I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение курса обусловлено требованиями ГОС ВПО и предполагает формирование навыков студентов по отбору дидактического материала к урокам экономики, структурирование изучаемого материала, а также использование продуктивных методов и приемов изучения экономической теории. Отбор учебного содержания программы строится с учетом принципов фундаментальности, целостности, интегративности и профессиональной направленности обучения студентов.
ЦЕЛИ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Сформировать у студентов целостное представление об экономических закономерностях и умение их реализовать в условиях образовательного учреждения.
2. Выработать у студентов навыки отбора учебного материала к уроку; подготовить студентов к моделированию учебно-воспитательного процесса средствами предмета «Экономика».
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Развивать умение логично структурировать урок и аргументированно отстаивать собственное моделирование проблемы с применением новых технологий и методов обучения.
Формировать умение студентов видеть целостный учебно-воспитательный процесс и определять место в этом процессе предмета «Экономика», проводить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по экономике, моделировать стратегии индивидуальной коррекции и развития учащихся в процессе обучения.
Вырабатывать у студентов умение совершенствовать учебно-воспитательный процесс с применением новых образовательных и информационных технологий, а также разнообразных методов обучения, помогать формировать собственную модель технологии реализации стандартов образования по экономике.
Использовать возможности предмета «Теория и методика обучения экономике» для формирования экономической культуры студентов и навыков творческой деятельности при реализации знаний по экономике на практике.
Для изучения предмета отводится 100 аудиторных часов и 100 часов для самостоятельной работы. Учитывая важность данного предмета в подготовке учителя экономики, студенты сдают зачет в 5 семестре и экзамен в 6 семестре, а также проходят педагогические практики в 6 и 8 семестрах общей продолжительностью 11 учебных недель.
II. Учебно-тематическое планирование
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекций | Практических | ||||
1. | Методика обучения как педагогическая наука | |||||
2. | Методика обучения как учебная дисциплина | |||||
3. | Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в профессиональной методической подготовке | |||||
4. | Этапы становления и развития общего образования по экономике в России | |||||
5. | Современная система общего образования в РФ по экономике | |||||
6. | Обязательный минимум содержания образования по экономике. Требования к уровню подготовки выпускников | |||||
7. | Учебные программы. Место профильной дисциплины в системе общего образования | |||||
8. | Цели образования, его структура | |||||
9. | Общие и возрастные особенности ученического познания | |||||
10. | Обучение как процесс познавательной и творческой деятельности школьников | |||||
11. | Теоретические основы разработки содержания учебной дисциплины | |||||
12. | Принципы отбора содержания к уроку | |||||
13. | Модели построения курсов | |||||
14. | Развивающий потенциал учебного материала | |||||
15. | Классификация учебных умений | |||||
16. | Развитие коммуникативной компетенции обучающихся | |||||
17. | Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора | |||||
18. | Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые преемственные связи в обучении | |||||
19. | Теоретические основы разработки процесса обучения | |||||
20. | Методы и приемы обучения экономике. Их классификация | |||||
21. | Средства обучения экономике. Их классификация | |||||
22. | Формы обучения экономике. Их классификация | |||||
23. | Современные педагогические технологии | |||||
24. | Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области. | |||||
25. | Особенности построения образовательных маршрутов учащихся | |||||
26. | Внеклассная работа по экономике | |||||
27. | Основные направления деятельности учителя экономики | |||||
Итого |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекций | Практических | ||||
1. | 1.1.Методика обучения как педагогическая наука 1.2.Методика обучения как учебная дисциплина 1.3. Роль самовоспитания, саморазвития и самообразования студента в профессиональной методической подготовке | |||||
2.1.Этапы становления и развития общего образования по экономике в России 2.2.Современная система общего образования в РФ по экономике 2.3.Обязательный минимум содержания образования по экономике. Требования к уровню подготовки выпускников | ||||||
3. | Учебные программы. Место профильной дисциплины в системе общего образования | |||||
4. | 4.1. Цели образования, его структура 4.2. Общие и возрастные особенности ученического познания 4.3.Обучение как процесс познавательной и творческой деятельности школьников 4.4.Теоретические основы разработки содержания учебной дисциплины | |||||
5. | Принципы отбора содержания к уроку | |||||
6. | Модели построения курсов | |||||
7. | 7.1. Развивающий потенциал учебного материала 7.2. Классификация учебных умений 7.3. Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7.4. Воспитательный потенциал учебного содержания и особенности его отбора | |||||
8. | Межпредметные, межкурсовые, внутрикурсовые преемственные связи в обучении | |||||
9. | Теоретические основы разработки процесса обучения. Методы и приемы обучения экономике. Их классификация | |||||
10. | Средства обучения экономике. Их классификация | |||||
11. | Формы обучения экономике. Их классификация | |||||
12. | Современные педагогические технологии | |||||
13.1. Технологии оценивания результатов обучения и оценка достижений обучающихся в освоении предметной области 13.2. Особенности построения образовательных маршрутов учащихся | ||||||
14.1. Внеклассная работа по экономике 14.2. Основные направления деятельности учителя экономики | ||||||
Итого |