Всесторонняя проверка знаний учеников.

Прежде, чем приступить к изучению нового материала, ответьте на несколько вопросов:

1. Что такое профессия?

2. Какие современные профессии появились в наше время? Какие требования предъявляются к ним?

3. Какая профессия нравится? Почему? (Ответ по желанию, 2-3 ученика).

4. Уральский регион - промышленный центр. Здесь много машиностроительных, приборостроительных и других предприятий. Назовите профессии, которые требуются региону для обеспечения работы на этих предприятиях.

3. Подготовка учеников к сознательному усвоению нового материала.

Мы с вами повторили тему прошлого урока о современных профессиях. А сейчас откройте тетради и запишите дату и тему урока: «Труд подростков». В ходе урока вы узнаете, с какого возраста детям можно заниматься трудовой деятельностью, какие виды труда разрешены для подростов, какова ваша основная трудовая деятельность сейчас. Кроме этого, вы должны внимательно слушать рассказ, выделять главное и записывать в тетради.

4. Усвоение новых знаний.

Перейдем к изучению новой темы урока «Труд подростков».

Вы приближаетесь к подростковому возрасту. Возможно, у вас уже не раз появлялось желание самостоятельно трудиться.

В нашей стране закон разрешает детям заниматься трудовой деятельностью с 15 лет и только с письменного согласия родителей. Если ваши родители не будут возражать, чтобы вы летом поработали, то знайте, что подростку предоставляются льготы. Какие же это льготы? (Запишите в тетради заголовок «Льготы подростка» и по ходу объяснения нового материала заполните их).

Итак, льготы, которыми пользуется подросток:

1) он должен трудиться не более четырех часов в день;

2) выполнять не слишком тяжелую работу;

3) заниматься ограниченным видом работ. Запрещается применение труда подростка с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, в ночное время.

Несмотря на ограничения, возможность выбора работы достаточно широка, и вы, вероятно, сумеете найти занятие, соответствующее вашим интересам, способностям и желаниям. Это может быть работа по благоустройству города (посадка и прополка цветов), помощь в кафе или столовой, доставка газет, уход за пожилыми людьми

Возможно, и опыт других подростков подскажет вам занятие по душе. Ребята выбирают для себя самые разнообразные виды трудовой деятельности: это и проведение дней рождений малышей, и изготовление значков различным организациям для рекламы их деятельности, и выгуливание собак, и оказание услуг пожилым людям, и доставка живых цветов, и помощь детям, отстающим от школьной программы, и изготовление игрушек, и сбор вторсырья и т.д.

Таким образом, уже сегодня вы можете готовить себя к предстоящей трудовой деятельности.

Однако надо отметить, что сейчас ваша основная деятельность - это учеба. Учеба - это настоящий труд, который требует больших затрат: материальных, умственных, физических. Ваше отношение к учебе, вложенные в неё затраты могут оказать очень сильное влияние на вашу будущую профессию и судьбу в целом.

Кроме того, вы имеете определенные домашние обязанности, выполнение которых тоже является вашей трудовой деятельностью: купить хлеб, заправить кровать, постирать, погладить и т.д.

Ваш труд сегодня может быть применен в разных формах и в школе: это дежурство, работа на пришкольном участке, в школьной мастерской, в школьной бригаде и т.д.

Все эти виды трудовой деятельности являются для вас обычными, повседневными, но они очень важны при формировании характера, для расширения кругозора и эрудированности.

Выбор есть у каждого подростка. Но при этом надо помнить об ограниченности временных ресурсов. Будет обидно, если со временем вы поймете, что заниматься надо было совсем другим делом, потому что основной труд для вас - это учеба.

Таким образом, основной труд подростка - это учеба, но если школьник захочет поработать, то он должен знать, какие виды деятельности он может осуществлять и при каких условиях.

 

5. Проверка понимания нового материала.

Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Ответьте на вопросы:

1. С какого возраста в нашей стране закон разрешает детям заниматься трудовой деятельностью?

2. Какими видами трудовой деятельности могут заниматься подростки?

3. Какая для вас сейчас основная трудовая деятельность?

(Учитель комментирует каждый ответ учеников).

6. Закрепление нового материала

Чтобы закрепить полученные знания, нужно подумать и ответить на два вопроса:

1. Существует мнение, что труд формирует характер человека, приучает его к самодисциплине, ответственности, дает представление о реальном мире. А что вы думаете об этом?

2. Иногда родители платят своим детям за выполнение домашних обязанностей. Как вы оцениваете подобную ситуацию? (Учитель выслушивает мнения учащихся).