Античная философия (VII в. до н. э.-V в. н. э.)

Она представлена множеством мыслителей, учений, школ и направлений. В ней коренятся истоки всех ныне существующих философских учений.

Выделяют четыре основных этапа в развитии античной философии.

I этап - ранний, досократовскй с VII в. до н. э. до I пол. V в. до н. э. Главное

внимание философов было направлено на исследование природы, космоса, окружающего мира (Фалес, Гераклит, Пифагор, и др.).,

II этап - высший расцвет, классический этап с I пол. V в. до н. э. до IV в. до

н. э. (Сократ, Платой, Аристотель). Главное внимание философы уделяли духовному миру человека, его сущности, проблемам морали и права.

 

III этап - начался с упадком греческих городов с конца IV в. до н. э. до II в. до н. э. Философия сводилась в основном к комментированию учений Платона и Аристотеля, а также разработке некоторых этических проблем.

IV этап -1 в до н. э. - V в. к. э. Главную роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия стала преемницей греческой философии, разрабатывая главным образом этическую проблему (стоицизм, скептицизм, эпикуреизм). Начинает формироваться и христианская философия.

Наибольший интерес в истории развития античной философии представ­ляют I и II этапы. Первый ранний этап возник не в центральной части Древ­ней Греции, а на ее окраинах, в таких городах как Милет и Эфес.

Для раннего периода античной философии в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой философии был вопрос о Космосе, его устройстве и происхождении. Важнейшим вопросом I этапа был вопрос о едином первоначале всего сущего. Крупнейшим представителем этого этапа был один из семи великих греческих философов Фалес из г. Милета (ок. 625 – 547 гг до н.э.). Его называли «первым математиком», «первым астрономом», «первым философом» Он первым предсказал полное солнечное затмение, ввел календарь из 365 дней, доказал теорему, участвовал в политической жизни Милета. Он выдвинул проблему единого первоначала всего сущего, предпринял первую попытку объяснить мир, природу и все существующее не мифически или религиозно, а философски, пытаясь отве­тить на вопрос о единой первооснове мира. Ею он считал воду, которая при­водится в движение божественной силой.

 

Гераклит (ок. 544 – 480 гг до н.э.) из г. Эфеса. Принадлежал Гераклит к царско-жреческому роду, но жил бедно и одиноко. Гераклит имел прозвище «Тёмный» (т. к. высказывания его были мало понятны) и «Плачущий» (он сокрушался из-за несовершенства человека.)

Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики (диалектика – учение о развитии, изменении и всеобщей связи явлений мира).

Первоосновой мира считал огонь, имеющий боже­ственное происхождение. Он был одним из первых философов-материалистов и диалектиков. Его известные изречения: «Все течет, все из­меняется»; «Нельзя дважды войти в одну и ту же воду».

Несколько иначе подходил к решению проблемы единой первоосновы мира великий математик и философ Пифагор (около 580 – 500 гг. до н. э). Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, т. к. первоначалом бытия он считал идеальные сущности – числа. Пифагор, в отличие от большинства греков, верил в переселение душ.

Пифагор основал свою школу «Пифагорейский союз». Он был научно-философской школой и политическим объединением. Имущество у пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т. п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

Много времени они уделяли психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой. Пифагорейцы внесли решающий вклад в развитие математики. Пифагор считал, что все есть «чис­ло». Даже человеческое счастье достигается знанием совершенства чисел. Начало всего - единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел - точки; из точек - линии; из них - плоские фигуры; из плоских - объемные фигуры, а из них - чувственно воспринимаемые тела. Перемешиваясь и перемещаясь, они порождают мир, в середине которого - земля. Особое значение Пифагор придавал цифрам 1, 2, 3,4, а также их сумме 10.

Анаксимандр(около 610-546 гг. до н. э.). Ученик Фалеса Анаксимандр изобрёл солнечные часы, первым в Греции составил географическую карту и соорудил глобус.

Первоосновой мира он считал апейрон – вечное, неопределённое и беспредельное материальное начало. Из апейрона выделяются две пары противоположностей: горячее и холодное, влажное и сухое; их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит всё в мире: воздух, вода, огонь, земля.

 

 


Анаксимен (около 588 -525 гг. до н. э.) – ученик Анаксимандра. Первоначалом всего сущего считал воздух. Всё возникает из воздуха – по средствам его сгущения и разряжения.

При разряжении воздуха образуется огонь; при сгущении – ветер, облака, вода, земля, камни. Анаксимен считал, что не боги создали воздух, а сами боги возникли из воздуха.

Эмпедокл (около 490 – 430 гг. до н. э) учился у пифагорейцев. Известен как поэт, оратор, врач, инженер, философ. Многие современники считали его живым богом. Эмпедокл считал, что четыре стихии являются началами мироздания: вода, воздух, огонь, земля. Он был сторонником теории переселения душ.

