Лекция 8. Ценообразование на предприятии

1. Понятие цены и ее функции

2. Виды цен

3. Этапы установления цены

4. Ценообразование в нефтегазовом комплексе

^ 1. Понятие цены и её функции

Цена - денежное выражение стоимости товара. При установлении цены предусматривается полное возмещение плановых затрат на производство и реализацию продукции и формирование чистого дохода.
Содержание цены и её экономическая природа проявляется через функции.

В учётной функции отражаются все общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства.

^ Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции и внедрения новых технологий. Цена стимулирует производителя выбирать наиболее экономичный способ производства.

^ Распределительная функцияпредусматривает учёт в цене НДС, акциза и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Таким образом, через цену происходит перераспределение доходов между участниками рыночной экономики (между отраслями промышленности, регионами и т.д.)

^ 2. Виды цен

Существует определенная классификация цен в зависимости от обслуживания конкретных отраслей или сфер экономики, в том числе:

- оптовые цены на продукцию промышленности;

- закупочные цены;

- цены на строительную продукцию;

- тарифы грузового и пассажирского транспорта;

- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

- розничные цены;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот;

- надбавки, скидки, наценки в сфере обращения.

Различают цены в зависимости от территории действия, порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов и других факторов. Рассмотрим некоторые из них и порядок их образования.


^ 3. Этапы установления цены

В экономике предприятия исходным принципом ценообразования является возмещение затрат на производство и реализацию продукции, услуг, работ и получение прибыли.
Последовательность разработки и расчёта цены:

1. постановка задачи и целей по ценообразованию;

2. определение характера спроса и предложения;

3. оценка издержек производства;

4. анализ цен конкурентов (следует обратить внимание на систему скидок);

5. выбор метода ценообразования;

6. установление окончательной цены.


1. При постановке задачи ценообразования следует исходить из положения о том, какую роль отводит предприятие цене в своей коммерческой работе. На практике существуют различные ценовые стратегии.

^ Стратегия высоких цен предусматривает первоначальную продажу по цене, которая значительно выше издержек производства, а затем следует понижение цены. Это относится к товарам-новинкам, защищённым патентами. Стратегия возможна в условиях высокого уровня текущего спроса.

^ Стратегия низких цен. Вначале устанавливается минимальная цена, чтобы привлечь максимально возможное число покупателей и завоевать рынок, при этом предприятие стремится к увеличению объёмов производства и снижению издержек.

^ Стратегия следования за лидером на рынке или в отрасли. Цена устанавливается исходя из цены, предлагаемой главным конкурентом либо ведущей фирмой отрасли.

^ Стратегия дифференцированных цен проявляется в установлении цен в сочетании со всевозможными скидками и надбавками к среднему уровню цен для различных рынков.

^ Стратегия льготных ценнаправлена на работу с покупателями, в которых заинтересована фирма.

Стратегия установления престижной ценыоснована на установлении высоких цен на изделия высокого качества, обладающие уникальными свойствами.

2. Для выявления тенденций в развитии спроса и предложения на товар в зависимости от цены применяются графики спроса и предложения. Качественный и количественный анализ графиков позволяет определить, какова будет политика цен предприятия, а также политика по выходу на рынок с тем или иным товаром.

3. При оценке издержек производства необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию. Величина издержек является нижним пределом установления уровня цены, продажа продукции ниже её уровня убыточна.

4. При анализе цен конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которую он предлагает. В мировой практике используются различные виды скидок с цены:

  • скидки при покупке за наличные;
  • прогрессивные скидки за количество, объём покупки, серийность;
  • товарообменный зачёт, или скидка за возврат старого; экспортная скидка, при продаже товара на экспорт и т.д.

При назначении цены руководствуются следующими соображениями: слишком низкая цена - невозможность получения прибыли, возможная цена:

  • минимальная цена - может быть установлена на уровне издержек;
  • средняя цена - устанавливается на основе цен товаров конкурентов;
  • максимальная цена - устанавливается, если товар имеет уникальные свойства и качества.

5. Выбирается один из основных методов ценообразования:

Расчёт цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Определяется полная себестоимость единицы продукции, добавляется прибыль в процентах от полной себестоимости, и получается цена продукции.

Расчёт цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объём прибыли. Метод основан на построении графика безубыточности. График позволяет определить точку безубыточности, в которой сумма выручки равна сумме издержек.

Установление цены на основе ощущаемой ценности товара. Предприятие формирует в сознании потребителя представление о ценности товара, используя неценовые методы: предоставляет сервисное обслуживание, особые гарантии покупателям и т.д.

Ценообразование с ориентацией на спрос.

Ценообразование с ориентацией на конкуренцию, т.е. установление цены на уровне текущих цен.

6. После проведения всех расчётов устанавливается окончательная цена на производимый товар.