Дидактические игры на уроках
1-ая игра. «Братцы-кролики»
Класс делится на две группы: тех, кто проверяют знания; и тех, у кого проверяют знания. Группы определяются по жребию. Кто вытянет пустую карточку, тот «братец-кролик», т.е. у него будут проверять знания; кто вытянет карточку с надписью «теоретик», тот проверяет теорию; «контролер тестов» - проверяет тесты; «контролер кроссвордов» - проверяет кроссворды; «практик»- проверяет решение задач.
Жеребьевка экспертов и «братцев-кроликов» проводится за 2-3 дня до начала игры. Учитель предварительно проверяет знания экспертов, чтобы подготовить их к ведению игры на следующем уроке. Количество вопросов для экспертов (самостоятельная работа): 2 тестовых задания; 2 вопроса из кроссворда; 3 задачи; 2 теоретических вопроса.
Ход игры.
Первый вопрос. Теория. Учащиеся получают карточку с терминами, где пишут формулировку и указывают свою фамилию. Завершенную работу отдают теоретику на проверку.
На игре эксперт-теоретик проверяет теоретические ответы отвечающих и заносит отметки в таблицу: «плюс» - правильный ответ; «минус» - неправильный ответ.
Ф.И. ученика | Теория | Тест | Кроссворд | Задачи | Общий балл (ставят учителя) |
Второй вопрос. Тест. Выполнив тест, «братец-кролик» передает его контролеру тестов, который оценивает работу по ключу:
- 5 правильных ответов - 5 баллов;
- 4 правильных ответа - 4 балла;
- 3 правильных ответа - 3 балла;
- 2 правильных ответа - 2 балла;
- 1 правильный ответ - 1 балл.
Третье задание. Кроссворд. «Братец-кролик», выполнив кроссворд, передает его контролеру кроссвордов, который оценивает работу по количеству правильно отгаданных слов: сколько правильно угаданных слов – столько и баллов. Результаты кроссворда, как и предыдущих заданий, заносятся в таблицу.
Расстановка парт при игре «Братцы-кролики».
Теоретик | Контролер тестов | |||||||||||||||||
Контролер кроссвордов | Практик | |||||||||||||||||
Четвертое задание. Решение задач.
Критерии оценки задач: задача решена полностью - 3 балла; задача решена частично, но есть понимание - 2 балла; задача решена, но есть существенные ошибки - 1 балл; задача не решена - 0 баллов.
2-ая игра. «Минуты обогащения»
Эта игра проводится по типу семинара («круговое общение»).
Задача игры - приобретение навыков работы с дополнительной литературой, умение высказывать свою точку зрения, обогащать себя за счет информации, услышанной от участников «кругового общения».
Игра «Минуты обогащения» применяется в процессе изучения большой темы, на этапе формирования новых знаний и после изучения темы.
Игра состоит из 5 этапов.
1-й этап – подготовительный.
Учитель сообщает тему урока, вывешивает вопросы семинара и список литературы для всеобщего обозрения. Ученик выбирает вопрос, ищет ответы в указанной литературе или находит сам дополнительные источники информации по теме.
2-й этап – пополнение знаний.
Учащиеся в тетрадях пишут вопрос. Затем заносят тезисы-ответы на вопрос из прочитанной литературы. Указывают автора, название книги, ее выходные данные, страницы (предварительно учащиеся должны быть научены работать с книгой и уметь выписывать тезисы). 2-й этап может длиться несколько недель.
3-й этап - «Минуты обогащения».
Учащиеся рассказывают друг другу содержание того материала, который они нашли на поставленный вопрос. Идет взаимное обогащение.
4-й этап - заключительный.
После изучения темы на основе собранного материала учащиеся пишут реферат.
5-й этап - срез знаний.
1. Три вопроса по изученной теме (письменно).
2. Свободный вопрос. Ученики формулируют его сами и дают письменные ответы.
3. Перечисление литературы, прочитанной по данной теме: автор; название; выходные данные книги (статьи).
Расстановка парт во время игры «Минуты обогащения».
3-ья игра. «Терминологический марафон».
Эта игра имеет большое значение при усвоении экономических терминов и усвоении науки экономики в целом. Существует несколько вариантов проведения «Терминологического марафона».
1-й вариант. Работа в парах. Один ученик задает вопрос, другой отвечает. Затем меняются ролями. Результаты фиксируются в тетради: ставится номер вопроса, за правильный ответ - «плюс», за неправильный - «минус».