Одним из влиятельных учений II этапа является атомистический материализм Демокрита («атом» – неделимый). Примерное время жизни около 460 – 370 гг. до н. э. Прозвище Демокрита – «смеющийся», т. к. он постоянно смеялся над несовершенством человека. Демокрит написал около 70 работ по различным областям знаний, но ни одно из них не дошло. Он был энциклопедически образованным человеком. Демокрит считал, что мир состоит из небытия (пустоты) и бытия (атомов), которые находятся в постоянном движении. Атомы вечны и неизменны, различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.) и положением в пространстве. Возникновение и уничтожение вещей – результат сцепления и разделения атомов. Сами по себе атомы лишены таких качеств, как цвет, запах, тепло и т. п. Все эти качества - результат восприятия атомов нашими органами чувств. Из атомов состоит и человеческая душа. Боги также состоят из атомов, только особо прочных.

Сократ (470 – 399 гг. до н. э) – первый крупнейший философ из Афин. Вся жизнь Сократа была воплощением его философского учения. Отец Сократа был каменотесом, а мать - повивальной бабкой. Сам Сократ любил говорить, что он унаследовал ремесло матери: подобно тому, как она помогала рождаться детям, он помогает рождаться истине. Вёл простой образ жизни, большую часть времени посвящал беседам с учениками. Сократ всегда активно выступал против «ложных мудрецов». Он разработал особый способ обучения, способ достижения истины – метод майевтики - «повивальное искусство»: задавая собеседнику наводящие вопросы, заставлял того прийти к правильному ответу.

Сократ ничего не писал (из принципа). Основные сведения о нём известны из работ его учеников Ксенофонта и Платона.

Если предшествующие философы в основном занимались изучением природы, то Сократ первым стал утверждать, что главная задача философии состоит в познании человека. «Человек есть мера всех вещей». По мнению Сократа, не человек создан для природы, а природа для человека. В человека вложен божественный голос. Цель и смысл человеческой жизни – познание самого себя. Сократ считал, что единственное, о чём мы знаем точно – это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Поэтому одним из его известных изречений было: «Я знаю, что ничего не знаю». Но наше неведение истины вовсе не означает, что её нет. Мы просто не знаем, какая она, и задачей каждого человека как раз и является её поиск.

Сократ разработал учение о добродетели, согласно которому человек становится добродетельным в силу знания того, что есть добро и что есть зло.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:

1. Умеренность – это знание того, как обуздывать страсти;

2.Храбрость – это знание того, как преодолевать свои страхи и опасности;

3. Справедливость – это знание того, как выполнять законы – божественные и человеческие.

Сократ считал, что добродетели можно научиться при помощи умственного образования. Только «благородные люди» могут претендовать на знание. Ремесленнику, земледельцу, т.е. демосу знание недоступно.

Сократ оказал огромное влияние на всю последующую философию, став образцом «мудреца» и «гражданина». Его заслуженно называют «отцом философии».

Споры о первооснове мира продолжаются и поныне. Одни считают, что мир материален, другие - что идеален, а третьи - божественен. Многие современные философы считают, что наша Вселенная плюралистична, комплексна. Одним из влиятельных учений II этапа был атомистический материализм Демокрита. Продолжая поиски первоосновы мира, Демокрит считал, что мир состоит из небытия (пустота) и бытия (атомов). Атомы - неделимые мель­чайшие частицы разной формы, находящиеся в движении атомов состоит и человеческая душа. Боги также состоят из атомов, только особо прочных.

Платон (427 – 347 гг. до н. э ) родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона – Аристокл. Платон (широкоплечий) – прозвище. Он величайший из учеников Сократа стал основателем мощного направления в философии – объективного идеализма. Ядро его учения - тео­рия о мире идей. Идеи представляют причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе, в мире идей. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и познаются только разумом. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. На вершине пирамиды идеи высшего ранга - идеи блага, истины прекрасного, справедливости. Ниже - идеи, выражающие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд - идеи классов, групп, пред­метов и живых существ, например, животные, человек и т.д.

Этому миру идей противостоит окружающий нас материальный мир вещей, который доступен нашим чувствам, познается с их помощью. Однако этот мир вторичен, он является лишь «тенью» мира идей. Вещи материального мира непостоянны, конечны, смертны. Наряду с такими первоначалами, как идея и материя, Платон признаёт ещё и наличие Ума – демиурга, который является творцом мира и порождает Мировую душу. он же творит и других богов.

Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка и т. д.

Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) был самым талантливым и строптивым учеником Платона. Как и Платон, приобрел славу величайшего философа Древней Греции.

Три года был воспитателем Александра Македонского. Научное наследие его огромно - 150 работ практически по всем областям знания Древнего ми­ра, которые как бы подытожили развитие всей предшествующей философии

и науки. Им также написаны труды по физике, биологии, психологии. Мно­гие из них дошли до нашего времени.

Аристотель выявил особенность философии, ее отличие от конкретных частных наук, дал ей определение. Философия, по его мнению, это высшая ступень человеческих знаний, т.к. она ищет первопричину всего сущего, а наука о первопричинах является самой главной.

Первооснову мира Аристотель видел не в идеях, а в материи. Однако существуют и идеи. Но, в отличие от Платона, он считал, что вещи и идеи, которые он называл формами, существуют не отдельно, а вместе друг с другом. Аристотель рассматривал и проблему движения. Он признавал, что все вещи и их формы находятся в постоянном движении и развитии. Источник движе­ния не в самих вещах, а во внешней причине, т. е. в Боге. Аристотель крити­ковал учение Платона об идеальном государстве.