Акты выборных органов и их должностных лиц

Акты представительного органа.Представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесенным к его компетенции феде­ральными законами, законами субъекта РФ, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обяза­тельные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представи­тельного органа муниципального образования. Это, например, приня­тие общеобязательных правил по предметам ведения местного само­управления, планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, утверждение отчетов об их выполне­нии; установление местных налогов, сборов и платежей; определение порядка выпуска муниципальных займов, лотерей, предоставления кредитов и налоговых льгот в соответствии с законодательством; уста­новление порядка приватизации, владения, пользования, распоряже­ния муниципальной собственностью; организация проведения выбо­ров в органы местного самоуправления и местного референдума в соответствии с законодательством; защита прав депутатов, принятие решения о досрочном прекращении полномочий депутатов; избрание и освобождение от должности выборных должностных лиц данного представительного органа; организация территориального обществен­ного самоуправления и др.

Акты должностных лиц представительного органа.Председатель представительного органа муниципального образования (в установ­ленных случаях заместитель председателя) издает распоряжения (иногда постановления) по вопросам организации деятельности пред­ставительного органа муниципального образования. Например, по­становлением председателя могут быть утверждены структура и штат­ное расписание аппарата представительного органа, правила трудового распорядка. Распоряжением председателя представительного органа могут быть оформлены организационные вопросы: прием, перевод и увольнение работников аппарата; создание рабочих групп по подго­товке вопросов для рассмотрения представительным органом, реше­ние жилищных, организационно-технических и иных вопросов для муниципальных служащих аппарата.

Акты главы муниципального образования.Глава муниципально­го образования в пределах своих полномочий, установленных уста­вом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и рас­поряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа муниципального образования в случае, если он является его председателем, или постановления и распоряжения в пределах полномочий местной администрации, если он является ее главой. Как правило, решения, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений главы, а ненормативные — в форме его рас­поряжений.

Акты главы местной администрации.Глава местной админист­рации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального обра­зования, нормативными правовыми актами представительного орга­на муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением от­дельных полномочий, переданных органам местного самоуправле­ния федеральными законами и законами субъектов РФ, а также распоряжения по вопросам организации работы местной админист­рации.

Иные муниципальные правовые акты.Законодательством уста­новлено, что иные должностные лица местного самоуправления изда­ют распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномо­чиям уставом муниципального образования. К данной категории должностных лиц можно отнести начальников (заведующих) управ­лений, отделов, комитетов и служб местных администраций, а также иных органов местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Глава местной администрации вправе отменить распоряжение (приказ) начальника управления (отдела), входящего в структуру местной администрации.

Требования к муниципальным правовым актам.Муниципальные правовые акты должны соответствовать определенным требованиям. Например, акты главы г. Копейска в соответствии с регламентом ад­министрации города должны печататься на бланке установленного образца, изготовленного типографским способом; каждый документ должен иметь заголовок, кратко отражающий содержание. Постанов­ление по объему не должно превышать трех страниц текста без прило­жений. К проекту постановления может прилагаться пояснительная записка или аналитическая справка объемом до пяти страниц. Далее указывается, что постановление должно состоять из двух частей: констатирующей и постановляющей. В констатирующей части излагают­ся цели и задачи принятия документа, делается ссылка на норматив­ные акты, на основании и во исполнение которых он принимается, дается изложение сути и состояния рассматриваемой проблемы; в по­становляющей (распорядительной) части указываются: действие во исполнение поручения (обязать, поручить, рекомендовать); органы, предприятия, организации, учреждения и их руководители, которым поручается выполнение конкретных заданий и поручений, а также должностные лица, если исполнение возлагается лично на них; кон­кретные сроки выполнения как отдельных пунктов, так и документа в целом; при необходимости отмены ранее принятых постановлений и распоряжений указывается орган, принявший правовой документ, да­та, номер и наименование или отдельный пункт, подлежащий отмене; необходимость публикации или другие формы доведения содержания документа до сведения населения; органы и должностные лица, на ко­торых возложен контроль за исполнением документа, и сроки пред­ставления информации главе города.

Также в названном документе справедливо, на наш взгляд, отме­чается, что в тексте постановлений и распоряжений применяются только общепринятые сокращения; аббревиатуры названий учреж­дений, ассоциаций, фирм и т.п. расшифровываются, сокращения могут употребляться при повторении наименований в тексте. Осо­бые указания относятся к визированию постановлений и распоря­жений, которое осуществляется за подписью лица, визирующего до­кумент, с указанием его должности, фамилии и даты визирования в следующем порядке: руководители структурных подразделений, подготовившие данный документ; руководители других заинтересо­ванных организаций, отмеченных в документе; руководитель юри­дического отдела; заместитель главы администрации города, кури­рующий вопрос (визирует после получения визы исполнителя и других согласований); управляющий делами.

Исполнитель указывает свою должность, фамилию, инициалы, но­мер рабочего телефона и расписывается в нижнем поле той же страни­цы. На этом же листе излагается или прилагается отдельно перечень организаций, в чей адрес следует направить документ.

Оформленный в соответствии с требованиями регламента проект акта передается управлением делами на рассмотрение главе города. Подписанные главой города постановления и распоряжения переда­ются в приемную главы города для регистрации и рассылки. Рассылка документов производится в течение трех дней после подписания. Ду­мается, что аналогичный порядок работы может быть и в других му­ниципальных образованиях.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные признаки муниципального права.

2. Перечислите основные функции муниципального права.

3.Что относится к вопросам местного значения поселений?

4.Перечислите полномочия главы муниципального образования.

5. Перечислитетребования к муниципальным правовым актам.