5. Заключение о техническом состоянии двигателя.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
/
I Роторная вибрация и ее связь с конструкцией и техническим состоянием ГТД.
2. Состав и назначение бортовой виброизмерителыюй аппаратуры.
3. Принципы назначения диапазона статистически возможных уровней вибрации и ее прогнозирования.
4 Алгоритм принятии решения о техническом состоянии ГТД по параметрам вибрации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Методика диагностики и прогнозирования технического состояния газо
турбинных двигателей самолетов гражданской авиации но изменению регистрируемых параметров роторной вибрации в процессе эксплуатации / Г В. Ив i-
яов, С. М. Дорожко, В. А, Карасев М. ГосНИИГА. 1984. 88 с.
2. К е б а И В. Диагностика авиационных газотурбинных ’двигателей М.. Транспорт, 1980. §5.2. С. 122—134
3. Дорожко С. М. Контроль и диагностирование технического состояния газотурбинных двигателей но вибрационным параметрам М.: Транспорт, 1984. §2.3. С 48-62.
4. Карасей В. А., Рой т май А. Б. Доводка эксллуа гационных машин.
Виброднагиостнческне методы. М.: Машиностроение, 1986. §11. С. 68— 76.
5. Венцель К. С Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.
Таблица П1
Данные измерения вибрации на самолете ЯК-42
(бортовой номер , номер двигателя , номер замера п = )
ct руд =81° | ) П в | = 76% | п ВД = | 91% | |
Вибрация веитилят., % | Вибрация ТК. % / | Вибрация веитилят., переди. подв., % | Вибрация веитилят., задн. подв., /0 | Вибрация, ТК, переди. подв.. % | Вибрации задн. поав, % |
Табло «Опасная вибрация* j___________ 1_______________ . . |
Таблица Г12
Результаты обработки вибрации, номер замера п =
|
Таблица Г13
Значения квантилей распределения Стьюдента при Ру = 0,995
л 5 | 1 6 | 1 7 | 1 9 | 10 | | 1 12 1 | |||
t 4.3 | 3,71 | 3,5 | 3.35 | 3,25 | 3,17 | 3.11 | 3.L | 3,01 |
л | 14 | 1 15 | 19 1 | 1 40 | | оо | ||||
/ 2,98 | 2,95 | 2,93 | 2,92 | 2.88 | 2,86 | 2.84 | 2,7 | 2.58 |
Значения | * квантилей х2 | • распределения при | Таблица Р,- = 0,95 | а. П4 | ||||
л — 1 | 5 1 | 8 1 | 1 ю 1 | |||||
X1 | 0,71 | 1.14 | 1.63 | 2.17 | 2.73 | 3.32 | 3,94 | 4,6 |
л — 1 | 12 I | 13 1 | 14 1 | 15 | | 16 | | 18 | | ||
У.2 | 5.2 | 5,9 | б'.б | 7.3- | 8,7 | 9.4 | 10,1 |
V
* ••
1. Цель и задачи работы . . . -1
2. Порядок выполнения работы ...... I
3. Основы диагностировании ГТД по штатным вибропараметрам . 2
3.1. Общие сведения о вибрации ГТД .... 2
3.2. Основные схемы бортовою контроля вибрации 4
3.3. Контроль и диагностирование ГГД с помошью бортовой аппаратуры вибрации . ... -8
3.3.1.Контроль по предельным уровням вибрации 8
3.3.2.Диагностирование по тенденции изменения уровня
вибрации ....... 8
4. Диагностирование технического состояния двигателя Д-36 по параметрам вибрации ....... 15
4.1. Особенности конструкции двигателя .15
4.2. Аппаратура измерения вибрации 16
4.3. Порядок контроля технического состояния двигатели 17
4.3.1.Измерение параметров вибрации . . . . 17
4.4. Обработка результатов измерений .... 18
4.5. Определение технического состояния двигателя 19
5. Содержание отчета ......... 20
Контрольные вопросы . - . . . . 20
Библиографический список ...... 20
Приложение . . . . . . . . . . - 21
КОНТРОЛЬ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГТД С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ ВИБРАЦИИ
Редактор Т. К. Крстинина Техн. редактор Н М. Калснюк Корректор Н. С. Куприянова
Слано в набор 11.09.89 г. Подписано в печать 16 10.89 г. Формат 60X84 1/16. Бумага оберточная.
Гарнитура литературная. Печать высокая
Уел. п. л. 1.39. Уч.гиэд. л. 1,30. Т. 350 экз. Заказ 771.
Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени авиационный институт имени академика С. П. Королева. 443086, Куйбышев, Московское шоссе, 34.
Тип. ЭОЗ Куйбышевского авиационного института, 443001, Куйбышев, ул. Ульяновская, 18.
ция двигателя прекращается до выяснения причин повышения вибрации. Если условие выполняется, то переходят к диагностированию с использованием статистических характеристик вибрации.
Проводится сравнение измеренного значения вибрации с границами статистически возможных уровнен вибрации. Условие нахождения двигателя в исправном состоянии записывается в виде
IVй < < Vi,*B.
В случае нарушения этого условия, т. е. выхода величины измеренного уровня вибрации из диапазона статистически возможных уровней (неисправность), двигатель берете^ под особый контроль. В этом случае проводится комплекс диагностических проверок другими методами с целью определения технического состояния двигателя и выявления дефектов. Если условие (3.21) выполняется, то переходят к этапу прогнозирования характеристик вибрации, Vnn+\ . - *»г
Производится сравнение спрогнозированного значения lC+i со значением верхней границы Vn*B-
Условие исправной работы двигателя на интервале прогнозирования (т. е. в следующем цикле эксплуатации) имеет вид
(3.22)
При нарушении этого условия, т. е. когда прогноз указывает на возможность расширения диапазона статистически возможных уровней вибрации, двигатель берется под особый контроль и подвергается дополнительным диагностическим проверкам. В случае выполнения условия (3.22) продолжается нормальная эксплуатация двигателя до очередной проверки.