И их особенности
Административно-правовая норма – это норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.
Нормы административного права:
а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исполнительной власти;
б) регулируют дельность органов исполнительной власти;
в) регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти;
г) определяют порядок взаимодействия между субъектами управления.
Административно-правовые нормы подразделяются:
по целевому назначению – регулятивные и охранительные;
по методу воздействия – обязывающие и запрещающие;
3) по пределам действия:
а) действующие на определенной территории;
б) обязательные только для определенного круга лиц;
в) внутриаппаратные;
г) общеобязательные;
4) по юридической силе – имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу;
5) по степени значимости – законные и незаконные;
6) по уровню обобщенности – общие и специальные;
7) по характеру правового режима – материальные и процессуальные.
Составляющими административно-правовой нормы (как и в других отраслях права) являются:
а) гипотеза – условия действия правовой нормы;
б) диспозиция – предписания, запреты и дозволения;
в) санкция – мера административного или дисциплинарного воздействия. Для структуры административно – правовых норм характерны следующие особенности:
а) не во всех случаях четко выражена гипотеза. В некоторых случаях она излагается в виде юридических фактов (например, достижение определенного возраста, совершения административного правонарушение);
б) многие административно-правовые нормы в своей структуре санкции не содержат, в этих случаях санкции помещены в другом акте (например, административно-правовые нормы) регулирующие управленческую деятельность, исходя из того, что отношения между нижестоящими и вышестоящими административно-управленческими работниками строятся на началах дисциплинарной власти. В данном случае санкции содержатся в нормах общего характера, которые относятся к институтам государственной службы;
в) для административно-правовых санкций свойственно многообразие: административные санкции, дисциплинарные, административно–материальные, административно-процессуаль-ные. В свою очередь каждая из этих санкций охватывает конкретные санкции (например, административные санкции включают в себя 7 мер взыскания);
г) санкции в административном праве разделяют на абсолютно определенные (например, большинство дисциплинарных санкций - выговор) и относительно определенные (меры административного взыскания – штраф, исправительные работы).
Реализация норм административного права – это процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права государственной воли, выражают в нормах.
Существуют четыре формы реализации административно-правовых норм:
- исполнение;
- применение;
- соблюдение;
- использование.
1. Исполнение– точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм являются все участники управленческих отношений.
2. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (уполномоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, приказ о назначении на должность).
3. Соблюдение– как самостоятельный способ реализации административно – правовых норм, связанный с реакцией участников управленческих отношений на запреты. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет выражается нецензурной бранью в общественных местах).
4. Использование. Как форма реализации административно – правовых норм выражается в добросовестном совершении субъектами правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения при использовании субъект сам решает, воспользоваться предоставленным административно – правовой нормой правом или воздержаться от использования (например, охотник может пойти на охоту либо отказаться от этого права).