Запись в тетради оформляется примерно так:
1. +
2. -
3. -
4. +
Итого:2 балла.
По окончании игры учитель называет дату повторного контроля терминов. На последующем уроке игра продолжается по тому же сценарию.
2-й вариант игры. У этой игры может быть подзаголовок ”Выбивалы”. Выходят к доске 5 человек. Они задают по очереди друг другу вопросы до тех пор, пока не останется один победитель. Затем вызывают следующую группу из 5-ти человек. Они задают друг другу термины до тех пор, пока не останется снова 1 человек. Таких групп в классе будет примерно пять (25 человек в классе). Окажется 5 победителей. Они состязаются между собой. Задают друг другу вопросы по очереди, пока не окажется 1 победитель. В этой игре может получиться так, что все 5 человек окажутся равными.
3-ий вариант. Ученики готовят себе 100 карточек с терминами. На одной стороне термин, на другой – фамилия, имя ученика, изготовившего карточку. Ученик показывает свой термин и дает ему формулировку. Если ответил правильно - карточку забирают, результат заносят в таблицу (это один из элементов мониторинга по проверке знаний учащихся):
Ф.И. ученика | Количество правильных ответов |
Иванов | 19.09; 20.10 |
Петров | .. |
Сидоров | |
Смирнов |
Такую таблицу можно использовать несколько раз. Чтобы не перепутать даты игры, точки в графе “Количество правильных ответов” обозначают разными по цвету фломастерами. Например: 17.09 - зеленый цвет, 20.10. - красный цвет. За год можно увидеть результаты знаний терминов конкретным учеником.
4-ый вариант. ”Как меня зовут”.
Ученики в тетради пишут цифры (по одной на строчке. Цифр столько - сколько и будет терминов):
1. Экономика
2. Блага
3. и т.д.
Учитель (или ассистент) читает формулировку, а ученик пишет в тетрадь только термин. Например, 1-я формулировка. Учитель читает: - Наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности - это...
Ученик пишет: - Экономика.
Учитель: Все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд - это...
Ученик пишет: - Блага и т. д.
4-ая игра «Экономические термины».
Используется детская игра ”Попади в цель”. На стене висит мишень с цифрами (как в тире).
Ученик бросает «копье». На какую цифру попал - такой номер вопроса ему и задают. Попадание в цель зависит от меткости учащихся, поэтому под каждым номером должно быть несколько вопросов.
Проверка терминов - это стартовая площадка для понимания учащимися экономики.
5-ая игра «Путь прокладывает логика»
1-ый вариант. Учащиеся подбирают 4-5 экономических терминов, с помощью которых можно составить связный текст, и пишут их на карточке. Передают список терминов другой группе. 2-ая группа составляет текст, употребив все термины.
Например: Даровые блага, экономические блага, факторы производства, специализация, торговля.
Примерный ответ: жизненные блага, которые доступны людям в большом объеме, чем необходимо, называют даровые блага. Но потребности людей чаще удовлетворяются за счет производства экономических благ. Факторами производства экономических благ являются труд, земля, капитал, информация. Совершенствуя способы использования экономических ресурсов, человечество в основу хозяйственной деятельности положило специализацию и торговлю.
Посадка учащихся во время игры «Путь прокладывает логика».
2-ой вариант. Учащиеся пишут 4-5 экономических терминов, относящихся к 1-ой теме, кроме того, пишут 1-2 термина, которые к данной теме не относятся, затем передают список терминов другой команде, которая составляет текст и говорит, какие термины являются «лишними» и объясняет почему.
5-ая игра «Нить Ариадны»
Посадка учащихся, как при игре ”Путь прокладывает логика”. Эта интересная игра используется при проверке текста. Можно продумать рисунки на бумаге, дорогу движения, обозначать её флажком, фишкой и т.д.
1 вопрос. В деревне рабочий день длится с восхода до заката. Как и испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбища. Это экономическая система...
A. традиционная.....7
B. рыночная....8
C. командная....11
D. национальная....3
Напротив слов стоят цифры. Правильный ответ под буквой А. После неё стоит цифра 7. Значит надо отвечать на вопрос под номером 7. Но в игру надо вкрапить ”ловушки Минотавра”, чтобы отправить учащихся к началу игры. Это поднимет эмоциональность игры, азарт учащихся.
Какая команда быстрее дойдет до финиша, та и будет победительницей.